Защищаем права ребенка

ЗАЩИЩАЕМ ПРАВА РЕБЕНКА

(Родительское собрание)

Время проведения: начало учебного года.

Форма проведения: ситуационно-ролевая игра.

Продолжительность: 1-1,5 часа.

Цели: повышение педагогической и коммуникативной компетентности родителей; расширение правового сознания и раскрытие творческого потенциала родителей.

Задачи: ознакомить родителей с Декларацией о правах ребенка; провести профилактику и коррекцию асоциального поведения отдельных родителей; повысить сплоченность группы родителей; выработать правила договора между педагогом и родителями по вопросам посещения ребенком группы предшкольной подготовки.

Участники: представитель администрации по опекунству, родители воспитанников; педагоги групп; психолог. Ведущим может быть психолог или воспитатель. Данное родительское собрание уместно проводить с группой родителей, общее число участников не должно превышать 30 человек.

План проведения

I. Вступительная часть.

I 2. Обсуждение и решение игровых проблемных ситуаций.

I 3. Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.

Ход мероприятия подготовительный этап

1. Подготовить необходимое оборудование:

• таблички на столы для участников игры (психолог и т. д.);

• несколько комплектов разноцветных флажков с надписями «Родители», «Педагоги», и т. д. (флажки с одинаковыми надписями должны быть одного цвета);

• информационные письма с текстом Декларации о правах ребенка (приложение Б) по количеству участников;

карточки с описанием ситуаций, вызывающих беспокойство педагогического коллектива (приложение А);

фломастеры (по количеству столов);

переносная доска и мел для регистрации результатов обсуждения.

В помощь педагогу:

анкета для родителей (приложение В);

диагностика нарушения прав ребенка в семье (приложениеБ);

опросник «Измерение родительских установок и реакций» (приложение Д).

II Организационный этап

Столы в помещении, где будет проходить собрание, расставляются полукругом и ориентированы на главный стол, за которым сидит ведущий. На его столе лежит комплект карточек с описанием ситуаций, вызывающих беспокойство педагогического коллектива.

Справа от ведущего стол с надписью «Администрация» (за сто- лом специалист администрации). Слева от ведущего стол с надписью «Педагоги», за которым размещаются педагоги группы. Далее полукругом — столы для родителей (за каждым — но 3-4 человека), на них лежат фломастеры, комплект флажков, ин- формационные письма (4 шт.), чистый лист бумаги.

Играет музыка. Родители входят в зал и рассаживаются за столами по 3-4 человека (по желанию).

Вступительная часть

(Ведущий представляет участников родительского собрания, называет имена и должности сотрудников)

Ведущий. Тема нашей встречи сегодня — «Защищаем права ребенка». (Далее ведущий напоминает о причинах, побудивших педагогический коллектив предложить родителям эту тему для встречи.)

Обсуждение и решение игровых проблемных ситуаций

Вводные установки

Ведущий. Вы сели за столы по своему выбору. Нам предстоит обсудить коллегиально одну из проблемных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам учреждения достаточно часто и ответить в ходе обсуждения на следующие вопросы (предлагает записать на листе бумаги вопросы);

- Нарушает ли эта ситуация права вашего ребенка прямо или косвенно?

- Кто виноват в нарушении прав вашего ребенка?

- Каким образом можно разрешить ситуацию, чтобы она не затрагивала интересы вашего ребенка?

Как только вы придете к единогласному заключению по первому I «опросу, поднимите флажок, символизирующий участника образовательного процесса, которого вы считаете виновным в нарушении прав вашего ребенка. Далее один из представителей вашей группы в виде сообщения должен объяснить остальным участникам игры нашу позицию и мы все вместе попытаемся найти выход из проблемной ситуации.

Пусть от каждого стола ко мне подойдет один человек от группы и вытянет одну карточку. На ней описана ситуация, которую «вашему столу» следует рассмотреть (приложение А).

(Участники выбирают проблемную ситуацию. Время на обсуждения — 3 минуты.)

