Интегрированный урок-мастерская по литературе в 5 классе Образ родины в стихах Кедрина

Интегрированный урок-мастерская по литературе в 5 классе по теме: «Образ Родины в стихах о природе .»(А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин)

Цели урока:

1.Образовательные: формирование представления о понятии «образ родины», выражение «образа» в языковых средствах.

2.Развивающие: формирование навыков познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы; развивать коммуникативные способности детей.

3.Воспитательные: привитие любви к родине и природе в тесной взаимосвязи с музыкой, искусством.

Оборудование: презентация Power Point,аудиозапись Ф.Листа «Утешение» ,А.Прокофьев «Аленушка»,пение утренних птиц.,газета «Моя тихая родина», карандаши, листы альбомные, природный материал. Аппликация, клей.

Аннотация к уроку: Интегрированный урок в форме педагогической мастерской, предполагает работу в 5 классе с использованием ИКТ , МР3, природных материалов и дополнительных заданий к уроку . Основные формы организационной работы: групповая работа, творческое письмо, индивидуальное сообщение, фронтальный опрос.

Ход урока.

Учитель

1.Оргмомент.

-Здравствуйте,ребята.

Арабская мудрость гласит: «Знание-дело, а дело-плоды». Мы сегодня тоже будем учиться познавать новое, а значит-трудиться и пожинать в конце урока плоды своей деятельности.

Тихая,скромная,светлая, нежная,

Даль твоих тонких березок безбрежная.

Незаменимая, сердцем любимая-

Ты и могучая,ты и ранимая!

-Что подразумевается под этими строками? Какое слово скрывается?

-Сегодня на уроке слово «родина» будет самым важным и ключевым.

2.« Индуктор»(учитель музыки)

-Я предлагаю вам расслабиться, закрыть глаза и окунуться в необыкновенную райскую симфонию звуков.

Работа с материалом.

-Какие ассоциации вызывают y вас звуки?

Какие образы представляете перед глазами?

-Где вы можете услышать эти звуки?

(А природа и есть наша родина, родной край)

-В каких жанрах литературы можно еще«услышать» природу?(учит.лит)

-Следовательно, музыка вместе с литературой помогают создать образы природы.(учит. музыки)

Социализация

Учитель: Я прослушала эту композицию и представила свои образы.

Какие образы повторяются в предложенном мною варианте слов.

-Выберите самые важные слова.

Голоса птиц

Природа

Образ

Родина

Шелест листьев

Стихотворение

Покой

-Основываясь на ключевые слова, определите тему сегодняшнего урока.

3.Изучение темы

А)-Открыли тетради и запишите тему урока .

Б)-Обратите внимание на оформление доски, записанную тему урока и постарайтесь сами определить цель и задачи сегодняшней мастерской?

-О чем будем говорить на уроке?

-Результатыработы на уроке мы будем помещать в классной газете «Тихая моя родина»

5.Разрыв

-Для начала попробуйте объяснить значение слов, записанных на доске

Родина-1 ряд,

природа-2 ряд

образ-3 ряд-запись слов в 1-ый столбик тетради.

Работа с материалом

-Запишите во 2 столбик тетради ассоциации, возникшие с данным словом.

Социализация

-Подведем итоги. Допишите в тетрадь тот ответ, который вам понравился.

Учитель музыки(словарная работа)

-Самым сложным в понимании оказалось слово «образ»

.Художественный образ-это образ от искусства, который создается автором художественного произведения, а в музыке образ определяется природной материей музыки и его качеством звучания.

6.Разрыв

-Но чтобы раскрыть тему урока этого нам недостаточно. Как эта тема звучит в изобразительном искусстве?

УчительИЗО

-Тема Родины и природы широко раскрыта в изобразительном искусстве. Посмотрите на полотна великих мастеров(Шишкин, Васнецов, …) : каждый художник представляет свой образ родины(лес, ручеек,цветок…). Но у всех он связан с природой родного края.

-Мы знаем, что Виталий Иванович известный художник в нашем районе.

А каким вы представляете образ родины в своих картинах?

(анализ 2-3 картин) Название-образ

В рисунках учеников свое творческое начало и видение родины.(2-3 рисунка: образ родины)

Работа с материалом.

-А каким вы представляете образ родины ?

Задания в группах:

1.Нарисуйте на листках бумаги образ родины.

2.Соберите аппликацию-образ из предложенного материала.

3.Придумайте образ родины из природного материала.

Социализация

-Охарактеризуйте свои образы.Закрепите результат работы на газете.(рубрика «Моя родина»)

7.Разрыв.

-А теперь обратимся к поэзии. Именно в лирике поэты создают различные образы и представления.В стихотворении А.Прокофьева «Аленушка»свое видение природы.(запись в тетрадь) Послушаем аудиозапись стихотворения.

Работа с материалом.

-Какое впечатление сложилось о прочитанном? Что вы почувствовали?

-Какие строки стихотворения совпадают с изображением на картине Васнецова?

-Как вы думаете, сколько образов автор создает, чтобы передать настроение стихотворения?

Из истории картины)-учитель ИЗО

-Оказывается, Васнецов писал эту картину в усадьбе Абрамцево. Он изобразил девушку с распушенными волосами. Раньше на Руси не полагалось распускать косы. Таких девушек называли «распустехами», и с ними не общались. Но есть и другая задумка: девушки распускали косы перед гаданием, при колдовстве. У героини полураскрыт рот, как будто она произносит магическое заклинание.

-Какую роль играет природа в раскрытии образа Аленушки?

А какие средства помогают передать душевное состояние героя?

Задание по группам:

1.найти олицетворения

2.найти постоянные эпитеты

3.найти сравнение

Социализация.

-Запишите свои ответы маркером в газете(рубрика «Выразительные средства» и в тетрадях.

8.Разрыв.

-А теперь давайте обратимся к стихотворению Д.Кедрина «Аленушка»-запись в тетрадь.(выразительное чтение учеником)

Работа с материалом.

-Какой образ создает автор в стихотворении?

-Какие слова автор выбирает для характеристики образа и почему?

Что он хочет передать?

- Объясните значение выражений «стойбище тумана», «»вотчина соловья», «лихая сила»

Задание: Напишите 1 предложением понимание слова «Родное».

-Прочитайте, что у вас получилось.

.Закрепите ваши рассуждения на газете.(2-3 соч)

9.Закрепление темы.

-В заключении урока я хотела бы вам дочитать своё стихотворение , которым я начинала урок.

Тихая,скромная,светлая, нежная,

Даль твоих тонких березок безбрежная.

Незаменимая, сердцем любимая-

Ты и могучая,ты и ранимая!

Вижу просторы твои бесконечные.

Речку,заросшую сплошь ивняком.

И ручейки твои тянутся млечные,

Где я любила бродить босиком.

Каждую тропку, травиночку каждую

Знаю и в сердце своем берегу.

Тихая, скромная, светлая,нежная,

Как я тебя бесконечно люблю!

-Я надеюсь,что вы тоже сохраните образ любимой родины в сердце.

10.Домашнее задание.

_Сочинить стихотворение о родном крае или выучить наизусть стихи оренбургских поэтов о родине.(обращение к выставке)

-О чем говорили на уроке? Что повторили?

-Как бы вы оценили свою работу сегодня на уроке?

-С какими трудностями вы сегодня столкнулись?

-С чем с удовольствием поделитесь с друзьями?

Оценивание.

Ученики.

родина

Слайд №1-2 (природа)

Звучат звуки природы

(ручей,утро,сосновый бор…

(на природе, на свежем воздухе

(в стихах.…)

Слайд №3(слова-образы)

(варианты уч-ся)

Слайд №4(тема)

(Оформлять газету, анализировать выразительные средства в

стихах, раскрывать образ природы в стихах)

Слайд №5(цели)

Слайд №6(родина,

природа,образ)

(родина-дом,береза,уголок

природы;

вдохновение-желание, рисунок,стих-ие; образ-мама,силуэт,

фигура)

(записи в тет)

Слайд №7

Выставка картин \и рисунков о

природе родного края.

Слайд№8

(задания)

Музыка:Лист «Утешение»

(рисунки и маппликацию закрепить

в газете ,поделку

-на столе)

Слайд №9-10

(картина

Васнецова «Аленушка»)

(грусть, таинственность

,печаль)

(описание

Аленушки,

Настроение

героини)

(2 образа- «милой Аленушки»,

развернутый-

образ природы)

Слайд №11

(задания по

рядам)

Олицетворения-1+3трава не хочет

знать,

Солнцекладет,

тростник шумит

Эпитеты-пруд заглохший,

золотыеобручи,

мертва вода

Сравнение-совсем как в сказке

Слайд №12- 15(природа)

(образ родины)

Несмеяна,родина неяркая моя,нетленную

красу;автор не

ставит цель

украсить родину,а передать свою любовь и боль)

Слайд 16(Родное-это…)

Слайд17-23

Слайд №24



Страницы: 1 | 2 | Весь текст