Интегрированный урок психологии и обществознания Психологический климат семьи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 44

г. Иркутск

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

обществознание + психология

8 класс

Тема «Психологический климат в семье»

Учитель обществознания: Медведева С.В.

Педагог-психолог: Тимофеева Т. Н

Тема «Психологический климат в семье»

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, фломастеры, цветные карандаши.

Цели урока

Образовательная: способствовать формированию у учащихся четкого представления о семье и её функциях, о психологическом климате, о различных стилях общения в семье.

Развивающая: продолжить формирование умения вести дискуссию, аргументировать собственную позицию, развитие навыков эмпатии, способности понимать чувства и эмоции другого человека. Воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к семье, к родителям.

Ход урока

Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Мотивация.

Здравствуйте ребята. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока я взяла слова Л.Н. Толстого.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Л.Н. Толстой

Тему урока вы должны будете составить из ключевых понятий, которые относятся к этой теме. Итак, давайте выберем ключевые слова темы. Из слов, расположенных на доске, выберите первое ключевое слово и составьте его определение. Слова: группа, это, людей, родством, связанных, Семья.

2 ученика составляют определение на доске.

Формулировка темы с учащимися. Психологический климат в семье.

3.Изучение нового материала.

Откройте тетради, запишите тему урока.

Вернемся к основному понятию – семья.

Запишите это определение, оно написано на доске.

Психолог: Ответьте на вопрос «Что для вас означает слово семья?» Какие ассоциации возникают с этим словом. Учащиеся по очереди подбирают ассоциации к слову семья. Периодически во время ответов детей можно задавать вопрос — «Почему ты так думаешь?». Вопрос будет побуждать детей высказывать свои суждения. Кроме того этот этап работы может дать возможность диагностического среза.

Семья — это, прежде всего, малая социальная группа в которой проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи- бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботится, о нем тоже никто не проявит заботу.

Сейчас мы с вами в игре определим роли членов семьи.

Игра «Волшебный прямоугольник». (Приложение 1) На экране и у вас на партах волшебный прямоугольник, в котором написано 20 родственников. Читать можно по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Также у вас на листах дана формулировка технологии родства. Вам необходимо найти родственника и охарактеризовать степень его родства в соответствии с технологией, которая у вас приведена ниже.

(Ответ: Дед, бабка, дочь, деверь, шурин, золовка, невестка, свекор, сын племянник, тесть, мать, брат, дядя, отец, свекровь, теща, отчим, мачеха, тетя, прадед, зять, пасынок, свояк, племянница.)

Учитель: Ответьте мне на вопрос: для чего необходима семья? Какова ее цель?

Выслушиваются ответы детей.

А теперь обобщим и выстроим в логическую цепочку функции семьи. Запишите в тетрадь следующие функции семьи, которые обозначены на слайде.

В тетрадь записывается перечень функций.

Продолжение рода

Хозяйственная

Воспитательная

Передача знаний

Создание атмосферы психологического комфорта

Вспомните из истории, когда появилась первая семья, чем занимались в ней члены семьи?

(Предположительный ответ: Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления).

Да, вы правы. На всех ступенях развития человечества семья менялась. Современная семья очень отличается от традиционной семьи. (Приложение 2)

А теперь я хочу предложить вам поработать в группах. Групповая работа:

1 группа. Находит отличия современной семьи от традиционной? Заполните пустующие строки:

Особенности традиционной семьи

Особенности современной семьи

Большая семья, 6-12 детей,

Совместное проживание трех поколений, передача опыта, наследства.

Уважение к старшим

Заключение брака по социальному, национальному, религиозному признаку

Брак оформлялся церковью

2 группа. Распределите обязанности между членами семьи.

Мама

Папа

Бабушка

Дедушка

Брат

Сестра

Я

3 группа. Определите и впишите в верхнюю строчку определение стиля заимоотношений в семье.

Бесцеремонный диктат, жестокость, черствость, агрессивность по отношению друг к другу

Отсутствие устойчивых, а то и всяких взаимоотношений, отстраненность, отчуждение, безразличие

Подлинное равноправие, взаимное тепло, богатство чувств, сотрудничество

Прошу вас, ребята, расскажите об отличиях современной семьи.

2 группа расскажет о распределении обязанностей в современной семье. Выслушиваются ответы ребят. 1 и 2 группа

Климат семьи определяется стилем общения. (Ответы 3 группы)

Запись в тетрадь определений.

Выделяют три стиля общения:1 — авторитарный – стиль «подавления». Какие проблемы будут испытывать дети, воспитывающиеся в таких семьях?2 — попустительский – «полная свобода». Это хорошо или плохо? 3- демократический. Это хорошо или плохо?

Психолог: А теперь мы будем рисовать. Подумайте о своей семье, что вас объединяет, как вы совместно проводите время. Придумайте и нарисуйте герб вашей семьи. Какие составляющие, какие символы будут на этом гербе, что они отражают? Какие цвета вы будете использовать и почему? По завершении рисования учащиеся демонстрируют свои рисунки и объясняют смыслы своего герба.

4.Подведение итогов урока.

Психолог: Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу — научились благодарить тех, кто для вас делает много добра ,- близких и родных людей. Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и ценностью семьи.

«Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и долго будешь жить на земле». Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.

Семья — мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей — основа семьи. Я на память даю вам символ семьи – ромашку, на которой написаны замечательные слова о семье.

Домашнее задание. Совместно с родителями нарисовать генеалогическое древо семьи и выполнить тест. Результаты теста обсудить на семейном совете. (Приложение 4)

Самооценка работы учащихся. (Приложение 3) Поставьте + в той графе, которая соответствует вашей

работоспособности на уроке и подсчитайте сумму плюсов.

В

О

П

П

А

С

Ы

Н

О

К

Л

Я

Р

У

Ч

З

Р

П

Л

Е

М

Я

Н

Н

И

К

З

А

П

О

А

М

Т

Е

С

Т

Ь

Т

О

Р

М

Е

Д

Е

Д

П

Е

В

М

А

Т

Ь

Д

Е

К

Л

Е

Д

Е

В

Щ

Г

З

Я

Т

Ь

Ш

Ь

М

Ы

В

О

Д

С

А

Я

З

Р

Н

Б

Б

Р

А

Т

Е

Ч

С

В

Е

К

О

Р

А

Н

Б

О

Ч

Е

Р

Ь

Ц

О

З

О

Л

О

В

О

И

А

Е

Т

Ь

В

Д

Я

Д

Я



Страницы: 1 | 2 | Весь текст