Зачет 2 русский язык 12 класс

Русский язык 11 класс

Зачёт № 2

Зачёт № 2 Текст как речевое произведение. Функциональные стили речи.

Теория

Текст как речевое произведение. Признаки текста.

Смысловая и композиционная целостность текста. Виды информации в тексте.

Средства связи предложений в тексте.

Сложное синтаксическое целое. Абзац.

Типы речи (повествование, описание, рассуждение), их характерные признаки: содержание, структура, языковые особенности.

Стили и жанры речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка: тропы, фигуры речи.

Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения

Контрольная работа Тест

Текст. Стили речи. Изобразительно- выразительные средства языка.

Творческий практикум Сочинение-рассуждение

/собственное высказывание на основе

прочитанного текста/

Литература

Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для

10–11 кл. общеобразоват. учреждений /А.И.Власенков. Л.М.Рыбченкова. – М.:

Просвещение, 2006

Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ 2013. Учебно-методич. пособие. – Р н/Д:

Легион, 2013

Контрольная работа к зачёту №2

Текст. Стили речи.

задан

А. Задания с выбором ответа

эталон

А 1

Какое утверждение о тексте является неверным?

1) текст включает в себя не менее двух предложений (т.е. состоит из группы предложений)

2) предложения в тексте расположены в определённой

последовательности

3) предложения текста связаны между собой по смыслу и с

помощью различных языковых средств

4) текст не всегда можно озаглавить

Прочитайте предложения и выполните задания А2 – А4.

1)… что и возникли они, и совершенствуются одновременно, – ведь для того, чтобы облечь мысль в слово, нужно как минимум осознать, понять то, о чём хочешь сказать. 2)Поэтому речь человека всегда служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас. 3)И значит, речь наша, если пользоваться известной пословицей, – это и та «одёжка», по которой нас встречают, и тот ум, по которому обычно провожают. 4) Заметьте – и то и другое вместе! 5)Как не вспомнить здесь слова древнегреческого философа Сократа: 6) «Заговори, … я тебя увидел!»

А 2

Какая фраза должна стоять в начале первого предложения данного текста?

1) Язык и мышление неразрывно связаны…

2) Философы давно доказали…

3) Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления, доказали…

4) Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления…

А 3

Какое слово пропущено в предложении 6?

1) когда 3) чтобы

2) так как 4) хотя

А 4

В каком ряду слов, взятых из текста, представлены синонимы?

1) осознать, понять (предложение 1)

2) произношение, интонации (предложение2)

3) набор и выбор (предложение 2)

4) встречают и провожают (предложение 3)

А 5

Укажите неверное утверждение.

1) тема – это то, о чём идёт повествование в тексте (предмет, понятие, явление, вопрос)

2) тема связана с содержательной стороной текста

3) идея – это основная мысль текста

4) в тексте может быть только одна тема

Прочитайте текст и выполните задания А6 – А9.

1)Что такое красота? 2)Одинаково ли мы воспринимаем красивое? 3)Можно ли оценить красоту? 4)Меняются ли со временем представления о красоте? 5)Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. 6)Идеалы и мода у каждой эпохи свои. 7)Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. 8)Нас никогда не престанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли… 9)Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет…» 10)Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту.

(По Л. Мигдалу)

А 6

Определите тип(-ы) речи данного текста. .

повествование

2) рассуждение

3) повествование и описание

4) описание и рассуждение

А 7

Какое из высказываний вы бы выбрали в качестве эпиграфа к этому тексту?

Чтобы создать красоту, надо самому быть чистым душой. (М.Глинка)

Красота обладает удивительной силой и даром вносить мир в сердца. (М. де Сервантес)

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть не скудеющая сила,

Есть и нетленная краса. (Ф.Тютчев)

4) Чтобы не нарушить, не расстроить,

Чтобы не разрушить, а построить… В.Высоцкий

А 8

Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Идеалы и мода у каждой эпохи свои.

2) Много людей одинаково оценивают красоту.

3) Со временем представления людей о красоте не меняются.