«Проживание» проблемной ситуации, развертывание игрового сюжета

Родители за столами обсуждают проблему, означенную в карточке. Ведущий должен заботиться о том, чтобы все участники игры приняли участие в этом обсуждении, а особо активные лидеры не подавляли инициативы других родителей. После того как ответ группы родителей будет готов и они заявят об этом поднятием флажка, ведущий фиксирует на доске результат-кого члены родительской группы видят виновными в данной ситуации.

Подведение итогов игры

По окончании обсуждения всеми участниками игры проводится анализ каждого случая в отдельности. На основании этого вносятся поправки в таблицу. Кроме того, решаются проблемы, возникающие в процессе анализа. Например, выяснилось, что некоторые одинокие мамы не всегда успевают к окончанию рабочего дня забрать ребенка.

Вариант решения проблемы: увеличить время пребывания таких детей в группе.

V. Подведение итогов родительского собрания

Ведущий благодарит родителей за активное обсуждение имеющихся проблем и позитивное их решение.

Ведущий. В качестве решения собрания я предлагаю вам взять на память о встрече Информационное письмо с текстом Декларации о правах ребенка.

Приложение А. Перечень проблемных ситуаций

Для родительского собрания отбирается 8-10 наиболее актуальных ситуаций.

Цель: определить, ущемляются ли в них права ребенка.

Перечень ситуаций

Ваш ребенок не посещает занятия, предоставляемые учреждением в рамках дополнительных образовательных услуг.

В группу пришел новенький. Он капризный и взбалмошный. Его родители обладают высоким социальным статусом и сразу же заявили об этом педагогам. Педагоги не могут добиться от новенького подчинения требованиям, обязательным для всех детей.

Вы заметили, что один из родителей пришел за своим ребенком в нетрезвом виде.

Ребенка привели в первый раз после болезни без справки от врача. Педагог его принимает, поддавшись на уговоры.

Вы часто забираете своего ребенка позже установленного договором срока.

Из-за подготовки к празднику не проводились некоторые занятия. Вместо них были репетиции.

Ваш ребенок по болезни пропустил некоторые занятия. Это сделало невозможным его дальнейшее успешное обучение.

Ваш ребенок принес из дома в детский сад большую яркую игрушку, которая стала предметом общей забавы и мешала педагогу проводить занятие. Педагог решил избавиться от игрушки, но ребенок закапризничал. Тогда ему предложили посидеть до конца занятия в раздевалке.

В группу пришел новенький. Он плохо говорит по-русски. Чтобы не тратить на него время, педагог игнорирует его на занятиях, занимаясь только с теми детьми, которые говорят хорошо.

10. Вы обратились к педагогу с просьбой, чтобы он на прогулках ограничивал активность вашего ребенка в тех случаях, когда это связано с возможностью испачкать новую куртку. Педагог игнорировал вашу просьбу.

11. В учреждении вашего ребенка посвятили в тайну своего появления на свет. Это его сильно взволновало. Он стал одолевать вас вопросами, стал не в меру любопытен в вопросах ваших взаимоотношений со спутником жизни,

12. В учреждении был организован досуг, посещение которого возможно только в сопровождении родителя. Вы не сочли нужным прислушаться к просьбам ребенка и не пришли на мероприятие. Вечером вы нашли своего ребенка в слезах.

13. Вам предложили поучаствовать в конкурсе. Подготовка к конкурсу предполагает участие всех членов семьи. Ребенок «загорелся» и стал одолевать вас просьбами о помощи. Вы отказали ему ввиду своей занятости. Это вызвало слезы.

14. Ваш ребенок сообщил вам, что один мальчик в группе говорит плохие слова.

15. Родитель, забирая вечером ребенка из учреждения, не заходит на территорию и не разговаривает с педагогами. Игнорирует приветствия и другие знаки вежливого отношения.

Приложение Б.

