Использование личностно-ориентированных педтехнологий для подготовки учащихся к итогово

Использование

личностно-ориентированных педтехнологий для подготовки учащихся к итоговой аттестации

(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ШМО

УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА)

ПОДГОТОВИЛА: Колодько Валентина Николаевна

учитель химии и биологии I кв. категории

п. Орловский,

2009- 2010 учебный год

Самая актуальная на сегодняшний день проблема в подготовке к Итоговой Аттестации — индивидуальная работа с каждым Учащимся.

Основой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации является личностно- ориентированный подход, при котором учитель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника.

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации – это совокупность форм, средств, методов, содержания, направленных на достижение определенного результата.

Главной организационной формой обучения в средней школе является урок, потому что только на нем реализуется учебная программа. Особое внимание уделяется подготовке и проведению обобщающих уроков, т.к. обобщение и закрепление знаний, приведение их в стройную систему помогает подготовиться к экзамену, а также способствует устранению возникших в процессе обучения пробелов.

При проведении обобщающих уроков в конце учебного года особое внимание уделяю химическому эксперименту: демонстрационным опытам, лабораторным и практическим занятиям.

В связи с введением ЕГЭ все большее значение приобретает такая форма контроля и учета знаний учащихся, как тестирование. Тесты как инструмент оценивания существенно отличаются от контрольных работ, поскольку кроме контролирующей функции они имеют и обучающе-тренировочную.

Тестирование может применяться не только в итоговой проверке, но и в текущей, промежуточной. Я использую тесты в своей работе на всех этапах обучения: мотивации, уяснения информации, закрепления и контроля.

Для подготовки учащихся к итоговой аттестации по химии организую занятия дополнительные после уроков. Главной целью таких занятий по химии является расширение, углубление и систематизация знаний учащихся о строении, свойствах, получении и применении важнейших химических соединений, закономерностях протекания химических реакций с целью подготовки выпускников к сдаче экзамена за курс средней школы и поступлению в вузы соответствующего профиля.

Считаю, что хорошая результативность предложенной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации достигается при соблюдении ряда условий.

1. Раннее проявление интереса учащихся к предмету, что в перспективе возможно за счет введения элективных курсов или спецкурсов по химии, начиная с 8-го класса.

2. Характерная особенность естественно-научных дисциплин – систематичность, когда любое знание и навык выводятся из предыдущих и сами служат основой последующих. Поэтому систематическое посещение учащимися всех предлагаемых дополнительных курсов – необходимое условие качественной подготовки к итоговой аттестации.

3. Структурирование изучаемого материала должно осуществляться таким образом, чтобы вопросы, изучаемые на курсах, углубляли и расширяли изученное на уроке.

Для успешной сдачи экзамена в любой форме следует дать учащимся возможность прочного и сознательного овладения основами химических знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения образования в высших и средних профессиональных учебных заведениях соответствующего профиля. Времени, выделяемого различными программами на проработку отдельных довольно сложных тем школьного курса, не хватает для их эффективного изучения. Поэтому предложенная система подготовки к государственной аттестации позволяет достичь высокого и среднего уровня качества знаний выпускников в условиях сельской общеобразовательной школы.

Формы, методы, приёмы работы с учащимися

Все дети разные, поэтому на уроках я использую личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как:

Использование в работе взаимо- и самоконтроля;

Использование методик, при которых учащиеся составляют опорные конспекты;

Организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;

Индивидуализация домашнего задания;

Организация работы учащихся в группах как на уроке, так и дома;

Формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся;

Постановка проблемы и поиск ее решения (проблемный метод);

Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.

Личностно-ориентированное обучение способствует динамике качества знаний, учебных умений и навыков учащихся.

Я никогда не отказываю ученику в попытке продемонстрировать свои знания по предмету, поэтому в школьной олимпиаде может участвовать любой желающий.

Использование групповой работы, которая помогает формированию коммуникативных навыков общения, общего достижения решения проблемы. В такой работе учитывается не только вклад каждого ученика в общее дело, но и происходит взаимообучение, что очень важно. Однако, организуя работу в группах, учителю надо следить сразу за всеми учениками, оказать помощь тем, кто в ней особенно нуждается.

Основная проблема, возникающая при работе в группах – сколько унесет ученик с урока? Только ли тот «кусочек», который был набран в его группе, или даже лично им? Не будут ли тогда его знания односторонними, поверхностными? Одним из путей разрешения этой ситуации в организации урока – постепенное перетекание работы одной группы в работу другой. Затем происходит дополнение ее, обобщение, уточнение. На протяжении всей работы ученики заинтересованы во взаимообогащении знаниями.

Чтобы добиться высокого результата в обучении, а этого хочет каждый учитель, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-коммуникационные технологии, применяя в своей работе проектную и исследовательскую технологию. Что это дает?

Значительное повышение качества знаний учащихся;

Повышение уровня активности школьников на уроке;

Интеграция между предметами различных образовательных областей;

Умение работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать ее;

Постановка цели и планирование работы, как учителем, так и учеником;

Профессиональное самоопределение учащихся.

Работая над проектом, школьники проходят следующие этапы работы:

постановка цели;

обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов;

самообразование и актуализация знаний;

продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе);

исследование, решение конкретных задач;

обобщение результатов, выводы;

анализ успехов и ошибок.

В проектном обучении ценны не только результаты, а в большей степени сам процесс. При такой работе учащихся меняются функции учителя:

он помогает ученикам в поиске нужной информации;

сам является источником информации;

координирует весь процесс;

отслеживает результаты работы.

Во внеурочной деятельности можно использовать следующие формы работы:

урок-презентация;

виртуальный эксперимент;

урок-исследование;

электронная лабораторная работа;

дистанционное обучение;

электронное тестирование;

Постараюсь кратко описать эти уроки, так как они действительно новы и необычны, но интересны.

Урок-презентация:

Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы Power Point. К поиску материалов привлекаю учеников. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться с помощью мультимедиапроектора.

Виртуальный эксперимент:

Ученики, работая с CD «Виртуальная химия», моделируют процессы и явления, изменяя параметры, влияющие на поведение объекта. Работа происходит в индивидуальном режиме и групповом.

Урок-исследование: Это форма урока, при которой активная роль принадлежит учащимся. Основная цель такого урока: формирование навыков поиска информации в Интернет, ее анализа, структурирования, поведения итогов.

Электронная лабораторная работа:

Эта форма урока предполагает самостоятельную, возможно коллективную работу учащихся по организации эмпирических наблюдений, научному анализу результатов и оформлению их в лабораторном электронном журнале.

Электронное тестирование:

Это самоанализ и самооценка ученика. Для электронного тестирования учеников используются готовые электронные тесты.

Материалы используемые при подготовке к ГИА и ЕГЭ

В связи с введение Единого государственного экзамена, возникает необходимость в подготовке учащихся к выполнению тестовых заданий. Контроль качества обучения – обязательный компонент учебного процесса. Контроль состоит в выявлении уровня знаний учащихся. Один из приоритетных методов контроля – тестовый контроль. Преимущества тестового контроля состоят в следующем: объективность и достоверность оценки, можно одновременно тестировать большое число учащихся, в тестах содержаться задания различного уровня, возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся. При подготовки учащихся старших классов использовать тестовые задания, разработанные практически к каждой учебной теме химии 10 – 11 класса.

Пособия для подготовки к ГИА, ЕГЭ.

Демоверсии.

Интерактивный мультимедиа учебник ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ http://www.chemistry.ssu.samara.ru/

Предложить задания С3 ГИА.

Как отмечается в спецификации ГИА-2010, третье задание предусматривает проверку умения учащихся составлять уравнение реакции по описанным в условии признакам протекания химических реакций. При этом проверяются следующие элементы содержания курса химии основной школы:

Химические свойства простых веществ

Химические свойства сложных веществ.

Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).

Получение газообразных веществ.

Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

Задание.

На занятиях химического кружка учащиеся исследовали кристаллическое

вещество белого цвета. В результате добавления к нему гидроксида калия и последующего нагревания полученной смеси выделился газ с резким специфическим запахом, при горении которого образовался азот.

Определите состав исследуемого вещества и запишите его название.

Составьте 2 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в процессе его распознавания.

Задания части С с подробным описанием на ЕГЭ:

С1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции, схема которой:

В нейтральной среде перманганат калия восстанавливается до оксида марганца(IV)

0 +7 +4 +4 +4

HCHO + KMnO4→CO2↑+ K 2CO3+ MnO+ …

Составим уравнения электронного баланса:

C – 4 e→ C 3 окисление

Mn +3 e →Mn 4 восстановление

коэффициенты которые нашли запишем в уравнение:

3HCHO + 4KMnO4 → CO2↑ + 2K2CO3 + 4MnO2 + …

последним веществом в уравнении реакции является вода:

3HCHO + 4KMnO4 = CO2↑ + 2K2CO3 + 4MnO2 + 3Н2О

С2. Даны четыре вещества: оксид серы (IV), вода, концентрированная серная кислота и йодид натрия. Напишите четыре уравнения реакций между этими веществами.

SO3 + H2O = H2SO4

Концентрированная серная кислота и оксид серы(VI) проявляют сильные окислительные свойства, они способны реагировать с сильным восстановителем йодидом натрия:

8NaI + 9H2SO4 = H2S + 4I2 + 8NaHSO4 + 4H2O,

2NaI + 2SO3 = I2 + SO2 + Na2SO4.

O3 + H2SO4 = H2S2O7

С3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

С2Н6 → X1→ C2H5OH → X2→ CH3COOH → хлоруксусная кислота

Для того чтобы определить X1нужно обратить внимание на условие его получения из этана – никелевый катализатор, использование которого подразумевает реакцию дегидрирования. Х2 соединяет этиловый спирт и этановую кислоту, следовательно, это уксусный альдегид. Далее по названию записывается формулу последнего вещества.

С2Н6→ С2Н4 → С2Н5ОН → СН3СНО → СН3СООН→ СН2ClCOOH.

С2Н6 = С2Н4 + Н2,

С2Н4 + Н2О= С2Н5ОН,

C2H5OH + CuO =CH3CHO + Cu + H2O,

CH3CHO + 2Cu(OH)2 =СН3СООН + Cu2O + 2H2O,

СН3СООН + Cl2 = кр CH2ClCOOH + HCl

С4. Через 210 г 24%-го раствора гидроксида калия пропустили 26,88 л (н.у.) углекислого газа. Какая соль образовалась в растворе и какова её масса.

Для начала запишем уравнения реакций, которые могут протекать в растворе:

а) KOH + CO2 = KHCO3,

б) 2KOH + CO2 = K2CO3 + H2O

Затем вычислим количества вещества углекислого газа и гидроксида калия:

m(KOH) = m(р-ра)жω = 210*0,24 = 50,4 г,

ν(KOH) = m(KOH)/M(KOH) = 50,4 (г)/56 (г/моль) = 0,9 моль

Составим ур.реакции

0,9мольхг.

KOH+ C =KHCO3

1моль 1моль 100г/моль

ν(KHCO3) = ν(KOH) = 0,9 моль

m(KHCO3) = ν(KHCO3)*M(KHCO3) = 0,9 (моль)*100 (г/моль) = 90 г

С5. При взаимодействии предельного одноатомного спирта с натрием было получено 17 г. органического вещества и 2,8 л газа (н.у.). Вывести молекулярную формулу спирта.

Запишем уравнение реакции:

nH2n+1OH + 2Na = 2CnH2n+1ONa + H2

Составим уравнение для расчета

nH2n+1ONa) = 2ν(H2)

17 2 2,8

14n 40 = 22,4 откуда n = 2