Интерактивная игра в учебно-воспитательном процессе сборник игр

«Всякая ценность имеет цену.

Единственное, что

бесценно — это человеческое общение».

Антуан-де-Сент-Экзюпери.

«Коммуникативная компетентность — социально-психологическое понятие, означающее совокупность знаний, умений и навыков общения с людьми».

Общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка. Слово становится средством общения и становлением интеллектуального сознания. Умение общаться является необходимым условием успешной социализации детей с ОВЗ.

Одним из средств развития коммуникативной компетентности может являться интерактивная игра.

Игра задает пространство действия, в котором ребенок может свободно двигаться и решать поставленные задачи. В игре происходит обсуждение, в ходе которого ребята дают друг другу обратную связь и говорят о своих чувствах и мыслях. Констатация собственных успехов укрепляет положительную самооценку и личностную идентичность. При этом у детей развиваются самодисциплина, способность к концентрации, творческий потенциал и способность к сотрудничеству, то есть качества необходимые для успешной адаптации в обществе.

Интерактивные игры, используемые на уроках математики, представлены в темах: «Нумерация чисел», «Разрядный состав числа», «Геометрический материал», «Табличное умножение и деление», «Вычислительные навыки», «Временные представления».

Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала (после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также проводить её вместо опроса или обобщения.В играх и упражнения используется работа в парах, малых и больших группах. Особенно они эффективны на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником и одноклассниками. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, как это очень часто бывает — все вовлечены в работу. Интерактивные игры позволяют использовать полученные в учебном процессе знания в практической деятельности.

Интерактивные игры, проводимые на уроках письма, чтения и развития речи представлены темами: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение». Используются на этапах закрепления, физических паузах, уроках обобщения. Игры, отрабатывая учебные навыки, повышая учебную мотивацию и интерес к изучаемой теме, в тоже время корректируют нарушения эмоционально-волевой стороны личности. Все задания, направленные на активизацию словарного запаса ребенка, выполняются или в процессе игры, или на этапе её обсуждения. Обсуждение игры, мотивирует на развёрнутые высказывания о своих впечатлениях, в процессе анализа игры, трудностей в ней, находят способы решения проблем.

Игры для развития сотрудничества помогают детям чувствовать свою включенность в общую работу и принадлежность к группе. Они учат не бояться рисковать и решать поставленные задачи совместно с другими. Упражнения представляют собой разнообразные задания, в которых почти всегда задействовано тело. Чувство принадлежности к группе появляется не от того, что дети и ведущий мило общаются друг с другом, — оно вырабатывается в процессе практического сотрудничества. Дети с ОВЗ ограничены и в физиологических возможностях общения (органическое нарушение речи, нарушения эмоционально волевой сферы, тактильный «голод» и др.), игра раскрепощает, в то же время активизирует и включает компенсаторные механизмы организма, корректируя недостатки развития организма. Игры формируют в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим, учат детей сочувствию, помогают детям ощутить единение с другими. Пример игры «Поглаживание» или «Моечная машина», где дети, прикасаясь друг к другу, говорят добрые слова, мотивируя в дальнейшем друг друга на позитивные взаимоотношения.

Арттерапевтические упражнения дают большие возможности для самовыражения ребёнка. Коррекционные возможности искусства по отношению к ребёнку с ОВЗ связаны, прежде всего с тем, что оно является источником переживаний ребёнка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, при этом, активизируя, выполняя коммуникативную, регулятивную функции, расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности (рисунок-диалог, ведомое рисование, рисунок по кругу, совместное рисование).

Многие арттерапевтические упражнения используют невербальные средства общения. Это делает их ценными для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью для описания своих переживаний и особенно для нерешительных, застенчивых детей. Арттерапевтические упражнения, стимулируя воображение, помогают разрешать конфликты и налаживать отношения между обучающимися, способствуют повышению самооценки. Исходя из особенностей детей с ОВЗ и проблем их взаимоотношений со сверстниками, можно выделить направления работы с ними: обучение приемам снятия эмоционального и мышечного напряжения, повышение значимости и уникальности каждого ребенка для сверстников, оптимизация самооценки тревожных детей, отработка навыков владения собой в проблемных ситуациях.

Коммуникативная рефлексия. В данном разделе описываются конкретные рефлексивные технологии, методы и приемы, выступающие в качестве важнейшей составляющей коммуникативного акта, межличностного восприятия и характеризующиеся, как специфическое качество познания человека человеком.