Декларация о правах ребенка (Информационный листок)

Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию и правах ребенка с целью обеспечить счастливое детство и пользование на их собственное благо и благо общества правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, чтобы они признали и старались соблюдать эти права…

Принцип 1. Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося ребенка или его семьи.

Принцип 2. Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3. Ребенку должно принадлежать с его рождением право на имя и гражданство.

Принцип 4. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровье рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище и медицинское обслуживание.

Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого развития.

Принцип 6. Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и органах публичной власти должна лежать, обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое соответствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение, эта ответственность лежит прежде всего ни родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилии к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли ни в какой форме.

Принцип 9. Ребенка не должны принимать на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручать или разрешать работу или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому,

ум

ственному или нравственному развитию.

Принцип 10. Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Приложение В. Анкета для родителей

1. Фамилия, имя ребенка

2. Число, месяц и год рождения

3. Состав вашей семьи

Если в семье есть еще дети, укажите их пол и возраст

4. С какого возраста малыш посещает учреждение?

5. Кто чаще приводит ребенка в учреждение?

Кто чаще забирает? В котором часу?

6. Часто ли болеет ваш малыш? (Сколько раз в месяц, год?)

7. Насколько охотно возвращается после болезни,

выходных дней?

8. Рассказывает ли малыш дома о жизни в детском саду?

Каковы его отзывы, их эмоциональная окраска? (Возможно, избегает разговоров на эту тему или отвечает на вопросы неохотно/односложно.) 9. Каково обычно состояние вашего ребенка? (Спокойное, оживленное, подавленное, возбужденное, другое.)

Меняется ли настроение в связи с посещением детского сада?

Как?

10. Как вы полагаете, общительный ваш малыш или нет? Как это

проявляется?

11. Возможно, вас что-то беспокоит в поведении ребенка из нижеперечисленного. Если да, то отметьте, что именно:

стеснительность;

болтливость;

плаксивость;

повышенная подвижность;

суетливость;

тревожность (боязливость);

навязчивость;

замкнутость;

лживость;

воровство;

медлительность;

жадность;

рассеянность;

заторможенность;

агрессивность;

жестокость к людям, животным;

игрушкам;

стремление разрушать, ломать;

возбудимость;

упорство;

резкие перепады настроения;

неожиданные вспышки гнева;

излишняя сосредоточенность;

неаккуратность;

непоседливость;

другое (укажите, что именно)

12. Проявляет ли ваш малыш активность? Или в основном занимает пассивную, выжидательную позицию)?

13. Играя с другими детьми, предлагает ли ваш ребенок свои пра-

вила?

Охотно ли соглашается с чужими правилами?

Как часто прибегает к помощи взрослых в разрешении конфликтных ситуаций?

14. Как вы считаете, ваш малыш уверенный (решительный), не очень уверенный, неуверенный (сомневающийся)?

15. Стремится ли ребенок к самостоятельности или предпочитает опеку?

16. Какие жизненные ситуации, на ваш взгляд, способны оказать негативное воздействие на формирование личности ребенка:

разлука с родителями;

конфликты в семье;

эмоциональное неприятие ребенка;

резкий испуг;

противоречия в процессе воспитания;

серьезные заболевания и эмоциональные проблемы родите- лей и близких ребенку людей (включая алкоголизм и наркоманию);

другие

Сталкивался ли ваш ребенок с какими-либо ситуациями, пере- численными выше? С какими?

17. Кто чаще общается с малышом? Кто занимается его воспитанием?

18. Какие приемы воспитания и меры воздействия применяются?

19. Какое наказание наиболее действенное?

20. Какое поощрение его удовлетворяет?

21. Как ребенок реагирует на замечания, наказание, неудачи?

22. Играете ли вы вместе со своим малышом? В какие игры?

23. Есть ли любимые игрушки? Какие?

24. Что больше всего любит делать малыш? Часто ли меняются его любимые занятия?

25. Занимаетесь ли вы дома вместе с ребенком или даете ему задания?

