Интрументарий педагогической диагностики классного руководителя

Инструментарий педагогической диагностики.

Дмитриева Ирина Валерьевна,

классный руководитель 7А

МОУ гимназии

Инструментарий педагогической диагностики классного руководителя представляет собой совокупность форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия субъектов и объектов воспитания, с помощью которых он осуществляет формирование предусмотренных в целях воспитания личностных свойств и качеств человека. У каждого педагога складывается свое субъективное представление о них в зависимости от конкретных целей и задач педагогического взаимодействия с воспитуемыми.

Систематическое наблюдение за своими воспитанниками – это уже диагностическая деятельность, к которой я часто прибегаю в работе классного руководителя. При этом для обсуждения принципиальных вопросов, я пользуюсь другим инструментарием: тесты, анкеты, беседы и др.

В диагностической деятельности я могу выделить следующие аспекты: сравнение, анализ, прогнозирование, интерпретация, доведение до сведения обучающихся результатов диагностики, контроль за воздействием на обучающихся различных диагностических методов. Главными принципами диагностирования педагогическая наука называет систематичность, объективность и наглядность.

В воспитательной работе я иногда использую те формы, которые чаще применяются в обучении (например, лекция, рассказ, объяснение и др.). Это вполне правомерно. Их отличие состоит лишь в содержательном компоненте – в обучении они направлены преимущественно на формирование системы знаний, а также познавательных или профессиональных навыков и умений в воспитании на формирование или развитие личностной сферы человека.

Методы воспитания, раскрывают технологическую сторону и представляют собой совокупность наиболее общих способов (приемов и связанных с ними средств) осуществления воспитательного взаимодействий.

Взаимоотношения с детьми я строю с опорой на знание детской возрастной психологии, ведь дети на каждом возрастном этапе требуют к себе особого подхода:

-в 5 классе – детей надо было, с одной стороны, собрать в единый коллектив, а с другой стороны – раскрепостить, помочь каждому ребенку раскрыться;

-в 6 классе – у некоторых ребят ослаб интерес к учебе, требовалось педагогическое вмешательство;

- в 7 классе – появились трудности во взаимоотношениях с родителями.

Все эти проблемы разрешались мной при содействии педагога-психолога.

Планируя коллективную деятельность в классе, я делаю акцент на активное и заинтересованное участие в ней каждого ребенка, проявление его индивидуальности, актуализации жизненного опыта. Стараюсь предоставить обучающимся возможность заниматься такой деятельностью, которая обогатит их жизненный опыт, позволит развить свои способности. Примером такой деятельности может служить и их деятельность в Совете музея, и работа в отряде ЮИД, и занятия в театральной студии. Все эти коллективные дела предполагают различные интерактивные формы работы: участие в массовых городских и гимназических мероприятиях, работа в лекторских группах, разработка сценариев, изготовление костюмов и атрибутов выступления, подбор музыки и др.

Все эти формы работы способствуют самореализации и самоутверждению личности каждого ребенка, а кроме этого, у них развиваются организаторские способности, умения выступать публично, мобилизуются интеллектуальные силы.

Ребят при этом объединяет общее коллективное дело и провозглашаемая общая гуманистическая идея – ценность жизни людей.

Каждый из названных педагогических инструментов воспитательных технологий отражает ее конкретную сторону. В то же время в педагогической теории и практике наиболее значимая роль отводится методам воспитания.

Педагогические методы воспитания  предполагают воздействие на сознание ребенка. В основу их классификации Ю.К.Бабанским  положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания в зависимости от их места в воспитательном процессе: методы формирования и коррекции сознания личности воспитуемого, методы организации воспитательной деятельности и методы ее стимулирования.

В то же время что отмечается опытными педагогами и замечено мной, что очень эффективным является применение методов воспитания другой видовой группы – психологической. Действие этих методов направлено на подсознание воспитуемого. Наиболее эффективными из них являются  методы:

·       невербального воздействия, средствами которого выступают мимика,  жесты, поза, движения, выражение глаз, интонация голоса и др.;

·        эмоционального воздействия (средства: сопереживание, возмущение,  нравственное поучение и др.);

·       рационального воздействия (основное средство — внушение).

Эти методы я использую в практике работы.

Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считается тестирование. С помощью несложных заданий педагогу (и мне в том числе) удается накапливать значительный статистический материал, подвергать его обработке и получать объективные выводы в пределах тех задач, которые предъявляются к тестовой проверке. Тестирование я провожу как индивидуально, так и с группой ребят.

Результаты педагогической диагностики я использую для планирования и оперативной корректировки плана работы с классом, для снятия проблем, возникающих в классе, индивидуальных, а при необходимости и классных бесед с родителями.

Педагогическая диагностика помогает мне:

- оптимизировать процесс воспитания каждого обучающегося,

-определить правильное определение результатов воспитания,

-свести к минимуму педагогические ошибки и просчеты,

Диагностика, направленная на улучшение результатов воспитательного процесса, помогает классному руководителю:

-осуществить своевременную коррекцию действий в случае неверной оценки результатов воспитания,

-определить пробелы в воспитании обучающихся или подтвердить успешность результатов воспитания,

-спланировать следующие этапы воспитательного воздействия на личность или классный коллектив,

-изменить условия воспитания.

Участие нашего класса в ежегодном гимназическом конкурсе «Класс года» заставило нас скрупулезно собирать материалы всех наших успехов и побед, создавая портфолио класса. Сейчас это объемная папка, в которой собраны все полученные классом и каждым воспитанником дипломы, грамоты и где запечатлены на фотографиях все наши коллективные дела.