Игра: «Живое домино»

Коррекционная цель: развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки, развитие мыслительной функции анализа и синтеза.

Материалы: парные геометрические фигуры по форме и цвету.

Инструкция: сегодня мы с вами поиграем. Вы будете бегать по комнате, кто куда хочет, а когда я скажу: «найди себе пару!» вы будете искать того, у кого такая же фигура по форме и по цвету.

Обсужденние:

- трудно ли вам было найти себе пару? Почему?

-что помогло найти тебе пару?

Игра «Два и три»

Цель:

Учить соотносить число и количество; корректировать недостатки произвольного внимания.

Ход игры:

Ученики бегают по площадке. По слову учителя: «Два!» — они берутся за руки и образуют пары. По команде учителя они снова разбегаются по площадке. Затем учитель произносит: «Три!» Дети берутся за руки, образуя тройки.

Обсуждение:

-Насколько легко или трудно было собираться в пары, тройки? Почему? Как помогали вы друг другу?

Игра «Быстро занять места!»

Цель: закрепить знания числового ряда; понятия четные, нечетные числа; корректировать недостатки произвольного внимания.

Оборудование: жетончики с числами в пределах 10; 100.

Ход игры:

Учащиеся разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель произносит команду: «Быстро занять места!». Дети спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку (по возрастанию, по убыванию; слева — четные, справа — нечетные).

Обсуждение:

-понравилась ли вам игра? Удалось ли вам выполнить задание, какие были трудности? Помогали вы или помогли ли вам товарищи?

Игра «Кто за кем?»

Цель:

закрепление нумерации в пределах 10, 100; коррекция развития зрительной памяти и внимания.

Оборудование:

карточки с цифрами в пределах 10; 100.

Ход игры:

Педагог, посмотрев на детей, выстроившихся друг за другом в произвольном порядке с карточками — цифрами, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит, какую цифру в руках держит. Затем водящим становится другой ребенок. Эту игру можно усложнить: например, после того как ребенок отвернулся и перечислил товарищей, он поворачивается и называет изменения в их карточках — цифрах, одежде, прическе (если дети поменялись карточками, вещами, сменили прическу и т.п.).

Обсуждение:

-понравилась ли вам игра? Какая роль вам больше понравилась ведущего или игрока? Какие были трудности?

Игра «Снежный ком»

Цель: закрепление знаний числового ряда, знание последующих и предыдущих чисел (математической терминологии); коррекция недостатков слухового внимания;

Ход игры:

Школьники стоят в круге. Учитель называет число (математическое понятие), а дети, поочерёдно, повторяют его и называют свое число (слово) передавая эстафету далее.

Обсуждение: удалось ли вам успешно выполнить задание? В чем вы затруднялись?

Игра «Кто ушел?»

Цель: знание числового ряда; коррекция недостатков зрительного внимания и памяти.

Оборудование: карточки с цифрами.

Ход игры:

Ученики строятся в круг и запоминают, какие цифры на карточках в руках у детей (только четные; только нечетные; по, возрастанию; по убыванию и т.д.), Закрывают глаза. Учитель дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из зала. Учитель спрашивает у детей: «Отгадайте, кто ушел?» (какой цифры не хватает). Если дети отгадали, то ушедший встает в круг и учитель выбирает другого. Если не отгадали, то снова закрывают глаза, а выходивший из зала занимает свое прежнее место в кругу. Дети, открыв глаза, должны назвать его и цифру.

Обсуждение: понравилась ли вам игра? Удалось ли вам выполнить задание, какие были трудности?

Игра «Хоровод»

Цель: закрепить знания по изученным темам; коррекция недостатков слухового и зрительного внимания.

Оборудование: карточки с цифрами, примерами, музыкальная запись.

Ход игры:

Играющие образуют два круга, один внутри другого, берутся за руки. По сигналу учителя они начинают движение в заданную сторону (ходьба или медленный бег). Можно предложить ходьбу под музыкальное сопровождение. По окончании движения (все останавливаются) по очереди дети называют цифры: внутренний круг — четные, внешний круг — нечетные.

Вариант: учащиеся внутреннего круга держат в руках примеры, а учащиеся внешнего круга ответы к ним, после остановки музыки дети должны найти свою пару.

Обсуждение: насколько хорошо удалась совместная работа в группе, как ты отнесся к трудностям, кто тебе помог?

Игра «Круговой мяч»

Цель: развитие счетных навыков в пределах 10; коррекция недостатков произвольного внимания.

Оборудование: мяч.

Ход игры:

Все играющие становятся в круг. Один из игроков получает малый мяч. Мяч перекидывается любому из стоящих игроков, при этом называется пример типа: 8 + 2; 10-3; 7-2 и т.д. Кто ловит мяч, называет ответ и следующий пример, который начинается цифрой, результатом предыдущего примера. Кто не поймает мяч или не решит пример на счет 1 — 2 — 3, входит в центр круга. С этого момента игроки делятся на внутренних, кто в кругу и на наружных, тех, кто за кругом. Игра продолжается до тех пор пока не останется 2 наружных игрока.

Обсуждение: понравилась ли тебе игра? Какое она у тебя вызвала настроение?

Игра «С листком календаря»

Цель: закрепить знания о временных представлениях; формировать навык устного счета, коррекция недостатков зрительного внимания.

Оборудование: листки отрывного календаря.

Ход игры:

Всем играющим прикалывают на грудь по листку из отрывного календаря. Листки надо подобрать так, чтобы играющие могли выполнить следующие задания:

Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов или пятниц и т.п. — числа значения не имеют). Побеждает команда, собравшаяся первой. (Все становятся в круг, поднимают вверх руки и хором называют свой день.)

Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели (число, месяц значения не имеют). Побеждает команда, вставшая в шеренгу первой.

Найти вчерашний день (например, «пятое сентября» ищет «четвертое сентября» и т.п.). Побеждает пара, которая нашлась первая.

Собраться так, чтобы образовался год 2000. Побеждает команда, которая раньше соберется.

Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась круглым числам (10, 20, 30, 40 и т.д.).

Обсуждение: понравилась ли тебе игра? Как помогали тебе товарищи?

Игра «Найди фигуру»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, коррекция недостатков зрительного восприятия и внимания.

Оборудование: геометрические фигуры.

Ход игры:

Ученики делятся на три команды.

По сигналу по одному игроку от каждой команды бегут в противоположный конец зала и отбирают соответственно названию команды фигуры, по одной принося их в команду.

Команда «Квадрат» собирает только квадраты.

Команда «Круг» — только круги.

Команда «Треугольник» — только треугольники.

Обсуждение: понравилась ли игра? Какое настроение вызвала у вас эта игра?

Игра «Парная игра»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах; коррекция недостатков развития зрительного восприятия и внимания.

Оборудование: геометрические фигуры и их контуры.

Ход игры:

Ученикам раздают плоскостные геометрические фигуры и контуры этих фигур. Дети, держа в руках фигуры, выстраиваются в шеренгу. По команде учителя они ищут себе пару согласно своей фигуре (плоскостная фигура должна соединиться с контурной).

Обсуждение: легко ли вы нашли свою пару? Какое настроение было у тебя когда задание было выполнено?

Игра «Геометрическое домино»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах; коррекция недостатков развития зрительного восприятия и внимания.

Две ноты, две буквы,

Все вместе — игра,

В которую любит

Играть детвора. (Домино)

Ученики получают картонные пластинки, на которых наклеены геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги. Перемещаясь по классу, дети находят свою группу.

Задание 1. По две фигуры одного цвета (два красных круга, два синих треугольника, два желтых прямоугольника, два зеленых треугольника).

Задание 2. Все фигуры одного цвета, но в каждой паре фигуры различны по величине (два зеленых круга, из них один большой).

Обсуждение:

- Быстро ли ты нашёл свою группу? Как помогали тебе товарищи?

Игра «Составим поясок»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах; коррекция недостатков развития зрительного восприятия и внимания.

Учащиеся разбирают геометрические фигуры (красные квадраты, зеленые треугольники, желтые круги), пока звучит музыкальное сопровождение. Как только музыка закончилась, игроки должны положить фигуры в следующей последовательности (образец): друг за другом квадрат, треугольник, круг. В результате получается цветной «поясок». Если соревнуются две команды, то выигравшей считается та, в которой игроки ни разу при составлении «пояска» не ошиблись.

Обсуждение: понравилась ли игра? Какое настроение вызвала у вас эта игра?

Игра «Зрительный диктант»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах; коррекция недостатков развития зрительного восприятия и внимания.

Ученикам предлагается посмотреть на наборное полотно, где слева направо расставлены 3—5 геометрических фигур. Две команды под музыкальное сопровождение 1—2 мин. должны расставить на площадке в такой же последовательности, как в образце, геометрические фигуры более крупного размера.

Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок справляйся с заданием.

Обсуждение: насколько хорошо удалась совместная работа в группе, как ты отнесся к трудностям, кто тебе помог?

Игра «Живые числа»

Цель: закрепление нумерации в пределах 10; коррекция недостатков развития произвольного внимания.

Ученики получают таблички с числами. Каждый крепит свою табличку на грудь. Учитель дает команду: «Числа, встаньте по порядку!». Участники игры становятся в шеренгу, лицом к классу и пересчитываются от 1 до 10 и обратно от 10 до 1.

Обсуждение: насколько хорошо удалась совместная работа в группе, как ты отнесся к трудностям, кто тебе помог?

Игра «Сколько нас без одного?»

Цель: развитие счетных навыков в пределах 10; коррекция недостатков произвольного внимания.

Ученики выстраиваются в ряд и пересчитываются. Например, всего семь ребят. «Нас семь», — говорит последний. «Один ученик ушел (уходит). Сколько осталось?»

Все ученики класса должны ответить: «Шесть». Шестой говорит: «Нас шесть. Один ушел (уходит)». Класс: «Осталось пять» и т.д.

Обсуждение: понравилась ли игра? Какое настроение вызвала у вас эта игра? В какой момент ты испытал трудность? Почему?

Игра «Найди пару»

Цель: закрепить знания о составе числа

Идет закрепление состава числа, например 6. Игроки с красными флажками (у каждого флажков меньше шести) выстраиваются вшеренгу. Дети с синими флажками ищут по сигналу учителя пару (сначала первый ученик, затем второй и т.д.). Количество синих ц красных флажков в сумме должно составить шесть.

Выигрывает ученик, который первым нашел пару.

В процессе обсуждения можно использовать приёмы из раздела «Рефлексия».

Игра «Трамвай»

Загадка

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда. (Трамвай)

Учитель раздает участникам игры по две таблички с цифрами. Ученик, который держит в руке большую табличку с числом «10» будет «трамваем» № 10. В «трамвай» садятся только те ученики (выстраиваются друг за другом), числа на табличках которых составляют в сумме число 10 (например, 8 и 2, 5 и 5 и т.д.). Затем «подходит» следующий «трамвай» с № 5, и в него садятся ученики, у которых таблички с цифрами 3 и 2 или 4 и 1, т.е. сумма цифр равняется пяти.

Обсуждение:

- понравилась ли вам игра? Все ли нашли свой «трамвайчик»? какую трудность вы испытали?

Упражнение «Коллективный счет»

Участники стоят в кругу, опустив головы, и не глядя друг на друга. Задача — называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия:

1) никто не знает, кто начнет счет, и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально и не вербально);

2) один и тот же участник не может называть два числа подряд;

3) если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы.Ведущий обращает внимание участников на то, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, промолчать ли в данный момент, или пришла пора озвучить число.Если участники начинают по кругу последовательно произносить числа, следует их похвалить за сплоченность и находчивость и предложить отказаться от этого приема.

В процессе обсуждения можно использовать приёмы из раздела «Рефлексия».

«Рисунок на спине»

Описание упражнения: Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание — почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает. Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение в общем кругу:

— что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение? Психологический смысл упражнения Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения

Игра: «Угадай, кто позвал»

Коррекционная цель: упражнять слуховой анализатор, воспитывать произвольное внимание, память.

Инструкция:

-Будем с закрытыми глазами узнавать по голосу того, кто тебя позвал. Называть имя нужно четко, не изменяя голоса.

Дети встают в круг, один (он водящий) выходит в центр круга и ему завязывают глаза. Один из стоящих в круге называет имя водящего. Если водящий узнал голос говорящего, все хлопают в ладошки, водящий снимает повязку и убеждается в правильности своего ответа. Если водящий ошибся, все топают ногами. Тогда водящему предлагается узнать зовущего на ощупь, если определил правильно, дети хлопают в ладошки и повязка снимается.

Обсуждение:

- трудно тебе было угадать по голосу? Почему?

- как тебе было легче узнать зовущего по голосу или на ощупь?

Игра «Прописная и печатная»

Цель: формировать умение соотносить печатный и прописной вариант буквы; корректировать недостатки развития зрительного восприятия.

