Здоровый образ жизни_46630

Программа факультативного курса

«Здоровый образ жизни», 6 кл.

Разработчик: учитель истории и обществознания высшей категории Баканова Е.А

2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Целью программы является сформировать мотивацию школьников к здоровому образу жизни и ценностному отношению к здоровью. Ученик, прошедший обучение по этой программе, должен на практике уметь использовать систему знаний и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья. В курсе программы изучаются основные аспекты здорового образа жизни: регулярные занятия физической культурой, сбалансированное питание, профилактика вредных привычек и отказ от них, регулирование психического состояния. Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Некоторые факторы образовательной среды оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся. Учитель нередко первым замечает отклонения в здоровье учащихся. И именно от учителя зависит, насколько меньше этих отклонений у его воспитанников будет. Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. От здоровья педагога в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения. Среди основных «школьных» факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, можно выделить следующие:

- недостаток двигательной активности учащихся,

- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса,

- перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса,

- несовершенство учебных программ и технологий,

- авторитарный стиль преподавания,

- отсутствие индивидуального подхода к учащимся,

- использование преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным,

- неправильное питание учащихся,

- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья,

- неблагополучное состояние здоровья учителей.

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:

- умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья),

- проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья),

- честен, самокритичен (нравственное здоровье),

-коммуникабелен (социальное здоровье),

- уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

Педагогическая деятельность отличается высоким уровнем ответственности, напряженностью, большим количеством стрессовых ситуаций, неограниченной продолжительностью рабочего времени. Педагог должен быть готов к преодолению физических и нервных нагрузок без снижения качества и эффективности образовательного процесса. Вместе с тем современные исследования указывают на крайне низкие показатели психического и физического здоровья педагогов, которые снижаются еще больше по мере увеличения стажа работы.

От здоровья педагога в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

Учебно-воспитательный процесс по ЗОЖ начинается с мотивации, отбора содержания той или иной темы, выбора методов и форм организации познавательной деятельности учащихся. Педагог, организовывая занятия по ЗОЖ, должен максимально использовать свой жизненный опыт и чувства, не боясь сказать: «я не знаю, я учусь у вас…»

Программа здорового образа жизни поможет:

- проводить учебно-воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек, появления хронических заболеваний,

- научить Ваших воспитанников ответственному поведению к своему здоровью,

- обучить и закрепить полученный опыт на практике, обучить умению коммуникации и доверительного разговора,

- усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением.

В нашем распоряжении врачи, данные нам природой, всегда готовые помочь в создании стопроцентного здоровья. Это: солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, рациональное питание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, разум.

Критерии результативности:

- осознание личной причастности к состоянию своего здоровья,

- включение в деятельность по приобретению навыков и опыта в формировании ЗОЖ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

месяц

Количество часов

Тема занятия.

сентябрь

2

Лекция «Никотин- самое доступное психоактивное вещество». Исследовательская работа «Причины курения».

2

Анкета «Школа и курение подростков». Социальные последствия курения для общества и семьи.

октябрь

2

Лекция «Характер, его черты и особенности».

2

Психологические механизмы формирования привычек. Тест «Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки?»

ноябрь

2

Анализ результатов теста «Почему вы курите?» Пути избавления от вредных для здоровья привычек.

декабрь

2

Мифы о пользе курения. Мозговой штурм, прогнозирование. Индивидуальные факторы риска.

2

Формы воздействия на человека. Правила убеждения. Ролевые игры (занятие-практикум0.

январь

2

Правила формулировки отказа другому. Ролевые игры (занятие-практикум).

2

История появления алкоголя. Алкоголизм- безнравственное явление нашей жизни. Последствия употребления алкоголя.

февраль

2

Ролевая игра-представление. Определение реального виновника употребления алкоголя.

2

Лекция «Духовные потребности и цели человеческой жизни».

март

2

Мозговой штурм. Лекторий, проводимый учащимися.

2

Тренинг по формированию личной позиции по отношению к курению.

апрель

2

Тренинг по формированию умений социальной коммуникации. Ролевая игра «Как заводить друзей».

2

Тренинг по формированию умения свободно присоединяться к той или иной группе и по необходимости покидать ее без проявления стрессового состояния.

май

2

Тренинг по формированию креативности личности. Проигрывание известных сказок.

Тренинг по формированию уверенности в себе. Разбор ситуации. Упражнение «Теперь и потом».