26.Поручаете ли вы ребенку какую-нибудь домашнюю работу? Какую?

27. Как вы реагируете на ошибки ребенка?

28. Как часто ребенок смотрит телевизор?

При каких обстоятельствах?

29. Есть ли у ребенка дома хотя бы одно место, которое отведено только ему (комната, угол, шкаф, полка…)?

30. Является ли религия важной частью семейных устоев?

31. Существуют ли в вашей семье обычаи, традиции, в которых участвует ребенок? Какие?

32. Возможно, вы хотите сообщить что-либо еще или что-то спросить:

33. Укажите, пожалуйста, кто заполнял анкету

Спасибо за сотрудничество!

Приложение Г. Диагностика нарушения прав ребенка в семье

Диагностика проводится в три этапа.

Первый этап

Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы. Метод — экспертная оценка. В роли экспертов выступают педагоги.

Второй этап

Выявление родителей, нарушающих права своих детей, т. е. применяющих к ним физическое или психическое насилие. Проводится диагностика агрессивности детей, имеющих трудности в адаптации, а также выявляются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители этих детей. При приеме детей в учреждение родителям предлагается анкета для выяснения их общего отношения к физическим наказаниям.

Затем с целью более глубокого изучения родителям предлагает- ся опросник Баса-Дарки. Опросник включает восемь шкал, но для выявления родителей, нарушающих права своего ребенка, выбраны только те, с помощью которых можно оценить, насколько агрессивны родители.

Шкала 1. Физическая агрессия.

Шкала 2. Косвенная агрессия.

Шкала 3. Раздражение.

Шкала 7. Вербальная агрессия.

В эти шкалы входят в совокупности 44 вопроса.

Время заполнения опросника — 10-15 мин. Время заполнения ан- кеты 5 мин.

И анкета, и опросник Баса-Дарки заполняются всеми членами семьи, систематически занимающимися воспитанием ребенка. Если ребенок из полной семьи, то обе методики заполняют оба родителя.

Показатели нарушения прав ребенка

1. Высокий балл по любой из шкал опросника Басса-Дарки.

2. Констатация факта использования физических наказаний. Оценке частоты использования физических наказаний в анкете в 2 балла (что соответствует их применению «в исключительных случаях») и выше, По результатам этого этапа диагностики выделялись те семьи, в которых нарушаются права ребенка. Это семьи, где хотя бы один из родителей или использует физические наказания, или имеет высокий балл хотя бы по одной из шкал опросника Басса-Дарки.

Третий этап

Диагностика выявления особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в семьях, в которых нарушаются права детей. Используется методика измерения родительских установок и реакций (РАКУ). Это опросник, включающий 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. Время заполнении методики — 25—‘40 мин. Методика РАКУ, помимо шкал, в которых констатируются проблемы родителей, содержит шкалы, позволяющие характеризовать позитивные стороны родительского отношения. Поэтому методика позволяет провести многостороннюю диагностику, выявил, не только слабые, но и сильные стороны родителей, а также провести коррекционную программу.

Приложение Д. Опросник «Измерение родительских установок и реакций»

Инструкции родителям: «Прочтите каждое утверждение, данное ниже, и оцените каждое из них следующим образом:

С — полностью согласен;

П — почти согласен;

К — скорее не согласен;

Н — полностью не согласен.

Здесь нет правильных или неправильных ответов, поэтому вы отвечаете согласно своему мнению. Очень важно, чтобы вы ответили на все вопросы. Многие утверждения будут казаться похожими, но все они необходимы, чтобы уловить слабые различия во взглядах».

Список утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей

Детям можно не соглашаться с мнением родителей, если они чувствуют, что их суждения более верные.

Хорошая мать должна оберегать ребенка даже от незначительных жизненных трудностей.

Для хорошей матери дом — это самое главное.

Некоторые дети настолько плохи, что страх перед взрослыми может послужить их благу.

Дети должны знать, что родители ради них вынуждены отказываться от многого.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст