Интерактивные технологии как средство формирования универсальных учебных действий

«Интерактивные технологии как средство формирования универсальных учебных действий».

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Ключевой проблемой сегодняшнего дня, в том числе и нашей школы, является качество образования как основной показатель любой деятельности.

Сегодня «качество образования» — это способность выпускников самостоятельно мыслить и действовать, добывать необходимую информацию, отстаивать свои права, не пасовать перед трудностями, успешно интегрироваться в мировое сообщество. Качественное образование предполагает, кроме соответствующих знаний и умений, высокий уровень гражданственности и нравственности, что позволит выпускникам в будущем достойно и цивилизованно жить в обществе. В связи с этим подготовка обучающегося считается качественной, если он овладел универсальными учебными действиями, сформировал такие качества личности, как конкурентоспособность, способность к самообразованию, самосовершенствованию, умение использовать свои знания и навыки в новых, постоянно изменяющихся условиях.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Синонимом УУД в Стандартах первого поколения  являются способы деятельности (познавательная, работа с информацией, организация деятельности), а в компетентностном подходе – ключевые образовательные компетентности.

Универсальные учебные действия – это наиболее универсальные и обобщенные, разработанные способности и умения (т.е. способы действия), которые позволяют индивиду осознавать ситуацию, добиваться результатов в различных сферах жизни в рамках определенного общества. Универсальные учебные действия обеспечивают успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.

Социальная значимость исследования заключается в том, что школа должна подготовить выпускника с активной социальной позицией, готового принимать ответственные решения, конкурентоспособного.

Необходимость формирования универсальных учебных действий и недостаточная разработанность данного направления в методике преподавания истории привели нас к необходимости разработки проекта «Интерактивные технологии как средство формирования универсальных учебных действий»

Цель – формирование УУД на основе использования интерактивных технологий на уроках истории и обществознания.

Задачи работы: 1) определение уровней сформированности УУД у обучающихся;

2) создание необходимых условий для формирования УУД в учебной деятельности обучающихся; 3) Разработка методического и дидактического инструментария для использования интерактивной технологии.

Новизна исследования:

Разработка системы уроков на основе интерактивной технологии

Создание банка интерактивных заданий и упражнений

Работа по теме исследования строилась поэтапно.

На первом этапе изучалась литература, анализировался опыт работы учителей, работающих по интерактивной технологии.

На следующем этапе проведена диагностика с целью определения начального уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 7А и 7Б классов. Для этого мы использовали «Диагностику универсальных учебных действий» Марии Струпницкой (АНО «Школа «Премьер», Центр психологического сопровождения образования «Точка Пси».

Интеллектуальные умения и навыки

В результате подсчета можно выделить три группы обучающихся: слабая группа (от 9 до 15 баллов), средняя группа (от 16 до 23 баллов), сильная группа (от 24 до 31 баллов).

Группа, баллы

Статус

Рекомендации учителям

Слабая группа(9–15 баллов)

Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выраженно снижены. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ», а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено.

Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий.

Средняя группа(16–23 балла)

Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным, «длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки.

Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу.

Сильная группа(24–31 балл)

Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок.

Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив.

Организационные умения и навыки

Группа, баллы

Статус

Рекомендации учителям

Слабая группа(6–10 баллов)

Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. При этом, даже проверяя результат, допущенных ошибок не видит. Не способен обратиться за необходимой помощью и, даже если такая помощь оказана, не умеет ею воспользоваться.

Необходимо обучать умению ставить цель собственной деятельности, разрабатывать шаги по ее достижению, пошагово сверять свои действия с имеющимся планом. По завершении работы следует побуждать ребенка сравнивать полученный результат с эталоном, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе давать самооценку. Желательно показывать ребенку, где можно получить помощь и как ею воспользоваться.

Средняя группа(11–16 балла)

В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. В случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться.

Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать навыки планирования собственной деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. Также следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки.

Сильная группа(17–22 балл)

Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои действия или успешно пользуется уже сформированными алгоритмами работы. В случае необходимости уточняет детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Закончив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости способен обратиться за необходимой помощью и воспользоваться ею.

Следует развивать самостоятельность в учебной работе, поощрять найденные ребенком оригинальные и рациональные способы организации собственной работы.

Коммуникативные умения и навыки

Группа, баллы

Статус

Рекомендации учителям

Слабая группа (8–13 баллов)

Не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументировано отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения.

Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми и сверстниками.

 Средняя группа (14–20 балла)

Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменять ее, а также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывает некорректен. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию.

Необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. Желательно помочь ребенку в развитии способности отстаивать свою позицию или разумно менять ее. Следует работать над умением соблюдать социальную дистанцию в общении.

Сильная группа (21–26 балл)

Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения.

Не нуждается в специальной работе по развитию коммуникативных навыков.

На последующем этапе происходило внедрение интерактивных технологий в экспериментальном классе (7А)

Одним из условий формирования УУД является – внедрение интерактивных технологий.

интерактивная технология обучения (inter — взаимный, act -действовать) — Процесс обучения в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся, где Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

К методам интерактивного обучения относятся и такие, которые способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний. Из них следует назвать: работу в группах («мозговой штурм», «дебаты», различные виды учебных дискуссий), игровое моделирование, большие и малые ролевые игры(«судебное заседание и пр.»), деловые игры, метод проектов. 

Примеры:

Сюжетно-ролевая игра «Вече», в ходе которой ребята проживают занятия разных сословий и профессий. Ребята играют в вече, принимают важные государственные решения, делают нравственный выбор, учатся различать добро и зло.

Деловая игра «Создание Конституции школы», в ходе которой участники проходят все стадии законотворческого процесса, повышая, тем самым, уровень своей правовой культуры.

Проект «Выдающаяся личность», цель которого развивать коммуникативные, исследовательские навыки, умения работать с информацией, рассмотреть истории из жизни замечательных людей, свидетельствующие о том, как люди добиваются успеха и известности, сформировать позитивные установки на развитие способностей и формирование социально значимых качеств.

Ретроспективная игра Правление Владимира Святого» в ходе которой моделируется ситуация, ставящая обучающихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности- языческого волхва, прожившего в лесах под Новгородом и его сына, который еще в молодости уехал в Киев стал дружинником князя Владимира. В ходе диалога-спора они высказывают мнения о правлении князя Владимира Святославича. Ретроспективные игры помогают ученику «войти» в историческое время, почувствовать «колорит эпохи», «увидеть» конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени.

Этапная игра «Краеведческий калейдоскоп: почетные граждане города Стерлитамак», цель которой выявить знатоков знаменательных событий в истории города, воспитывать у обучающихся гражданственность, уважительное отношение к истории города.

Беседа с элементами театрализации «Что дает нам право выбора?».В ходе беседы обучающиеся знакомятся с системой основ права, проводится ролевая игра «Выборы президента школы». Ребята учатся аргументировать свою позицию, обосновывать свой выбор.

Дискуссия «Иван Грозный: тиран или выдающийся политический деятель?», в ходе которой обучающиеся овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным приобретением для взрослой жизни.

Круглый стол «Глобальные проблемы человечества», ядром которой является дискуссия старшеклассников. Обучающиеся учатся давать правильную оценку социальным явлениям, процессам в современном мире, отражающим глобальные проблемы; учатся использовать полученные знания в современной практической деятельности

Таким образом, интерактивные методы – это: высокая мотивация, прочность знаний, творчество и фантазия, коммуникабельность, активная жизненная позиция, командный дух, ценность индивидуальности, свобода самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение!

Ежегодно проводился промежуточный контроль сформированности универсальный учебных действий. Через 2 года результаты стали следующими:

Таким образом,

Об эффективности использования интерактивных технологий свидетельствуют не только данные диагностики, но и результаты в научно-практических конференциях, олимпиадах городского и республиканского уровней.

Полученные результаты позволяют утверждать, что систематическое использование интерактивных технологий в обучении способствуют формированию универсальных учебных действий.