4) Часто красивым называем то, что соответствует нормам и

идеалам нашего времени.

А 9

В каком предложении выражена основная мысль текста?

1) 5 2) 7 3) 9 4) 10

А 10

Выберите правильное определение

Функциональный стиль – это

1) единица текста

2) изобразительно-выразительные средства языка

3) разговорное употребление языка

4) разновидность употребления языка, функционирующая в

определённой сфере человеческой деятельности

Прочитайте и сравните несколько текстов. Выполните задания А11 –А14, В1 – В6 .

Текст 1.

Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то, наконец, ложатся в нашей памяти медленным строем, подобно течению звёзд.

Текст 2.

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер ещё разлетелся, рванул со всей силы, и тогда слетели все листья и остались на старой липе только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча, и сразу вся разошлась дождём. Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи – и мокрые леса и поля засверкали.

Текст 3.

Авторскую специфику всего написанного Пришвиным определяет присущее ему глубокое и острое чувство природы, умение видеть и понимать её законы, способность к диалогу с ней… Всем рассказам Пришвина присущ лаконизм в сочетании со смысловой и лексической насыщенностью. Язык простой, ёмкий и выразительный, обращает на себя внимание строгий словесный отбор. Нередко встречается ритмическая организация текста.

Текст 4.

Ну и ветрище! Налетел откуда ни возьмись Последние листья с деревьев посрывал! Вон липа, голым гола… Ещё и дождище нагнал! Надо же! Пасмурно, тоскливо… Хоть бы солнце что ли скорее из-за туч выглянуло… Только на него и остаётся уповать. Ну, слава Богу, вот и оно!

А 11

Укажите неверное(-ые) утверждение(-ия).

А) к публицистическому стилю относятся тексты 1, 3

Б) стиль художественной литературы представлен в текстах 1,2

В) к научному стилю речи относится текст 3

Г) разговорный стиль речи представлен в тексте 4

1) А 2) А, Б 3) В 4) В, Г

А 12

Укажите жанр, которому соответствует текст 1.

1) очерк

2) репортаж

3) памфлет

4) научная статья

А 13

Какие особенности характерны для стиля текста 2? Укажите верный вариант ответа.

А) единство коммуникативной и эстетической функций

Б) общественно политическая лексика

В) проявление творческой индивидуальности автора

Г) широкое использование изобразительно-выразительных средств

1) А, Б 2) А, Б, В 3) А, В, Г 4) Б, В, Г

А 14

Укажите вариант ответа, в котором названы языковые средства, характерные для стиля текста 4 .

А) прямой порядок слов

Б) неполные предложения

В) повторы слов

Г) оценочная и эмоционально-экспрессивная лексика (включая

частицы и междометия)

1) А, Б, В 2) Б, В, Г 3) А, В, Г 4) А, Б, В, Г

В 1

Определите ведущий тип речи в тексте 3.

В 2

Как называется художественный приём (основанный на сопоставлении предметов или явлений), который используется в последнем предложении текста 1?

В 3

Из текста 4 выпишите местоимения, которые выступают как средства связи между предложениями.

В 4

Как называются использованные в тексте 3 слова (словосочетания), обозначающие определённые понятия какой-либо специальной области науки («смысловой и лексической насыщенностью», «ритмическая организация текста»)?

В 5

Из текста 4 выпишите устаревшее слово и синоним, которым можно заменить это слово в данном предложении.

В 6*

Какие изобразительно-выразительные средства языка не используются в тексте 2?

1. градация

2. литота

3. метафора

4. парцелляция.

5. олицетворение

6. эпитеты

7. фразеологизмы

8. ряды однородных членов

Задание части С. Напишите сочинение –рассуждение по исходному тексту.

(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо — не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием — принципиальность. (4)Вместо человека чести — человек принципов…

(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. (8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.

(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.

(По Д. Гранину)*

Дании́л Алекса́ндрович Гра́нин (настоящая фамилия Ге́рман; 1 января 1919, Вольск, Саратовская губерния, по другим сведениям — Волынь Курской области) — русский писатель и общественный деятель.