Интегрированный уроу русского языка и литературы в 5 классе Обращение в сказках АСПушк

Тема урока: Обращение в сказках А.С.Пушкина.

Цель. Познакомить обучающихся с понятием «обращение», его ролью в речи.

Задачи: научить

находить обращение в предложении;

отличать обращение от подлежащего;

ставить знаки препинания в предложения с обращением;

выразительно читать предложения с обращением.

Структура урока.

Вступительное слово учителя.

Введение в тему.

Исследование 1. Роль обращений в речи.

Исследование 2. Знаки препинания в предложении с обращением.

Заключительный этап:

Вывод;

Вступительное слово учителя литературы.

Друзья мои, прекрасен наш союз:

Эти строчки А.С.Пушкин посвятил своим друзьям-лицеистам.

Сегодняшний наш урок мы не случайно начали именно этой поэтической строкой. Почему? А к этому вопросу мы вернемся в конце урока.

Я желаю, чтобы каждый из вас сделал сегодня маленькое открытие. А помогут нам в этом удивительные сказки А.С.Пушкина.

Уч рус. Введение в тему, открываем тетради, дата, предложения.

На доске записаны предложения.

Гости князю поклонились,Вышли вон и в путь пустились. ДОСКАЧем вы, гости, торг ведете?

Синтаксический разбор предложений, с указанием синтаксической роли слова «гости».

Обращаем внимание на второе предложение, отмечаем знаки препинания, говорим о том , что слово «гости» в данном предложении является обращением.

Итак, тема урока «Обращение».

Учитель литературы: Перед вами отрывки из произведений А.С.Пушкина. Давайте выразительно прочитаем.

И ответим на вопрос: К чему и к кому обращается автор в каждом предложении? (Дети читают).

1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу.

(А.С.Пушкин. “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”)

2. Чем вы, гости, торг ведёте?

(А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)

3. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

(А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)

Учитель литературы: Из каких произведений данные предложения?

Дети: А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди

Учитель русского языка: Теоретический блок. Все об обращениях. Молодцы! Вы научились находить обращения в предложениях.

Учитель литературы: Ребята, я не ошибусь, если скажу, как много знаете вы о Пушкине, читали его сказки, учили наизусть большое количество стихотворений.

Что можете сказать о жизни нашего великого писателя?

Дети: Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Он рос в семье, где очень любили литературу и поэзию. И отец, и дядя сочиняли стихи. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывалих перед своей сестрёнкой Оленькой. А к 11 годам перечитал всю библиотеку отца.

Учитель литературы: Пушкин, как и все дворянские дети того времени, учился сначала дома, а затем в Царскосельском лицее. Лицеистов учили прекрасные преподаватели. А рядом во дворце жил Александр I. Дворец окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Дружбе этой поэт остался верен всю жизнь.

Учитель литературы: Обратите внимание на строчки из стихотворений Пушкина “К Пущину”, “К Дельвигу”.

Любезный именинник, О Пущин дорогой! (А. Пушкин “К Пущину”)

О Дельвиг! НачерталиМне музы мой удел…(А. Пушкин “К Дельвигу) ЛИТ. Назовить мне кого приветствует Пушкин и как называются эти слова?

Вот как Пушкин характеризовал лицейское братство. Это были самые счастливые годы учёбы (г.Пушкин) под Санкт- Петербургом. Лицеисты учились, жили дружной, братской семьёй.

Друзья мои, прекрасен наш союз! А.С. Пушкин

Учитель литературы: Запишите предложения, найдите в нем обращение. Физкультминутка

Учитель русского языка: Обращаем внимания на данные предложения.. Вы научились находить обращения. А ещё какую закономерность вы заметили в обращении?

1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу. О, ….

2. Чем вы, гости, торг ведёте? … ,О, ….?

3. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! … , О!

Вывод: 1. Место обращения в предложении может быть свободным;2. Обращение состоит из одного или нескольких слов.

Учитель литературы: Вы назвали много произведений А.С.Пушкина. Среди них любимая “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”. Какое настроение при чтении вызвала у вас сказка?

Дети: Хорошее, радостное.

Учитель литературы: Но сначала и грустное, вы волновались за судьбу царевны. Надеюсь, вы заметили художественное своеобразие сказки: повторы, эпитеты, и, конечно же, обращения. Найдите обращения в тексте — сказки.

Дети: Это обращения к зеркальцу, Королевича Елисея к солнцу и ветру (выразительное чтение наизусть)Индивидуальное задание. Выучить разные обращения.

Учитель литературы: Можно ли в жизни обойтись без обращений? ….По каким личным качествам мы определяем характер человека? …. Мы часто не замечаем, как обращения работают в нашей речи, а оказывается, по ним часто судят по нам.

Вывод: По манерам разговора, обращений, мы можем судить о воспитанности человека.

Ещё один важный момент. Так вот: от того каким тоном говорит человек, зависит многое. Нередко настроение портится от грубого, раздраженного тона и, наоборот, улучшается от тона доброжелательного и мягкого. Чувства не обязательно выражать громко. Царица говорит грубо, а царевна обращается ко всем с благодарностью, т.е. по обращению можно понять, каков человек.

Учитель русского языка: Ребята, чему мы научились на уроке?

Дети:

Научились находить обращения в тексте.

Выделять его с помощью знаков и интонационно.

Место обращения в предложении может быть свободным

Оценки за урок.

Учитель русского языка: Сегодня на уроке вы познакомились с обращениями. Теперь вы понимаете, насколько важны они в нашей речи и насколько важно правильно их употреблять. А также правильно ставить знаки препинания в предложении с обращениями. Ведь это зависит, насколько верно вас поймет ваш собеседник. Не забывайте об этом.

Тест “Как я усвоил обращение!”

1 вариант:

Слушай Незнайка выручи меня отсюда.

К утру мороз крепчал.

Получай свою одежду товарищ по несчастью.

Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?

Цветик научи меня сочинять стихи.

2 вариант:

Не трещите морозы в заповедном бору.

Эй братец загораешь?

Вылезайте муравьи после зимней стужи.

Ручная ворона сидела на воротах и хлопала крыльями.

Догорай костер дотла.

Результаты: 1 вариант – 1,3,4,5.2 вариант – 1,2,3,5.

Домашнее задание:

Найти в других сказках А.С.Пушкина примеры с обращениями.