Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе для 6-11 классов

6 класс

Литература

Задание 1. Назовите авторов следующих произведений.

«Муму», «Слон и Моська», «Кавказский пленник», «Снежная королева», «Хозяйка Медной горы».

Задание 2. Из какого произведения эти герои:

Герасим, Жилин, Герда, Тыбурций.

Задание 3. Отгадайте загадки:

а) Всех кормит, а сама голодная ходит.

б) Теленок гладкий привязан к грядке.

в) Зубы имеют, а зубной боли не знают.

г) Кто два раза рождается: первый раз гладкий, а второй – мягкий?

Задание 4. Слово «Библия» в переводе с греческого означает:

а) «правда»,

б) «слово»,

в) «книга».

Задание 5. Создателями славянской письменности являются:

а) Борис и Глеб,

б) Петр и Павел,

в) Кирилл и Мефодий.

Задание 6. Олимпийские игры учредил:

а) Прометей,

б) Геракл,

в) Гермес.

Задание 7. Стихотворение «Зимнее утро» относится к лирике:

а) философской,

б) интимной,

в) пейзажной.

Задание 8. Стихотворение «И.И.Пущину» — это

а) дума,

б) послание,

в) элегия.

Задание 9. Соедините фамилию, имя, отчество писателя.

Крылов

Александр Сергеевич

Пушкин

Антон Павлович

Пушкин

Иван Сергеевич

Чехов

Лев Николаевич

Тургенев

Иван Андреевич

Задание 10. Что такое лирика?

а) жанр литературного произведения,

б) состояние человека,

в) род литературы.

Задание 10. Соотнесите вид искусства и форму творчества?

а) живопись

1) стихотворение

б) театр

2) реплика

в) хореография

3) соната

г) поэзия

4) картина

д) музыка

5) танец

6 класс

Русский язык

Задание 1. Расставьте ударения в словах.

Алфавит, красивее, случай, хозяева, звонишь, полчаса, щавель, средства, положил, кружева, премировать, удобнее, украинский.

Задание 2. Приведите 3-4 примера слов, в которых было бы звуков больше, чем букв.

Задание 3. Разберите слова по составу:

Загадка, предположить, трехъярусный, завьюжить, судоподъемник, набережная.

Задание 4. Объясните значение словосочетаний.

Глухой старик, глухой голос, глухой согласный, глухой переулок.

Высокий рост, высокая температура, высокие цены, высокое напряжение, высокая оценка.

Задание 5. О каких словах можно сказать так. Подберите слова и запишите словосочетания.

Построен, сооружен, воздвигнут;

Огромный, большой, значительный, исполинский;

Небольшой, крошечный, маленький.

Задание 6. Подберите определения — имена прилагательные – к каждому из данных слов:

Фамилия, рояль, тюль, картофель, какао, кофе, фасоль, мозоль, овощ, фойе.

Задание 7. Почему в слове юный пишется одно н, а в слове юннат – два?

Задание 8. Придумайте слова с приставками:

Низ-; нис-; пред-; продо-

Задание 9. Напишите по три слова с удвоенными р, л, м, н, к.

Задание 10. Поставьте знаки препинания. Обозначьте графически орфограммы на месте пропусков.

Необыкновенным б…гатством осен…их красок слави…ся осина. Лист…я этого скромного дер…вца могут быть б…гряными ал…ыми л…мон…ыми к…рич…невыми серыми белыми.

8 класс

Литература

Задание 1. Определите название произведения и его автора:

а) «А вы, друзья как ни садитесь

Всё в музыканты не годитесь».

б) «Дела давно минувших дней

Преданья старины глубокой».

в) «Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом».

Задание 2. С чьими именами связаны литературные места России?

с. Ясная Поляна, с. Тарханы, Михайловское, г. Нежин.

Задание 3. Вспомните и запишите названия растений (цветов, трав, деревьев), которые созвучны женским и мужским именам.

Задание 4. Назовите авторов следующих произведений:

«Левша», «Медный всадник», «Тарас Бульба», «Муму», «Бирюк», «Хамелеон».

Задание 5. Дайте определение следующих литературоведческих терминов:

Композиция, эпитет, гипербола, олицетворение, кульминация.

Задание 6. Назовите жанры УНТ

Задание 7. Вспомните и запишите названия литературных произведений, в состав которых входят числительные и местоимения.

Задание 8. Из данного ряда произведений выпишите те, которые созданы А.С.Пушкиным.

«Железная дорога», «Капитанская дочка», «Мцыри», «После бала», «Парадокс», «Дубровский», «Руслан и Людмила», «Хамелеон».

Задание 9. Летописание на Руси началось:

а) в X веке;

б) в XI веке;

в) в XII веке;

Задание 10. Первым летописцем был монах:

а) Никон;

б) Нестор;

в) Сильвестр.

8 класс

Русский язык

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы:

Б..с..ейн, г..л..рея, к..р..к..тура, к..мб..нат, ..ж..релье, св..т..фор, тер..ас..а, пр..з..дент, пр..в..легия.

Задание 2. Соедините слова из разных колонок, запишите получившиеся фразеологизмы, объясните их смысл.

зелёная

изобилия

хромать

в набат

человек

улица

бить

на обе ноги

камень

с большой буквы

принять

преткновения

рог

за чистую монету

Задание 3. Замените следующие заимствованные слова русскими:

Индустрия, антракт, колоссальный, дебют.

Задание 4. Расставьте ударения в словах.

Обеспечение, мельком, звонит, языковое явление, диспансер, аристократия, газопровод, договор.

Задание 5. Напишите правильно наречия.

Броситься (в)догонку, расходиться (по)одиночке, приехать (во)время, говорить (на)распев, сыграть (в)ничью, (во)время урока.

Задание 6. Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?

Защитник вольности и прав.

В сем случае совсем не прав.

Столовая закрыта.

Дай столовую ложку.

Задание 7. Укажите значение устаревших слов.

Аршин, лапотник, лучина, приказчик.

Задание 8. Разберите по составу слова.

Поддерживая, пол-очка, пригород, снегопад, осветительный.

Задание 9. Определите количество букв и звуков в словах.

Неуютно, неприязнь, пожелание, взволнованный, отъехать, январь.

Задание 10. Объясните значение данных ниже фразеологизмов.

Сломя голову; ни в зуб ногой; с глазу на глаз; зубы заговаривать; выйти в люди; всё валится из рук; держать в ежовых рукавицах; встать в тупик.

9 класс

Литература

Задание 1. Назовите основные жанры древнерусской литературы.

Задание 2. Какой эпиграф выбрал Н.В.Гоголь к комедии «Ревизор»?

Задание 3. Как называют жителей городов:

Киев, Москва, Архангельск, Курск, Омск, Оренбург.

Задание 4. Из какого произведения эти герои (назовите автора и произведение)?

Маша Миронова, Троекуров, Черномор, Остап, Хлестаков, Левша, Гагин.

Задание 5. Дайте определение следующих литературоведческих терминов:

Композиция, эпитет, гипербола, олицетворение, кульминация.

Задание 6. Назовите жанры УНТ

Задание 7. С чьим именем связаны литературные места России.

Константиново, Тарханы, Михайловское, Мелехово, Денисовка (недалеко от Архангельска), Ясная Поляна.

Задание 8. Из данного ряда произведений выпишите те, которые созданы И.С.Тургеневым.

«Левша», «Бежин луг», «Записки охотника», «Тарас Бульба», «Дворянское гнездо», «Дубровский», «Хамелеон».

Задание 9. Назовите 5-6 художественных произведений, название которых включают антонимы.

Задание 10. Назовите родоначальника русского классицизма.

Задание 11. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежат произведения русских писателей?

а) «Бедная Лиза» (Н.М.Карамзин).

б) «властителям и судиям» (Г.Р.Державин).

в) «Светлана» (В.А.Жуковский).

9 класс

Русский язык

Задание 1. Составьте фразеологизмы, соединив собственное и нарицательное существительное:

а) азбука, бочка, конь, лампа, нить, осёл, пята, узел, победа.

б) Алладин, Дамокл, Пирр, Гордий, Морзе, Троя, Ариадна, Буридан, Диоген, Ахиллес.

Задание 2. Расставьте ударения в словах:

Мозаика, квартал, корысть, перчить, эксперт, индустрия, аристократия.

Задание 3. Замените следующие заимствованные слова русскими:

Инертный, прогрессивный, дискуссия, дебют, премьера, вояж, сентиментальный, компромисс.

Задание 4. Подберите к словам из первой колонки антонимы из второй:

традиции

отсталый

авангард

талант

активный

синтез

альтруизм

новаторство

анализ

арьергард

банальный

посредственность

бездарь

эгоизм

великан

оригинальный

передовой

пассивный

гениальность

пигмей

Задание 5. Какими частями речи могут быть слова простой, гнет, устав, пила?

Составьте с ними словосочетания, из которых было бы ясно, какая это часть речи.

Задание 6. Объясните смысл народных сравнений.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст