Зачет МП

Вопрос№1

Понятие муниципального права. Муниципальное право России как отрасль российского права

Муниципальное право — относительно новое явление в российской правовой системе. Оно формируется под влиянием утверждения и развития местного самоуправления в РФ, появления и закрепления в законодательстве таких терминов, понятий и отношений как муниципальное образование, муниципальная собственность, муниципальное предприятие, местные финансы, бюджет, муниципальная служба, муниципальный служащий и т.п.

Понятие используется в трех значениях.

Во-первых, муниципальное право, как отрасль права. то есть относительно самостоятельное правовое образование в системе российского права.

Во-вторых, так именуется одна из отраслей правовой науки, исследующая, изучающая муниципальное право как отрасль права, нормы, ее составляющие, муниципальные правоотношения и институты.

И, в-третьих, муниципальное право — это одна из учебных юридических дисциплин, включенная в учебные планы и программы различных вузовских специальностей и, прежде всего, .

Муниципальное право не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе права определяется тем, что данная правовая отрасль носит вторичный, производный характер. Подобного рода отрасли права в правовой науке именуются комплексными отраслями права. Примерами подобного рода правовых образований можно считать морское право, банковское право, таможенное право, страховое право, служебное право и др. Спецификой подобного рода отраслей права является то, что нормы, их образующие, носят комплексный характер, то есть, с одной стороны, эти нормы, как правило, относятся к основным отраслям права (таким, например, как конституционное право, гражданское право, финансовое право и т.п.), а, с другой — они регулируют отношения в сфере местного самоуправления и, следовательно, образуют правовую систему как бы вторичного характера — муниципальное право РФ. Такие нормы в теории права именуют .

Однако отрасль муниципального нрава составляют не только поливалентные нормы, но и нормы собственно являющиеся муниципальными нормами права. К этим нормам относятся, прежде всего, так называемые нормы организационно-правового характера.

Как известно, отрасли права подразделяются на отрасли публичного права и отрасли частного права. Муниципальное право РФ с этой точки зрения носит смешанный характер. С одной стороны, муниципальное право регулирует отношения, связанные с осуществлением власти, местной (муниципальной) власти, то есть особого специфического круга властеотношений. Эта сфера

правового регулирования, безусловно, относится к публично-правовой. С Другой стороны, местное самоуправление — это широкая сфера частноправовых отношений, особенно в той части, где органы местного самоуправления выступают как юридические лица.

Таким образом, муниципальное право РФ — это комплексная научная дисциплина и отрасль публично-частного характера.

Вопрос№2

Предмет и метод муниципального права

Предмет мун.права — МСУ как комплекс общественных отношений, к. можно разделить на:

1) возникающие в процессе осуществления народом власти; 2) возникающие в процессе организации и деятельности ОМС, связанные с разделением полномочий между главой МО, представит-ми и исполнит-ми органами; 3) возникающие в процессе деятельности ОМС по управлению мун.собственностью, формированию бюджета, установлению и взиманию налогов; 4) отношения, связанные с реализацией гарантий на осуществление МСУ 5) вытекающие из ответственности ОМС и их должностных лиц перед населением, государством.

Метод муниципального права — критерий разграничения его с другими отраслями российской правовой системы. В муниципальном праве используются стандартные методы, выработанные теорией

государства и права:1) императивный — имеет место при установлении категорических предписаний, правил поведения, подлежащих соблюдению всеми участниками муниципально-правовых отношений. Осуществляется путем применения императивных правовых норм;2) диспозитивный — предполагает выбор самими участниками муниципально-правовых отношений конкретного варианта поведения из числа предложенных.

Для муниципального права характерно сочетание публично-правового и частноправового методов правового регулирования. Использование того или иного метода правового регулирования во многом зависит от способа правового воздействия, который закреплен в муниципально-правовой норме, подлежащей применению к сложившемуся правовому отношению.

Выделяют 3 основных способа правового воздействия государства на участников муниципально-правовых отношений:

1) дозволение — предоставление участнику правового отношения права выбрать конкретный вариант собственного поведения, права на совершение тех или иных действий, не запрещенных законом;

2) запрещение — возложение на участника правового отношения обязанности воздерживаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий, запрещенных законом;

3)обязывание — возложение на участника правового отношения обязанности вести себя определенным образом, обязанности совершить в пользу конкретного лица либо неопределенного круга лиц какое-либо действие имущественного или неимущественного характера.

В муниципальном праве применяется также метод рекомендаций. Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и Конституция РФ гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий.

