Интерактивная технология в сфере педагогической деятельности

Интерактивная технология в сфере педагогической деятельности

Н.Н. Гырылова,

преподаватель Хабаровского

торгово-экономического

техникума

В настоящее время в сфере педагогической деятельности формируется интерактивное обучение. Интерактивное обучение можно понимать как процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем. При этом участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия своих товарищей, погружаются в атмосферу делового сотрудничества. В процессе такого обучения осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция). Технология обучения включает совокупность форм, методов, приемов, средств, позволяющих достичь запланированных результатов. К интерактивным технологиям обучения можно отнести коллективную мыслительную деятельность, форму взаимодействия педагог – учебная группа при поисковых и созидательных ситуациях.

Активные и интерактивные методы и приемы стали включаться в традиционную форму обучения – лекцию

Например, лекция-беседа по дисциплине «География» по теме: «Ресурсы пресной воды и Мирового океана» включает в себя диалог со студентами по наиболее важным вопросам темы. Такими, как: Каков дефицит пресной воды и пути его преодоления? Почему древний человек потреблял 12-18 литров воды в сутки, а сегодня житель Москвы потребляет 600 л, хотя для физического выживания человеку необходимо всего 2 л воды в день? Какие меры необходимо принять в первую очередь, чтобы сохранить водное и биологическое богатство нашего Амура? В ходе лекции-беседы устанавливается непосредственный контакт с аудиторией студентов, расширяется содержание темы, ускоряется темп изложения материала, используется коллективный опыт и знания студентов.

Лекция-дискуссия представляет собой свободный обмен мнениями в промежутках между логически оформленными разделами учебного материала. Экономическая тема «Протекционизм и свободная торговля» может содержать дискуссию «Как защитить отечественного производителя и сделать его конкурентно способным на мировом рынке?». Такая дискуссия активизирует познавательную деятельность студентов, дает возможность преподавателю управлять мнением группы, определить главные направления темы, исправить ошибочные высказывания студентов. Это лекция с интенсивной обратной связью.

Лекция с применением элементов «мозгового штурма» предполагает задания для участников, начинающихся со слов: «Почему? Зачем? Как решить? Что можно сделать?». Студентам необходимо найти решения или дать ответ на вопрос. В начале урока по философской теме «Духовная и материальная культура» можно провести со всей группой интеллектуальную разминку: «Примеры словосочетаний с понятием культура и объяснение их». Цель разминки – помочь студентам освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Разминка проводится как упражнение в форме быстрого поиска ответа на неожиданные и оригинальные вопросы, готовит студентов к поиску дальнейших решений.

Лекция с разбором ситуаций по форме аналогична лекции-дискуссии, но в этом случае рассматриваются конкретные практические ситуации реальной жизни. По дисциплине «Экономика Дальневосточного региона» тема: «Как государство может повлиять на рынок?» включает обсуждение ситуаций, затрагивающих жизнь дальневосточников. Например, «Как сделать привлекательным регион для отечественных и иностранных инвесторов?» или «Почему Дальний Восток слабо заселен и какие государственные решения будут способствовать притоку населения в регион?». Такое обсуждение усиливает развивающие и воспитательные эффекты обучения, создает условия для открытого выражения студентами своих мыслей, формирует их гражданскую позицию.

Лекция«пресс-конференция» проводится с привлечением высококвалифициро-ванных специалистов в области изучаемой проблемы. Например, тема по охране окружающей среды лучшим образом может быть рассмотрена с участием ученых-экологов. В этом случаи рамки темы будут расширены, студенты познакомятся с научно-исследовательской работой ученых, проявят интерес к поисковой и исследовательской деятельности.

Лекция-экскурсия может проводиться в музеях, библиотеках, галереях города. Дисциплина «История Дальнего Востока» включает лекции-экскурсии в краеведческий, археологический музеи города. «Культура речи» — тематические лекции в Краевой научной библиотеке. «Экономика Дальневосточного региона» — экскурсии в музей речного пароходства, на региональные выставки-ярмарки. Такая форма занятий делает обучение более эмоционально насыщенным, личностно-развивающимся, дает более глубокую проработку материала.

Сочетание интерактивных методов и приемов с традиционной лекционной формой обучения повышает активность студентов в образовательном процессе, их самооценку, способствует развитию личностных качеств, развитию речи, коммуникативных навыков. Происходит более глубокое освоение материала за счет повторения, рассмотрения вопроса с разных точек зрения, делает обучение мотивированным и продуктивным. Основными признаками интерактивного образовательного процесса являются: межличностное, диалогическое взаимодействие «преподаватель-студент», «студент-студент»; работа в малых группах на основе объединения и сотрудничества; активно-ролевая организация обучения.

При интерактивном обучении параллельно идут два процесса: образовательный и коммуникативный, результаты обучения во многом зависят от благополучного психологического, эмоционального микроклимата в группе. Психологический климат отражает качественную сторону межличностных отношений. Взаимопомощь, дружелюбие, всеобщая заинтересованность в процессе обучения повышает работоспособность студентов и производительность учебной деятельности. Преподаватель должен позаботиться о комфортабельной среде обучения, об организации учебного пространства, необходимо обеспечить адекватную обучающую среду, насыщенную мультимедийной техникой, справочной литературой, к которой студенты могут обратиться, если возникнет такая потребность. К таким занятиям можно отнести: бинарный урок по истории и литературе «Бородинское сражение» (преподаватели Л.И. Юркова и Н.К. Куренкова); урок патриотического воспитания по литературе «А зори здесь тихие» (преподаватель Н.К.Куренкова); страноведческий семинар по географии «Япония — традиции и открытия» (преподаватель Н.Н. Гырылова); занятия по английскому языку для студентов заочного обучения (преподаватель Л.Н. Лосик). Педагоги сумели создать доброжелательную атмосферу и положительный эмоциональный фон. Взаимное общение студентов и преподавателей, динамичное ведение занятий, использование интерактивных методов обучения сделали эти уроки запоминающимися.

Игровые методы обучения являются интерактивными и интегративными, т.к. включают в себя элементы тренинга, дискуссии и разбор конкретных ситуаций. Деловую игру, ролевые игры можно начать со своеобразной разминки — эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, это помогает созданию нужной атмосферы, а такие простые детали обучения как выбор эпиграфа к уроку, плакат с приветствием делают игру более ярой. Необходимо выделять нормы и правила ведения игры, дискуссии. Примером могут служить следующие правила:

1.в совместной работе все студенты – участники, нет «актеров» и «зрителей»;

2.следует говорить по теме, избегая лишней информации;

3.можно задавать вопросы, если прозвучавшая информация непонятна;

4.критикуется выдвинутая идея, а не личность студента;

5.цель совместной деятельности не в «победе» какой-либо точки зрения, а в возможности найти общее решение, узнать разные мнения по конкретному вопросу или проблеме;

6.работа студентов обязательно оценивается по пятибалльной системе.

Когда студенты активно включились в процесс совместной образовательной деятельности, преподаватель напоминает о нормах и правилах поведения, принятых вначале. Проводится сквозная и итоговая рефлексия занятий, которая является важной составляющей интерактивного обучения. Рефлексия предполагает анализ, понимание собственных действий, речи, поведения. Рефлексия может быть групповой по поводу хода урока в целом или индивидуальной — анализ поведения и «достижений» отдельного студента. Для групповой рефлексии задаются вопросы: Легко ли работать в группе? Что помогает и что мешает общей работе? Какой новый опыт вы приобрели? И другие. Интерактивное обучение предполагает получение обратной связи и подведение итогов занятия. Это логически завершает рассматриваемую тему урока. Такую обратную связь можно сравнить с зеркалом, отражение которого побуждает к размышлению.

Можно привести пример обратной связи — анкетирования, где включены вопросы:

Моя работа на уроке 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10……..

Что мешало в работе……..

Что помогало…….

Самым значимым для меня были следующие эпизоды урока……..

Я реализовал(а) себя на уроке:

- на эмоциональном уровне 1 2 3 4 5 6 7………

- на интеллектуальном уровне 1 2 3 4 5 6 7………

- на поведенческом уровне 1 2 3 4 5 6 7……

6. Мои замечания, пожелания………..

Целью анкетирования является получение результатов работы отдельного студента и группы в целом. Следует добавить, что анкеты различны по форме и содержанию. Анкета-таблица включает вопросы в табличной форме; анкета-график бывает в виде графика, шкалы, вектора; анкета-образ в виде цветовых комбинаций или знаково-символических образов, схем; вербальная анкета представляет свободное письмо, незаконченные предложения или проекцию.

Интерактивное обучение интересное творческое перспективное направление нашей педагогической деятельности. Оно изменяет требования к работе педагога как на этапе подготовки к занятию, когда требуется большое количество материала (текстов, карточек, слайдов), так и во время самого занятия. Важными качествами и умениями преподавателя в интерактивном режиме становятся: коммуникабельность, умение организовать учебное пространство, располагающее к диалогу, беседе, дискуссии. Преподаватель, сохраняя свой научный авторитет, не сковывает мыслительную деятельность студентов, а помогает ему найти самостоятельное решение вопроса или проблемы.