В качестве игрового материала ученикам предлагается карточка с изображением прописной или печатной буквы. Игровое задание — как можно быстрее и правильнее найти среди одноклассников вариант (прописной, печатный) своей буквы.

Обсуждение: быстро ли ты нашёл свою пару? Что ты испытал, когда задание получилось? Какие знания помогли тебе выполнить задание?

Игра «Заглавная или строчная»

Цель: формировать умение соотносить заглавные и строчные варианты буквы; корректировать недостатки развития зрительного восприятия.

Содержание игры аналогично предыдущей, меняется лишь игровой материал, и на карточках дети получают изображения заглавных и строчных букв. Детям следует предоставить возможность самостоятельно найти признак, по которому карточки можно разделить на две группы.

Обсуждение: быстро ли ты нашёл свою пару? Что ты испытал, когда задание получилось? Что помогло тебе выполнить задание?

Игра «Полубуковка»

Цель: формировать умение соотносить элементы букв, распознавать её; корректировать недостатки развития зрительного восприятия.

Дети держат в руках карточки с изображением половинки буквы. По сигналу учителя игроки находят свою пару с изображение второй половинки.

Обсуждение: быстро ли ты нашёл свою пару? Что ты испытал, когда задание получилось? Что показалось тебе трудным?

Игра «Отгадай, какое слово и встань в команду»

Цель: развитие речи на уровне предложения, коррекция вербального внимания, памяти.

Ход игры: Один из учащихся выходит за дверь. Учитель называет слово, с которым дети должны составить предложение. Ученик возвращается, три-четыре человека по знаку педагога говорят свои предложения. Ученик внимательно слушает предложения, находит в них общее слово и таким образом отгадывает его. После того как ученик составляет свое предложение с отгаданным словом, он присоединяется к группе.

Обсуждение: понравилась ли тебе игра? Как быстро ты отгадал слово? Что ты испытал, когда встал к товарищам?

Игра «Построим дом»

Цель: формировать умение проводить звуко-буквенный анализ, делить слова на слоги.

Учитель говорит, что ребятам предстоит построить дом и заполнить его мебелью. Ученики должны разделиться на две команды. Одна команда должна называть только те слова, в которых есть звук [р, р'] и построить дом: крыша, чердак, карниз, рама, крыльцо, труба, дверь, козырек. Все называемые предметы дети схематически рисуют на бумаге. Другая команда рисует мебель для дома, в названии которой только два слога.

После завершения работы, команды пробуют догадаться по какому принципу был построен дом, выбрана мебель противоположенной командой.

Обсуждение: какой хороший дом у вас получился! С кем бы вы хотели жить в доме? Почему?

Игра «Заблудившийся звук»

Цель: формировать умение различать на слух гласные и согласные звуки; корректировать недостатки развития фонематического слуха.

Дети делятся на три команды: гласные, согласные, «заблудившиеся звуки». У каждого ученика «свой» звук, который он тихо, шёпотом произносит. «Заблудившиеся звуки», с завязанными глазами должны по голосам найти свою команду: гласных или согласных. Игра заканчивается, когда все «заблудившиеся звуки» встанут в свои команды.

Обсуждение: понравилась ли вам игра? Что мешало (или что помогло) вам быстро найти свою команду?

Игра «Абвгдейка»

Цель: формировать умение выделять начальные звуки в слове, соотносить их с буквами; корректировать недостатки развития фонематического слуха, зрительного восприятия.

Для игры заготавливаются карточки с буквами алфавита. Раздаются по количеству детей в классе. Желательно расположить на карточках по две картинки. Если это согласная буква, обозначающая два звука, то название одной картинки должно начинаться с мягкого согласного, а другой — с твердого. Например, на карточке с буквой М с одной стороны нарисован мишка, с другой — мышка. Буквы Й, Ь, Ъ, Ы печатаются без картинок. Все буквы могут быть напечатаны разным цветом.

Каждая карточка разрезается посередине.

Для игры отбирается комплект карточек в соответствии с изученными буквами. Учитель раздает карточки детям, с которыми они расходятся по классу. По сигналу учителя «Все в пары!» каждый ученик ищет товарища с парной карточкой.

Обсуждение: быстро ли ты нашёл свою пару? Что помогло найти тебе свою пару? Что огорчило вас?

Игра «Сколько и какие

Цель: формировать умение составлять печатный вариант буквы, анализировать образцы, корректировать недостатки развития зрительного восприятия, моторики.

Педагог обращается к детям:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст