Интеллектуальная литературная игра Были люди в наше время

Литературная игра «Бородинское сражение»

Цель: осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для истории России и мировой истории. Задачи: 1. Воспитание гражданина – патриота. 2. Приобщение к культурным ценностям страны. 3. Формирование чувства ответственности за судьбу своего народа.

Вступительное слово учителя:

Отечественная война 1812 года — одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Поэтому «гроза 1812 года» вновь и вновь привлекает к себе внимание. В 2012 году мы отметили 200-летие Отечественной войны 1812 года. Сегодня мы будем говорить об этом событии, вписанном золотыми буквами в нашу историю.

1.Конкурс «Найди слово».

Общее задание командам А и Б:

Найдите ключевое слово из 10 букв, которое означает любовь к отечеству (Патриотизм).

2.Конкурс «Литературная разминка».

Учащимся предлагается продолжить строчки из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Задание команде А.

1.Не даром помнит вся Россия про день………………………………………..

2.Уж постоим мы головою………………………………………………………………..

3.И молвил он, сверкнув очами……………………………………………………….

4.Изведал враг в тот день немало……………………………………………………

5.Уланы с…………………………………………………………………………………………..

Задание команде Б.

1.Когда б на то не Божья воля………………………………………………………….

2.Чуть солнце осветило пушки…………………………………………………………

3.Кто кивер чистил весь избитый…………………………………………………….

4.Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий…………………………………………..

5.Драгуны с ……………………………………………………………………………………….

2.Конкурс знатоков поэзии М.Ю.Лермонтова.

Команды по очереди отвечают на 5 вопросов.

Вопросы команде А.

1.Какой город защищала русская армия на Бородинском поле? (Москву).

2.Как называется баллада М.Ю.Лермонтова, посвящённая Бородинскому сражению?

(«Бородино»).

3.От чьего имени ведётся рассказ в стихотворении «Бородино»? (Старого солдата-ветерана).

4.Как называется бой руками или холодным оружием? (Рукопашный бой).

5.Кто такие драгуны? (Кавалеристы, участвующие в конном и пешем строю).

Вопросы команде Б.

1.Когда состоялось Бородинское сражение? (7 сентября – 26 августа 1812 года).

2.Как называет Лермонтов Кутузова и Наполеона в своём стихотворении (Старый русский великан, трёхнедельный удалец, великаны).

3.К какому роду войск принадлежит солдат, рассказывающий о сражении? (Артиллерист).

4.Что такое картечь?

5.Кто такие уланы? (Конные воины, не участвовавшие в пешем бою, были вооружены пикой и саблей).

3.Конкурс «Эрудит».

Задание команде А:

В одном историческом источнике указано: «Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года». Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: «8 сентября 1812 года завязался бой». Как объяснить это расхождение в источниках?

(Оба источника правы: дата в первом случае указана по старому стилю, во втором — по-новому).

Задание команде Б:

Рецепт какого продукта питания родился в Бородине?

(Бородинского хлеба, название его — от Спасо-Бородинского монастыря).

4.Конкурс «Знатоки литературы».

Задание капитану команды А:

Капитан получает текст басни И.А. Крылова «Волк на псарне».

Отражение какого исторического события показано в этой басне? Какова ее мораль?

Задание капитану команды Б:

Капитан получает текст басни И.А. Крылова «Ворона и курица».

Отражение какого исторического события показано в этой басне? Какова ее мораль?

5.Конкурс «Шифровальщики».

Учитель. Вы видите плакат с шифровкой, которую мы перехватили у французов. Здесь зашифрована фамилия русского офицера, участника войны 1812 г. Вы по очереди называете по 1 букве. Если такая буква есть в этом слове, получаете 1 балл. Задание понятно? (Задание — по типу игры «Поле чудес».) Что вы можете рассказать об их участии в Бородинском сражении? (генерал Раевский, генерал Милорадович).

Вопросы команде А.

Кому принадлежат высказывания?

1. «Я в одно или два сражения всё кончу. Император будет на коленях просить мира». (Наполеон.)

2. «Бог дал их мне, и я отдаю их Отечеству». (Городской голова Москвы граф Ростопчин отдал 50 тыс. рублей на вооружение русского войска.)

3. О ком это сказано: «Он ведёт гостя в Москву». (О Барклае-де-Толли.)

4. «Я обращаюсь к смоленскому епископу с предписанием ободрять и убеждать крестьян, чтобы они вооружались, чем только могут, и не давали врагам пристанища, нанося им великий вред и ужас». (Александр I о партизанской войне.)

Вопросы команде Б.

Кому принадлежат высказывания?

1. «Через 5 лет я буду господином мира; остаётся одна Россия, но я раздавлю её». (Наполеон.)

2. «Разве можно с такими молодцами отступать?» (Кутузов — после назначения на пост главнокомандующего русской армией.)

3. Кто сказал: «Моя армия составлена так, что только одно движение поддерживает её. Во главе её можно идти вперёд, но не останавливаться и не отступать. Это армия наступления, а не защиты». (Наполеон.)

4. Кто и о ком говорил: «Общество ждало его назначения, и я его назначил. Сам же умываю руки». (Александр I о назначении Кутузова командующим армией.)

6. Конкурс «Узнай событие».

Учитель и подготовленные ученики зачитывают отрывки из стихотворных произведений, посвящённых Бородинскому сражению. Учащимся предлагается назвать изображённое событие.

   ЧТЕЦ (1): Гори, родная! Бог с тобою! Я сам, перекрестясь, с мольбою, Своею грешною рукой Тебя зажег: гори со мною! Пусть я, избитый, изожженный, Весь в ранах, в струпьях, изможденный, Умру в огне, в тоске, в страданье: Тебя не дам на поруганье!..  ( А.Тимофеев. Русский среди пылающей Москвы)   Ответ: пожар Москвы в сентябре 1812 г.   ЧТЕЦ (2): Цари в плену, в цепях народы! Час рабства, гибели приспел! Где вы, где вы, сыны свободы? Иль нет мечей и острых стрел? Иль мужество в груди остыло, И мстить железо позабыло? В России враг…и спит наш гром! Почто не в бой? он нам ли страшен? Уже верхи смоленских башен Виются пламенным столбом!.. (М.Милонов. К патриотам) Ответ: Смоленское сражение 16-17 августа 1812 г.   ЧТЕЦ (3): Друзья! Мы на брегах Колочи, Врагов к нам близок стан; Мы сну не покоряем очи, Не слышим боли ран!.. Друзья, бодрей! Друзья, смелей! Не до покоя нам! Идет злодей, грозит злодей Москвы златым верхам!.. ( Ф.Глинка. Песнь сторожевого воина перед Бородинскою битвою) Ответ: Бородинское сражение.   ЧТЕЦ (4): По безлюдному простору, Без ночлега, без привала, Точно сном теней, проходят Славной армии остатки, Егеря и гренадеры, Кто окутан дамской шалью, Кто церковною завесой,- То в сугробах снежных вязнут, То скользят, вразброд взбираясь На подъем оледенелый… (А.Майков.Сказание о 1812 годе.) Ответ: бегство наполеоновской армии в ноябре 1812 г.

7.Конкурс «Юные поэты».

Сочините синквейн о войне 1812 года. (Синквейн — это пятистрочный стих. Это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях).

Лист команды А:

Наполеон

Прославленный, смелый

Воевал, ликовал, бежал

«Открыл себе он путь через Россию к аду»

«Маленький капрал»

Лист команды Б:

Кутузов

Доблестный, прекрасный

Возглавил, разбил, победил

Русь от врага освободил

Герой 8.Конкурс «Угадай героя» («России верные сыны»).

Команды получают листы с фрагментами текста поэм и стихотворений о героях войны 1812 года. На интерактивной доске демонстрируются репродукции портретов «славных сынов Отечества» (М. Кутузов, Д. Давыдов, А. Фигнер, Н. Раевский, М. Барклай-де-Толли, И. Дорохов).

Звучит аудиозапись «Генералам двенадцатого года» музыка А.Петрова, стихи М.Цветаевой из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово».

Подведение итогов игры. Награждение участников.