Муниципальное право является комплексной отраслью права, поэтому для него характерно использование специальных методов иных отраслей права(гражданского, административного и др.). Так, если муниципальное образование выступает как участник гражданско-правовой сделки купли-продажи, аренды имущества, на него будет распространяться метод равенства сторон договора, применяемый в гражданском праве. Многие нормы муниципального права заимствованы из административного, в силу этого такие административно-правовые методы регулирования, как метод власти-подчинения, метод односторонности волеизъявлений, метод согласования, находят применение и в рамках муниципально-правовых отношений. При участии муниципального образования в финансово-кредитных отношениях на него распространяются методы финансового права — образование денежных фондов (методы добровольных либо обязательных платежей), распределение денежных средств (метод кредитования), использование денежных средств (методы наличных либо безналичных платежей).

Вопрос№3

Система муниципального права

Муниципальное право является системной отраслью права, т. е. имеет совокупность правовых институтов,объединяющих нормы муниципального права, регулирующие однородные муниципально-правовые отношения. При характеристике системы муниципального права авторы придерживаются различных подходов: одни выделяют 2 части в рамках системы — общую и особенную, другие характеризуют 3 части — общую, особенную и специальную, третьи авторы характеризуют систему муниципального права как совокупность основных правовых институтов.

Общая часть — совокупность норм общего характера, характеризующих конституционные основы, гарантии местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, формы участия граждан в работе муниципальных органов и т. п.

В рамках общей части муниципального права выделяют следующие муниципально-правовые институты:

1) правовые основы местного самоуправления, в рамках которых выделяются следующие нормативноправовые акты, регулирующие основы местного самоуправления: федеральные, региональные,муниципальные;

2) территориальные основы местного самоуправления.

При характеристике данных институтов муниципального права особое внимание уделяется вопросам административно-территориального устройства субъектов РФ, формирования, реорганизации и ликвидации муниципальных образований, чем и объясняются особенности местного самоуправления от-дельных регионов;

3) организационные основы местного самоуправления — совокупность норм, регулирующих реализа цию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы;

4) финансово-экономические основы местного самоуправления — права муниципального образования в отношении муниципальной собственности, права в области управления муниципальными предприятиями и учреждениями, права в сфере бюджетного процесса на местном уровне, вопросы взимания местных налогов и сборов, формирования муниципальных внебюджетных фондов;

5) ответственность органов местного самоуправления И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ*

Особенная часть — совокупность правовых институтов, регулирующих порядок осуществления органами местного самоуправления полномочий в конкретной области — финансово-кредитной сфере, образовательной области, социально-культурной

области и т. д. Особенная часть содержит институты, регулирующие порядок делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

В рамках особенной части системы муниципального права выделяются два вида муниципально-правовых институтов: полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и государственно-властные полномочия, переданные органам местного самоуправления государственными органами РФ или субъектов РФ.

Специальная часть — совокупность правовых институтов, регулирующих особенности функционирования местного самоуправления в отдельных регионах.

Вопрос№4

Место муниципального права России в правовой системе Российской Федерации. Соотношение муниципального права с другими отраслями российского права

Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Место в системе права России определяется тем, что это вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении.

Как уже отмечалось, муниципальное право – комплексная отрасль. Своеобразие таких правовых образований в системе права проявляется в том, что многие нормы, составляющие комплексную отрасль, выступают, во-первых, как нормы основных отраслей права; во-вторых, входят во вторичную правовую структуру – комплексную отрасль права. В силу этого муниципальное право самым тесным образом взаимодействует со многими отраслями права, которые, регулируя свой предмет, затрагивают и вопросы муниципальной деятельности.

Наиболее тесно взаимодействие муниципального и конституционного права РФ. Конституционное право РФ служит отправной точкой для муниципального права, закладывает правовые основы институтов муниципального права, определяет его цели и принципы. Конституционное право наделяет граждан правом на местное самоуправление, закрепляет прочие права граждан, без которых осуществление местного самоуправления было бы невозможным. Конституционное право определяет основы статуса муниципальных образований и органов местного самоуправления. Подотрасль конституционного права — избирательное право РФ — также весьма тесно связана муниципальным правом в части регулирования местных выборов и референдума. Избирательные права граждан„ установленные избирательным правом, всецело распространяются на граждан при реализации ими избирательных прав в области местного самоуправления. Муниципальное право тесно связано с такими отраслями российского права, как финансовое, налоговое, бюджетное право.

Федеральный закон «0б общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде-рации» регулирует местные финансы, в том числе режим местных налогов и сборов наряду с Налоговым кодексом РФ. При этом он не должен противоречить Налоговому кодексу РФ.Этот же Закон регулирует бюджетный процесс на местном уровне как самостоятельное направление деятельности органов местного самоуправления. В настоящее время также действует федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Муниципальное право связано также с административным правом РФ по целому ряду вопросов. К -этим вопросам относятся вопросы муниципальной службы, административной ответственности муниципальных служащих, а также вопросы культуры, образования и др. Смежные нормы содержатся в таких актах, как Основы законодательства о культуре, Федеральный закон «06 образовании» и др. Международное публичное право является частью системы российского права. Ряд принципов муниципального права закреплен на международном уровне. Природно-ресурсное право предусматривает ре-жим пользования природными ресурсами, вопросы приобретения права собственности на них как на объекты, ограниченные в гражданском обороте, что, естественно, не может миновать сферы заинтересованности соответствующих муниципальных образований. Органы местного самоуправления наделены компетенцией в сфере экологического права. Соотносятся в вопросах регулирования муниципальной собственности, регулирования деятельности муниципальных предприятий муниципальное и гражданское право. По вопросам внешнеэкономической деятельности к муниципальным органам применяются нормы международного частного права. Муниципальное и уголовное право РФ взаимодействуют, например, при уголовной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления

Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи с гражданским правом, определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоуправления, которые от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

Взаимодействие муниципального права с такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право, проявляется в регулировании деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления они формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения.

Также данные органы осуществляют контроль и надзор за использованием земель на территории муниципального образования, участвуют в охране окружающей природной среды, создают условия для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания.

Вопрос№5

Муниципально-правовые нормы. Классификация норм

Правовые нормы – это правила поведения, устанавливающие, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. В совокупности они образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-правовым нормам присущи и свои особенности. Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право принимать, издавать правовые акты по вопросам ведения местного самоуправления.

Нормы муниципального права классифицируются по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.

По объекту правового регулирования, т. е. по кругу регулируемых отношений, муниципально-право-вые нормы бывают закрепляющими: основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы).

По характеру предписаний они делятся:

– на управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать, определяющие предметы ведения местного самоуправления);

– обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать. Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права);

– запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами.

По степени определенности предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, требуется их официальное опубликование (обнародование). Диспозитивные нормы предусматривают возможность расширения перечня вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения, по инициативе самих муниципальных образований, что непосредственно предусматривает ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России), действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.

Кроме того, различают материально-правовые и процессуальные нормы. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. Процессуальные нормы определяют порядок выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.

Вопрос№6

Мун отношения : понятие, отличительные черты, классификация. Субъекты муниципальных правоотношений

Муниципально-правовые отношения – это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Муниципально-правовые отношения подразделяют:

1) на отношения, связанные с организацией местного самоуправления;

2) отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований;

3) отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.

Муниципально-правовые отношения подразделяются на три группы:

1) отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование. Муниципальное образование в соответствии с законом имеет муниципальную собственность, местный бюджет, выборные органы местного самоуправления, а также вправе иметь собственную символику, вступать в ассоциации и союзы, объединяющие муниципальные образования;

2) отношения, в которых одним из субъектов выступает население муниципального образования. Данные отношения возникают в процессе непосредственного волеизъявления населения, принятия им решений по вопросам местного значения, например устава муниципального образования;

3) отношения, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления. Данные отношения характеризуют многостороннюю деятельность местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления по закону.

МС характеризуется большим числом субъектов, имеющих разнообразные полномочия по объему, структуре и правовым свойствам. Это обусловлено комплексным характером муниципально-правовых отношений, которые связаны с осуществлением задач и функций МС во всех сферах многогранной местной жизни. Субъектами муниципально-правовых отношений в сфере организации и осуществления МС на современном этапе являются: население МО; жители МО; граждане; МО — я; собрания (сходы) граждан; съезды (коиференции) местных оообществ; органы МС; депутаты представительного органа МС; члёны других выборных органов МС; должностные лица МС; муниципальные служащие; органы территориального общественного оамоуправления; органы социального самоуправления; государственные органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации; ассоциации и союзы муниципальных образований. Субъекты правовых отношений в области осуществления МС можно условно подразделить на три вида. К первому виду относится особый субъект — МО. Федеральный закон «Об общих принципах организации МС в РФ» определяет МО как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется МС, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы МС. Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образований относятся предметы ведения МС, включающие в себя вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы МС.

Ко второму виду относятся субъекты муниципально-правовых отношений, наделенные законодательством правом представлять интересы территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, принимать от имени их населения решения в пределах закрепленных за ними полномочий. К третьему виду можно отнести субъекты муниципально-правовых отношений, которые в той или иной форме участуют в осущесгвлении местного самоуправления, взаимодействуют с субъектами, управомоченными и правообязанными законодательством принигиать в пределах их полномочий обязательные для исполнения решения по предметам ведения муниципальных образований — население муниципальных образований, органы и должностные лица местного самоуправления. В зависимости от отношений субъектов муниципального образования к предметам ведения их можно подразделить на субъекты муниципальных образований общей компетенции и субъекты муниципальных образований частной компетенции. К субъектам общей компетенции относятся население, жители, граждане, представительные органы местного самоуправления и их депутаты, местная администрация, к предметам ведения которых относятся все либо большинство вопросов местной жизни. К субъектам частной компетенции относятся все другие субъекты, объектами воздействия которых являются от-дельные вопросы местной жизни (органы и должностные лица местного самоуправления, органы управления мест-ной администрации, муниципальные избирательные ко-миссии, муниципальные учреждения и предприятия, ведающие отдельными ми вопросами местного значения).

Вопрос№7

Источники муниципального права

Источники муниципального права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера.

Источники муниципального права устанавливают государственные и международные гарантии осуществления местного самоуправления, а также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством.

Выделяют три группы источников муниципального права.

1. Нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне, Конституция РФ – главный источник муниципального права и федеральные законы. В Конституции содержатся нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. 21 июля 2007 г.) содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений. Его нормами закрепляются полномочия органов государственной власти РФ и ее субъектов в области местного самоуправления, перечень вопросов местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований, основы деятельности местного самоуправления, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления, государственные гарантии местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Европейская хартия местного самоуправления действует в рамках Совета Европы, членом которого Россия является с 1996 г. Хартия устанавливает важнейшие принципы организации местного самоуправления, а также гарантии прав местного самоуправления. Хартия была ратифицирована Россией в 1998 г. и в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ стала составной частью правовой системы РФ.

2. Нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации: конституции республик, уставы других субъектов Федерации, законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, муниципальной службе, муниципальных выборах, местном референдуме и др. В эту группу входят акты высших должностных лиц субъектов (президентов, губернаторов и др.), постановления законодательных (представительных)органов государственной власти субъектов, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Федерации.

3. Нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления: уставы муниципальных образований; общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования; решения представительных органов местного самоуправления, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, и другие нормативные правовые акты муниципальных образований (муниципальные правовые акты).

Вопрос№8

Муниципальное право как наука и учебная дисциплина

Наука муниципального права. Наука — это система взглядов и представлений относительно какого-либо явления. Муниципальное право относится к общественным наукам, предметом которых выступает какое-либо общественное явление. Наука муниципального права изучает общественные отношения в сфере местного самоуправления, законодательства о местном самоуправлении в РФ. Наука изучает отрасль права, ее институты, их закрепление, взаимодействие. Система науки муниципального права включает:— предмет и метод муниципального права;— систему муниципального права;— принципы территориальной организации местного самоуправления;— вопросы местного значения;— наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;— формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления;— органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;— муниципальные правовые акты;— экономическую основу местного самоуправления;— межмуниципальное сотрудничество;— ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью; — историю муниципального права РФ; — муниципальное право зарубежных стран. Система науки муниципального права строится на основе системы отрасли муниципапьного права, но значительно отличается от нее и содержит оригинальные элементы, касающиеся истории муниципального права как России, так и зарубежных стран, теоретических аспектов муниципального права. Наука муниципального права в последнее время активно развивается.

Положения науки выражаются в монографиях, статьях, учебниках по муниципальному праву ученых-правоведов. Наука муниципального права взаимодействует с отраслью муниципального права и учебной дисциплиной. Достижения науки муниципального права используются в законотворческом процессе. Одним из крупнейших ученых, отдавших дань муниципальному праву, является Ю.А. Тихомиров. В соответствии с системой науки муниципального права строится курс учебной дисциплины муниципального права. В настоящее время эта дисциплина входит в программу высших и средних специальных учебных заведении, обучающихся по юридической специальности, по специальности «государственное и муниципальное управление» и др. Целью отрасли муниципального права является правовое регулирование соответствующих общественных отношений. Целью науки муниципального права является изучение муниципалыного права и определение его основных категорий, системы, места в системе российского права, разработки, способствующие совершенствованию законодательства по вопросам местного самоуправления в РФ, анализ с этой целью норм закона, выявление общих закономерностей развития муниципального права, прогнозирование и т. д. Наука носит теоретический характер, результаты научной деятельности опробуются уже на уровне отрасли права. Научная деятельность носит творческий характер. Учебная дисциплина не предполагает в отличие от науки муниципального права фундаментальных научных разработок. Целью учебной дисциплины муниципального права является обучение студентов в соответствии с государственными образовательными стандартами.

