Интегрированный урок

Интегрированный урок.

(Взаимосвязь музыки и живописи)

Тема: Изобразительность в музыке. Картины родной природы. Творчество Э.Грига.

Цель: 1. Познакомить учащихся как можно через музыку видеть картины природы.

2.Научить понять замысел композитора и изобразить картины природы при помощи художественных средств.

3. Показать способность музыки изображать просыпающуюся природу, а так же научиться слушать и понимать музыку; рисовать её в своём воображении.

Ход урока: 1. Организационная часть

2. Вступительная часть

3. Введение в тему (беседа) под музыку.

4. Разминка под музыку.

5. Песня «Утро»

6. Рисуем музыку.

7. Итог урока.

8. Заключительная песня.

Вступительная часть:

Учитель : Ребята! музыка всегда что-то выражает или изображает. Например: «Во поле берёза стояла» композитор Чайковский выразил в своей симфонии эту тему. Музыка может так же изображать танцы.

А сегодня поговорим о пробуждении природы.

Включить Э.Грига «Утро» на фоне музыки слова:

Представьте себе, что вся природа спит. Спит лес, спит речка, тоненький ручеёк тихонечко журчит между камушками, как будто боится нарушить тишину. Маленьким зелёным листочкам снятся маленькие зелёненькие сны.

Спят звери и птицы.

В дупле старого дерева мама белка прикрыла своим пушистым хвостом бельчат и уютно спит.

А небо синие – синие

А звёзды больше, ярче, на небе большая луна, а на речке от нее лунная дорожка. И вот на горизонте, там, где кажется, что небо сходится с землёй, показалась светлая полоска. Она растёт, ширится, а звёзды начинают бледнеть и одна за другой угасать.

На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Под пение бесчисленных птиц, поднимается над землёю солнце.

И вот за стволами старых лип огромный пылающий шар поднимается над землёю. Он увеличивается, сияет радостным светом, играет, улыбается. Начинается новый день.

Учитель: Ребята! Как вы думаете, что же произошло в природе, какое событие?

Ученики: Восход солнца.

Учитель: Прослушав мелодию, скажите мне какое чувство она вызывает?

Ученики: Радостное, яркое, хорошее, интересное, доброе.

Учитель: А вот, ребята, послушайте, как описал восход солнца поэт Есенин.

- Загорелась зорька красная

В небе темно-голубом

Полоса явилась красная

В своём блеске золотом.

Лучи солнышко высоко

Отразили в небе свет

И рассыпались далеко

От них новые в ответ

Лучи ярко – золотые

Осветили землю вдруг

Небеса уж голубые

Расстилаются вокруг.

Учитель: Красиво? Ведь именно такое утро композитора Э. Грига мы сейчас и прослушали. А как же появилась эта замечательная пьеса? Норвежский композитор Григ любил утром прогуляться по лесу. И вот однажды гуляя он встретил маленькую девочку. Её звали Дагни. Девочка была так хороша, что Григу захотелось ей что-то подарить, но у него ничего не было с собой. И тогда он решил подарить ей музыку. «Но только не сейчас, маленьким девочкам не дарят такие подарки, я подарю тебе её через 10 лет». И вот девочка выросла, и когда ей исполнилось 18 лет она пошла в театр и услышала как объявили, что сейчас прозвучит знаменитая пьеса Грига «Утро», которая посвящена Дагни, дочери лесника, по случаю исполнения ей 18 лет. И Дагни вспомнила свою встречу в лесу с седым старичком.

Вопрос: Ребята! Какие средства выразительности использовал Григ в своем произведении?

Музыка какая – грубая или нежная

Вопрос: Почему музыка начинается тихо?

Ответ: Потому что природа только-только начинает просыпаться.

Вопрос: А когда музыка звучит громче?

Ответ: Когда солнце почти вышло из-за горизонта

Вопрос: Мелодия быстрая или медленная? Плавная или отрывистая?

Ответ: Медленная. Плавная.

Вопрос: Мелодия грустная или радостная?

Ответ: Радостная.

Учитель: Конечно радостная, светлая, потому что новый день всегда радость, и мы ждём только хорошее от нового дня и надеемся на приятные впечатления.

Разминка: Учитель ИЗО. (Для разминки понадобятся заранее заготовленные листочки и цветочки из цветной бумаги).

Звучит песня: «Утро»

А сейчас, ребята, мы с вами тоже попытаемся изобразить пробуждение природы. Давайте выйдем из-за парт и подойдём к доске, образуем два кружка и сядем на корточки. Закроем глаза.

-Представим себе, что мы в лесу, что мы с вами лесные жители этого сказочного леса. Кто-то представит себя цветочком, кто-то листочком.

- Вот, стало всё просыпаться, веточки и листочки тянуться к первым лучам солнца.(Дети медленно под музыкальное сопровождение встают)

- Раскрылись цветочки. (Дети изображают раскрытие цветочков)

- И вот взошло солнце и поплыли по небу величаво, и теплые лучи стали согревать землю, траву, луга и горы.(Дети взявшись за руки во время этих слов идут медленно по кругу)

- Нежная фея Волшебная Заря своей волшебной палочкой стала будить всё, к чему её палочка прикасалась.

Учитель : «Рисуем музыку»

Многие художники изображали утро на своих полотнах (показ репродукций)

Вопрос: Ребята, представьте на минуточку, что вы художники, какие бы вы использовали краски, чтобы изобразить утро?

Примерный ответ: Жёлтый, бледно-голубой, розовый, синий, оранжевый, зелёный.

А сейчас мы с вами изобразим утро на своих альбомных листах. Утро – начало дня, и настроение утром всегда хорошее, бодрое. Мы стараемся встретить что-то приятное, каждый день – это день новый, мы ещё не знаем, что он нам принесёт, поэтому в утре всегда элемент таинства.

Учитель читает стихотворение:

- На небе месяц,

И ночная ещё не тронулась тень

Царит себе не сознавая,

Что вот уж встрепенулся день

Что хоть лениво и несмело,

Луч возникает за лучом,

А небо так ещё всецело

Ночным сияет торжеством

Но не пройдёт двух-трёх мгновений,

Ночь испарится над Землёй

И в полном блеске проявлений

Вдруг нас охватит мир дневной.

Ф. Тютчев.

Учитель : Вопрос: Красиво?

- Давайте попытаемся всё это изобразить.

Объяснение: Альбомный лист делим на 3 части. Верхняя часть будет у нас для изображения неба. Чтобы получилось красиво, один цвет переходит в другой (как в радуге), но границы были нечёткими, не ждите пока высохнет краска, а проведите кисточкой с другой краской сверху выше полосы. Кистью ведём слева направо.

Вопрос: Какого цвета восходящее солнце?

Ответ: Жёлтое

Вопрос: А лучи от него?

Ответ: Тоже жёлтые?

Вопрос: А небо будет каким?

Ответ: Вверху темно-голубое после ночи, а в середине светло-голубое, а там, где солнце — бело-голубое.

Вопрос: А немного розового цвета добавим в лучи?

Ответ: Да.

Вопрос: Почему?

Учитель : Заря всегда румяная – «Румяной зарёю покрылся восток»

Ну вот и разобрали. Посмотрите ещё, к художники рисовали зарю( раздать различные репродукции художников).

А теперь приступаем к работе. (Дети рисуют утро под спокойную музыку)

ИТОГ УРОКА:

Учитель : Все рисунки детей вывешиваются на доску. Комментируются.

Рефлексия

Ребята у меня на столе лежат небольшие солнышки с разным настроением. Ребята должны подойти к столу и выбрать своё солнышко «Моё настроение на уроке». Солнышки прикрепляются на доску.

Учитель : Подводят итоги, оценивает настроение учеников на уроке. Ученики становятся полукругом и исполняют куплет песни под музыку о хорошем настроении.