Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе

Интерактивное обучение как один из инновационныхметодов обучения математике в школе

Афанасьева Н. С.,

говокузнецк, Кемеровская обл.

«Для восприятия чужой мудрости нужна, прежде всего, самостоятельная работа»… Эти замечательные слова, написанные Л.Н. Толстым еще в ХХ веке, как никогда актуальны для сегодняшнего образования. Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду три тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно овладевать знаниями и третья – научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, навыки, убеждения нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих понятий и умений.Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется нам потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет ученику ставить новые проблемы, находить новые решения.

Одним из методов, направленных на развитие самостоятельности, я выделяю интерактивный. Вообще, интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Онаподразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из такихцелей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключаетсядоминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия,он самактивно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Существует определенная статистика, которая показывает, что отпрочтенного материалачеловек запоминает 10%, от услышанного – 20%, от увиденного – 30%, от увиденного и услышанного одновременно – 50%, а после того, как человек что-то сделал сам, он запоминает 90%. Данная статистика легла в основу моей профессиональной деятельности.

Являясь молодым специалистом и человеком, выросшем на современных технологиях, я отчетливо даю себе понять, что обучение должно идти в ногу с инновационными технологиями. Придя работать в образовательное учреждение, я в этом убедилась на сто процентов. К подготовке каждого урока я стараюсь подходить творчески: разрабатываю ролевые и деловые игры, готовлю мультимедийные презентации, подготавливаю опережающие самостоятельные работы и так далее. Я пытаюсь выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы в нем были задействованы все обучающиеся класса без исключения, ведь каждый может внести свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.. На уроках создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Одним из любимых детьми видов интерактивных технологий является проектная деятельность, так как именно в ней они могут проявить себя. В ходе этой деятельности обучающимся предоставляется возможность самостоятельно выбрать тему, обозначить ее актуальность, распределить и систематизировать материал, результатом является проект, который ученик представляет в ходе деловой игры «Научно-практическая конференция» или «Ученый совет». Стоит отметить, что данный вид деятельности носит как индивидуальный, так и коллективный характер. Незаменимой частью моих уроков является мультимедийная презентация, которая привлекает внимание учеников, они каждый раз ждут, что нового я им приготовила на сей раз. Также я использую такой вид интерактивных технологий, как опережающая самостоятельная работа. Я даю ученикам тему, которую мы должны будем проходить в последующем, а они ее самостоятельно изучают, затем проводится фронтальная проверочная работа. Проще говоря, моя активность уступает место активности обучающихся, моей задачей становится создание условий для их инициативы.

Использование современных технологий и методов преподавания дают свои плоды. За год обучения у 35% обучающихся увеличилось качество освоения программы, у большинства повысился интерес к изучению математики, ученики уже не сидят с недоумевающими лицами, а проявляют инициативу. Подбор упражнений для занятий позволяет ученикам активно участвовать во всем, что происходит на занятиях, не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию), осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Предлагаемые мною методы для работы с учениками, затрагивают не только и не столько интеллектуальную сферу, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, ценностные ориентации.Моя помощь связана, прежде всего, с созданием дидактических и психологических условий для возникновения и развития у детей самой потребности в самообразовании, стремления к активности и самостоятельности в этом процессе.

Список литературы

Карп А. П. Даю уроки математики [Текст]: Кн. для учителя / А. П. Карп. – Москва : Просвещение, 1992 . – 191 с.- ISBN: 5-09-003445-1.

ЛебедеваЕ.В. Организация проектной деятельности.[электронный ресурс]режим доступа:http://iro48.ru.

Абликова И.И. проблема, над которой я работаю.[электронный ресурс]режим доступа:http://ablikova.center-obr.ru.