МП как учебная дисциплина. Предметом изучения научной дисциплины муниципального права является не единая система представительных органов государственной власти (что было характерно для науки советского строительства), а организация и функционирование местного самоуправления, проблемы его правового регулирования. Научная дисциплина муниципального права, критически оценивая накопленный опыт научных исследований местных органов советской власти, не отбрасывает его, как некогда был по существу отброшен опыт дореволюционной школы отечественного государствоведения. Ведь «наука как приведенное в систему достоверное, логически обоснованное знание имеет историческую преемственность одним из существенных признаков своего развития». Муниципальное право как научная дисциплина — это не просто совокупность знаний, идей, теорий и т.д., а система знаний, под которой понимается логическая последовательность изучения вопросов, составляющих ее содержание. Система научной дисциплины муниципального права имеет в своей основе структуру отрасли права, которую она изучает. Вместе с тем в ней выделяются разделы, которые отсутствуют в системе одноименной отрасли права. Научная дисциплина муниципального права, изучая одноименную отрасль права, обращается к практике реализации норм муниципального права, выявляет тенденции развития основных институтов и организационных форм местного самоуправления, формулирует свои предложения и рекомендации законодателю, всем заинтересованных в развитии местного самоуправления органам и лицам. Реализуя эти задачи учебная дисциплина муниципального права тесно взаимодействует со смежными дисциплинами: государственного права, административного права, финансового права и др.

Вопрос№9

Развитие теоретических взглядов на понятие местного самоуправления

Становление муниципального права на территории РФ прошло длительный путь и еще не завершено. Становление и развитие муниципального права напрямую зависит от совершенствования системы местного самоуправления.

Развитие муниципального права на территории России рассматривается поэтапно:

1) до 1864 г.;2)в период 1864-1870 гг. Земская и городская реформы;3) в период 1905-1907 гг.;

4) в послереволюционный период;5)реформирование местного самоуправления, формирование современной системы органов местного самоуправления в 90-е гг. XX в.

В отечественной теории права местное самоуправление всегда понималось по-разному. Например,

Н. Лазаревский под местным самоуправлением понимал ≪децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечивается системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и текущую связь органов местного государственного самоуправления с данной местностью и населением≫.

Другой русский юрист М. И. Свешников характеризовал местное самоуправление как ≪новую форму администрации, заключающуюся в свободном участии народа в заведовании делами, вверенными местным административным органам, т. е. свободное участие народа в местной администрации

Значительное влияние на формирование системы местного самоуправления оказывают регионы РФ. Россия является федеративным государством, именно поэтому и Российская Федерация, и субъекты РФ обладают правом принятия нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой, — законов.

В рамках ст. 71 -73 Конституции РФ закреплены предметы исключительного и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Так, согласно п. ≪н≫ ст. 72 Конституцией РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится ≪установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления≫.

Однако различные авторы* предлагают разное прочтение данной конституционно-правовой нормы. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление не входит в систему государственного управления, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Предлагаются следующие варианты прочтения:1) в совместном ведении находится ≪установление местного самоуправления≫, т. е. закрепление местного самоуправления как неприкосновенного демократического института;2) в совместном ведении находится ≪установлениесистемы органов… местного самоуправления≫, т. е. закрепление общего подхода к формированию органов местного самоуправления;

3)в совместном ведении находится ≪установление общих принципов организации… местного самоуправления≫, т. е. закрепление общего подхода к правовому регулированию становления системы местного самоуправления. Федеральный законодатель придерживается именно этой точки зрения.

Вопрос№10

Исторические этапы развития местного самоуправления в России ( этапы: 1864 – 1917 г.г., 1917 – 1991г.г.)

В современной науке не сложилось единого мнения о времени зарождения российского самоуправления.

Ряд авторов относят зарождение общинного самоуправления в России ко времени становления и развития общинного строя у славян, объединения производственных общин в союзы общин и городские поселения, разделения власти на центральную и местную.

Другие авторы ведут отсчет российского городского самоуправления от широко распространенной в ранней домонгольской Руси (X — XI вв.) традиции решать на вече (от старославянского «веет» — совет) важнейшие вопросы общественной жизни вплоть до приглашения или изгнания князя. Наиболее полно идея вечевого правления была реализована в двух русских феодальных республиках — Новгороде и Пскове, ликвидированных уже во времена Ивана Грозного, где считали вече органом народной власти. Из Новгородской республики идут первые идеи об общественной самостоятельности как основе власти.

Третья группа авторов связывает начальный этап зарождения российского самоуправления с первой земской реформой царя Ивана IV в середине XVI в. По их мнению, с этого времени началось развитие ростков, отдельных элементов местного самоуправления в России.

Важнейший этап реформирования местного самоуправления, связан с деятельностью Александра II.

Реформы были направлены на децентрализацию управления и развитие начал местного самоуправления. Многие дореволюционные юристы полагали, что эти реформы явились поворотным пунктом во внутреннем развитии России, ибо они внесли те ограничения, которым бюрократия вынуждена была подчиниться.

Согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. земское самоуправление вводилось лишь в 34 из 69 губерний (не было введено в Царстве Польском, Литве, Белоруссии, Сибири и Юго-Западном крае — Киевской, Подольской и Волынской губерниях).

Данное Положение предусматривало наличие как распорядительных, так и исполнительных органов.

К первым из них относились уездные и губернские земские собрания,

ко вторым — уездные и губернские земские управы.

Уездные и губернские земские собрания состояли из гласных, избираемых сроком на 3 года. Для выборов в собрания учреждались три курии (землевладельческая, городская и сельских сообществ), и вся система выборов носила название куриальной. По существу, в куриальной системе был заложен сословный ценз.

В соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. к ведению земств относилось:

устройство и содержание местных путей сообщения,

земская почта,

земские школы,

больницы,

приюты и богадельни;

развитие местной торговли и промышленности,

народное продовольственное дело;

ветеринарная служба и агрономическая служба,

взаимное страхование;

постройка церквей, тюрем и сумасшедших домов.

В отличие от земского самоуправления реформа городского самоуправления началась позднее, со вступлением в силу Городового положения 1870 г.

При этом городское самоуправление создавалось во многом с учетом опыта деятельности земских учреждений.

Отличительной особенностью городского самоуправления являлся его бессословный характер. Если при земских выборах предусматривался сословный ценз, то в городских выборах существовал имущественный ценз, поскольку разделить городское население по сословиям было практически невозможно.

Правом избирать и быть избранными в городские думы были наделены владельцы недвижимости, купцы, обладатели торговых и промышленных заведений, лица, платившие городские сборы.

Земское самоуправление и городское самоуправление, конечно же, имели весьма значительные отличия, однако было и много сходного.

Предметы ведения городского самоуправления были во многом сходны с предметами ведения земского самоуправления (за исключением почты, земледельческих дел и т.п.).

Отметим лишь некоторые особенности земств, часть из которых непотеряла своей актуальности до настоящего времени:

1. Невхождение земских учреждений в систему государственных органов. Служба в земских учреждениях относилась к общественным обязанностям, гласные не получали вознаграждения за участие в работе земских собраний, а должностные лица земских управ не считались государственными служащими.

2. Наличие у земств собственной финансово-экономической базы. Земские органы имели свой бюджет. Доходы земств состояли из губернского земского сбора, из целевых дотаций государства, из частных пожертвований и прибыли торгово-промышленной деятельности земств. Однако практически сразу же после проведения реформ у земств обнаружился дефицит бюджета. Для его покрытия земства могли устанавливать дополнительные сборы, которые фактически представляли собой самообложение жителей.

3. Наделение земств значительными полномочиями при решении многих местных вопросов. При этом, не являясь органами государственной власти, земские учреждения наделялись правом издавать обязательные для населения постановления, облагать его различными сборами. Это было необходимо для решения вопросов местного управления.

Последний этап местного самоуправления в дореволюционной России осуществлялся на основании Положения о земских учреждениях 1890 г. и Городского положения 1892 г.

Реформа преследовала в том числе и цель устранения тех недостатков, которые выявила практика земского и городского самоуправления. Основой для изменения Положений о земском и городском самоуправлении во многом стала государственная теория самоуправления, о которой говорилось выше. В результате в земстве было увеличено значение сословного начала. Органы самоуправления попали под контроль правительственных чиновников с точки зрения не только законности своей деятельности, но и целесообразности тех или иных действий по осуществлению своих функций.

В научной литературе этот период зачастую именуется контрреформой местного самоуправления. Но при этом укреплялась экономическая основа земств, из государственного бюджета земствам стали выделять специальные средства казны.

Согласно Положению о земских учреждениях 1890 г. к предметам их ведения были отнесены:

заведование местными губернскими и уездными земскими повинностями — денежными и натуральными;

заведование капиталами и другим имуществом земства;

заведование делами по обеспечению народного продовольствия;

содержание в исправности состоящих в ведении земства дорог, дорожных сооружений и бечевников; устройство и содержание пристаней вне городских поселений и попечение об улучшении местных путей сообщения;

устройство и содержание земской почты;

заведование взаимным земским страхованием имущества;

заведование земскими лечебными и благотворительными заведениями; попечение о призрении бедных, неизлечимых больных и умалишенных, а также сирых и увечных;

участие в мероприятиях по охране народного здоровья, предупреждению и пресечению падежей скота; развитие средств врачебной помощи населению и изыскание способов по обеспечению местности в санитарном отношении;

забота по предупреждению и тушению пожаров и попечение о лучшем устроении селений;

попечение о развитии средств народного образования и установленное законом участие в заведовании содержащимися за счет земства школами и другими учебными заведениями;

воспособление зависящими от земства способами местному земледелию, торговле и промышленности; забота об охране полей и лугов от порчи и истребления вредными насекомыми и животными;

удовлетворение возложенных в установленном порядке на земство потребностей воинского и гражданского управлений.

Органами губернского земства являлись губернское земское собрание и губернская земская управа.

Земские учреждения уезда включали: земское собрание и земскую управу с учреждениями при ней. Земское собрание уезда состояло из земских гласных, а также членов по должности (председателя управления государственным имуществом, городского головы уездного города и др.).

Для осуществления своих функций земским органам было предоставлено право облагать население денежными сборами, а также вводить в некоторых случаях натуральные повинности (например, по содержанию дорог, по препровождению арестантов, по снабжению квартирами уездной полиции и др.). Земские сборы устанавливались с недвижимого имущества, с документов на право торговли, с проезжающих по земским дорожным сооружениям.

Согласно Положению о земских учреждениях (1890 г.) и Городовому положению (1892 г.) выборные лица, занимающие должности в коллегиальных органах земского и городского самоуправления, считались состоящими на государственной службе.

Органы городского самоуправления включали городскую Думу под председательством городского головы и городскую управу.

За земским и городским самоуправлением существовал весьма жесткий государственный правительственный надзор, который осуществлялся губернатором.

3 марта 1917 г. Временное правительство приняло декларацию, в которой в качестве цели определялась реформа местного самоуправления с установлением всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права для всех граждан, достигших 20 лет.

5 марта 1917 г. было издано распоряжение Временного правительство о передаче власти в губерниях и уездах комиссарам Временного правительства, которыми в основном становились представители земских управ.

При Министерстве внутренних дел было создано Особое совещание. Его задачей была подготовка необходимых материалов по реформе местного самоуправления.

15 июля 1917 г. было утверждено Положение о поселковом управлении, которое должно было вводиться в железнодорожных, фабрично-заводских, рудничных, дачных и иных населенных пунктах при условии наличия там необходимых местных потребностей в благоустройстве.

Постановлением Временного правительства от 21 мая 1917 г. «О волостном земском управлении» было учреждено волостное земство.

В целом можно констатировать, что Временным правительством была создана достаточно полная нормативная база для формирования местного самоуправления, представляющая практический интерес и в настоящее время.

С первых дней своего существования Советы депутатов стремились либо сменить органы местного самоуправления, либо поставить их под свой контроль. Постепенно Советы депутатов сменяли на местах органы земского и городского самоуправления. Конституция РСФСР 1918 г. установила принцип единства Советов как органов государственной власти с жесткой подчиненностью нижестоящих органов вышестоящим.

В советское время одним из основных принципов организации и деятельности всех звеньев Советов являлся принцип демократического централизма. Этот принцип был положен в основу объединения всех Советов в одну систему. Принцип демократического централизма отражался и в конституциях советского периода, и в законах, регламентирующих организацию деятельности отдельных звеньев Советов.

Это Закон о поселковых, сельских Советах народных депутатов РСФСР (1968 г.); Закон о городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР (1971 г.); Закон о краевом, областном Совете народных депутатов (1980 г.).

В целом местное самоуправление стало рассматриваться как институт, свойственный исключительно буржуазной демократии. Только в начале 60-х гг. XX в. постепенно вновь стали развиваться исследования о местном территориальном самоуправлении. Снова проблема правового статуса местных органов власти была поднята в период подготовки и обсуждения проекта Конституции СССР 1977 г. Итогом стало закрепление в Конституции положения о наличии в Советском Союзе системы местных органов государственной власти, в принципиальном плане не отличающегося от ранее действовавшего конституционного положения.

Вопрос№11

Реформа местного самоуправления в Российской Федерации : характеристика основных направлений и этапов реформы (1991 – 2009гг.)

Новый этап в развитии местного самоуправления был связан с принятием 9 апреля 1990 г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и 6 июля 1991 г. Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР».

Данные Законы сыграли определенную роль в развитии местного самоуправления. Однако противостояние представительных органов (Советов) и исполнительных органов, определенная конфронтация органов государственной власти и местных органов — это в итоге привело к роспуску местных Советов.

В октябре 1993 г. в рамках разрешения кризиса власти в Российской Федерации было издано Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 года.

Согласно данному Положению:

1) органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах являлись выборные и другие органы местного самоуправления — собрание представителей, глава местного самоуправления.

На территориях, включающих несколько городских или сельских поселений, совместным решением органов местного самоуправления мог быть создан единый орган местного самоуправления соответствующих территорий;

2) в городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. человек местное самоуправление могло осуществляться непосредственно населением через собрания, сходы и выборным главой местного самоуправления, который периодически отчитывается перед собранием, сходом. В иных населенных пунктах (городах, городских, сельских поселениях и др.) предусматривалось создание представительных коллегиальных органов местного самоуправления и главы местного самоуправления.

В городах и других поселениях с населением свыше 50 тыс. человек глава администрации назначался главой администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа либо избирался населением;

3) выборный представительный орган местного самоуправления работал, как правило, на непостоянной основе и созывался на свои заседания соответствующим главой местного самоуправления. При этом решения выборного представительного органа подписывались главой местного самоуправления.

В компетенцию выборного представительного органа местного самоуправления входило: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, а также установление местных налогов и сборов (по представлению и согласованию с главой местного самоуправления), утверждение программы развития территорий, принятие положения (устава) о местном самоуправлении, осуществление контроля за деятельностью главы местного самоуправления;

4) в компетенцию главы местного самоуправления входило: управление муниципальным хозяйством, распоряжение имуществом и объектами муниципальной собственности, разработка местного бюджета, обеспечение его исполнения, а также выполнение иных исполнительно-распорядительных функций. Причем данные функции глава местного самоуправления осуществлял непосредственно или через образуемые им органы;

6) органы местного самоуправления наделялись правом самостоятельно определять структуру местного самоуправления.

Важнейшей вехой в развитии местного самоуправления стало принятие Конституции Российской Федерации 1993 г., отнесшей к основам конституционного строя такие положения,

как отнесение местного самоуправления к формам народовластия,

гарантированность местного самоуправления,

наличие у местного самоуправления собственных полномочий,

организационная обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти,

существование муниципальной собственности, в том числе на землю.

После принятия новой Конституции Российской Федерации Президентом России в целях дальнейшего осуществления реформы местного самоуправления, обеспечения его государственной поддержки был издан Указ от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

Данным Указом было:

установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность;

разграничены полномочия представительного органа местного самоуправления и местной администрации;

установлено, что решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке;

установлено, что глава местного самоуправления, являясь главой соответствующей администрации, вправе выносить на местный референдум проект положения (устава) о местном самоуправлении, председательствовать на заседаниях выборного представительного органа местного самоуправления;

установлено, что дата выборов в представительный орган местного самоуправления устанавливалась решением представительного (законодательного) органа власти субъекта Федерации по предложению главы исполнительной власти.

При этом глава местного самоуправления и другие должностные лица местной администрации могли быть членами представительного органа местного самоуправления.

Разработка Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и его принятие ознаменовали новый этап в развитии муниципального права.

В настоящее время идет процесс совершенствования законодательства о местных органах самоуправления.

Вопрос№12

Местное самоуправление : понятие, юридическое закрепление в законодательстве Российской Федерации

Понятие м\с. М\с в РФ — признаваемая и гарантируемая КРФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность нас-я по решению непосредственно или через органы м\с вопросов мест. значения, исходя из интересов нас-я, его исторических и иных мест. традиций. Среди вопросов мест. значения особо выделены ввиду важности владение, польз-е и распоряж-е муницип. Собст-ю, формир-е, утв-е и исполнение мест. бюджета, устан-е мест. налогов и сборов, охрана общест. порядка.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст