Интегрированный урок по музыке и ОПК Колокольные звоны на Руси

Интегрированный урок по музыке и ОПК

Тема: «Колокольные звоны на Руси»

Цели н задачи: познакомить учащихся с историей возникновения колокольных звонов наРуси, с видами колокольных звонов, способствовать развитию любви и уважения к русской культуре и традициям. Художественный материал: слайды, репродукции картин, виды колоколен, инструмент (фортепиано), иллюстрации.

Ход урока.

Звучит «Херувимская песнь» М. Глинки.

Слайд № 6.

Красота храмов, красота колокольного звона и церковных песнопений… По летописному сказанию, именно эта красота стала причиной выбора киевским князем Владимиром православия государственной религией Руси. Послал князь умных людей в разные земли, где они познакомились с верой каждого народа. Побывали послы и в Царьграде (Константинополе) в храме Святой Софии, в котором православная служба греков явила им такую красоту, такое великолепие, что по возращении они рассказали следующее: «Одежды священников чудесны, служба хороша, и люди все стоят в благоговении, пение же такое сладостное, какого мы никогда не слышали. И объяла нас какая-то радость, и мы не чувствовали себя и не знали, на земле мы находимся или на небе. И нет такой красоты и столь превосходного богохваления во всей поднебесной, какие у греков. И потому мы полагаем, что вера их истина и что только с теми людьми истинный Бог.

Слайды №7 — № 8.

Репродукции: Храм Святой Софии Константинопольской, В. Васнецов. «Крещение Руси».

Слайд № 9.

В православной Руси с собой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Вспомните песню «Вечерний звон», которую вы слушали в пятом классе, вспомните «Вечерний звон» И. Левитана… Может быть эти старинные образы помогут вам почувствовать, что колокольный звон на Руси был чем-то большим, чем простое явление колокольного звона: в нем словно отразилась русская душа, русская жизнь.

Песня: «Вечерний звон»

Репродукция: И. Левитан «Вечерний звон»

Вспомните, какими средствами музыкальной выразительности композитор рисует картину теплого спокойного вечера? (спокойный темп, мажорный лад, тихая динамика, песенная мелодия)

Изобразительный момент: бас имитирует звучание колокола

Вспоминаются темы: «изобразительность и выразительность в музыке» и «можно ли увидеть музыку», «можно ли услышать живопись»?

Очень хорошо озвучивает картину И. Левитана стихотворение Рыленкова «Все в тающей дымке…»

Слайд № 10 — №11.

Здесь мало увидеть Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы.

Слайд № 12.

С незапамятных времен бытуют у разных народов колокола. Звон им служил сигналом тревоги при пожаре, предупреждал о приближении врага, а в метели и бураны звоны помогали странникам найти дорогу. Вечевые колокола гудели в дни торжеств и бед народных.

Слушание: «Колокольные звоны»

- А можно ли назвать колокольный звон музыкой?

- Да

- Почему?

- Потому что для нее характерны те же средства музыкальной выразительности, что и для музыки инструментальной: мелодия, ритм, лад, динамика, темп и др.

- А что в колокольной музыке важнее — ритм или мелодия?

- Конечно ритм.

- Верно.

Слайд № 13.

Обратите внимание: на доске обозначены группы колоколов — большие, средние и малые. Чем больше размер колокола, тем ниже его звук и наоборот. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти. Колокола были неотъемлемой частью и сельского пейзажа, и городской жизни. Под звон колоколов чередовались времена года, рассветы и закаты, колокола звонили и в радостные и горестные дни.

Слайд № 14.

Колокола и сами были словно живые: им как людям давали собственные имена — Гаврила, Георгий, Лебедь, Медведь… В церкви им отводилось видное место. Колокола размещаются обычно над входом в храм, обращаясь к входящим людям. Но колокола могут размещаться и на колокольнях, пристроенных к храму или на отдельно стоящих звонницах.

Репродукции: колокольни н звонницы.

Слайд № 15.

На самой знаменитой в Москве колокольне — Ивана Великого некогда располагалось 52 колокола Московские старожилы хорошо знали их голоса и узнавали как старых знакомых. Высота Ивана Великого 82 метра Весь архитектурный ансамбль очень пострадал в 1812 году во время нашествия Наполеона, но в последствии постройки были восстановлены.

Слайд № 16.

Колокольную симфонию Москвы однажды описал М. Лермонтов в своем ученическом сочинении: «Едва проснется день, как уже со всех ее златоглавых церквей разносится согласный гимн колоколов, подобно чудной фантастической увертюре Бетховена… И мнится, что бестелесные звуки принимают видимую форму… О какое блаженство внимать эту неземную музыку!»

Слушание: М. Мусоргский «Рассвет на Москве реке» вступление к опере «Хованщина».

Иллюстрации: М. Воробьев «Вид Московского кремля» и Ф. Алексеев вид кремля и каменного моста.

Слайд № 17 — № 18.

Музыкальный критик Э. Фрид: «Вот она древняя и вечно юная, Б лучах восходящего солнца. Такова страна, такова неизъяснимая прелесть природы, таков народ с таящимися в нем силой и красотой… Несется над Красной площадью колокольный перезвон. Тают в чистой утренней прохладе серебристые звуки стрелецких труб. Город просыпается».

Слайд № 19.

- Как рисует композитор картину рассвета? (усиление динамики).

У колоколов, как и людей, своя судьба Их одушевляли, сравнивали с человеком. Даже части колокола называли: тулово, ухо, язык. О судьбах колоколов рассказывать можно долго, но я остановлюсь на судьбе одного.

Слайд № 20.

С XII века в Новгороде для решения всех вопросов собиралось народное собрание -вече. А созывал новгородцев вечевой колокол. Он столетиями был символом новгородской вольности.

Слайд № 21.

Но, покорив свободный Новгород, царь Иван Грозный приказал снять вечевой колокол и доставить в Москву, чтобы звенел в лад московским.

Слайд № 22.

Но когда колокол везли через Валдай, на. одном из склонов опрокинулись сани, и колокол свалился в овраг. Тогда царь приказал разбить его.

Слайд № 23.

Холмы и тела! Глушь лесная!

И ту размыло!.. Как тут быть?

И царь, добравшись до Валдая,

Приказ дал: колокол разбить.

Разбили колокол, разбили!

Сгребли валдайдь.1 медный сор,

И колокольчики отлили,

И отливают до сих пор.

И, быль старинную вещая,

В тиши степей, в глуши лесной,

Тот колокольчик, изнывая, Гудит и бьется под дугой!..

Слайд № 24.

В Валдае летом 1995 года открыли единственный в России музей колоколов.

Слушание: «В лунном сиянии», «Вот мчится тройка удалая…», «Однозвучно гремит колокольчик…».

Слайд № 25.

Звоны могут быть праздничными, набатными, вечерними, погребальными. Для каждого звона характерен свой образ, свои средства музыкальной выразительности. Если бы вы были звонарями каким был бы у вас праздничный звон?

Мажорным, громким, быстрым, радостным.

А погребальный звон?

Печальный, скорбный медленный минорный.

Сейчас мы познакомимся с вами с видами церковного звона.

Слайд № 26.

Благовест — звон в один большой колокол перед началом службы.

Трезвон — звон в несколько колоколов в три приема

Перезвон - поочередно перебирают все колокола (печальный).

Затравка — нечастый звон в маленький колокол перед началом звона

Переборы — довольно скорые удары во все колокола по порядку {перед красным звоном)

Погребальный — медленные размеренные одиночные удары в колокол.

Будничный — используются малые колокола (мелодичный спокойный)

Праздничный:

Великий — во все колокола.

Средний — без больших колоколов.

— Красный — в несколько колоколов, без самых больших, в 5 — 7 колоколов звонит один звонарь.

9.Малиновый — звон в отборные колокола

Слушание: А. Морозов «Малиновый звон»

Слайд № 27.

До нашего времени нас поражают своим величием и красотой колокола Кремлевских, Суздальских курантов, Псковские и Ростовские колокола И, наверное, нигде голоса колоколов не встречаются так часто, как в творчестве русских композиторов.

Слайд № 28 — № 29.

Мы слышали их у М. Глинки, А. Бородина, М Мусоргского, С. Рахманинова.

Давайте сравним звучание колоколов в двух произведениях русских композиторов (таблица).

Колокола Кремля звучат у М. Мусоргского не только в «Хованщине», но и в прологе оперы «Борис Годунов», в сцене венчания Бориса на царство. Слушание: пролог к опере «Борис Годунов» М. Мусоргский.

Сергей Рахманинов одно из лучших своих произведений — поэму для солистов, хора и симфонического оркестра «Колокола» — посвятил теме «колокола в жизни человека». Слушание фрагмента.

Можно вспомнить и хор «Слава» М. Глинки из оперы «Иван Сусанин», где звучат колокола празднично радостно ж торжественно. И кантату С. Прокофьева «Александр Невский», где колокола звучат как тревожный набат, призывающий к борьбе с иноземными захватчиками.

Очень хорошо чувства русского человека, чью. душу наполняет благостный колокольный звон, выразил А.К. Толстой в стихотворении «Благовеста.

Слайд № 30.

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло.

К себе он тянет

Неодолимо,

Зовет и манит

Он в край родимый, —

В край благодатный,

Забытый мною, —

И непонятной

Томим тоскою.

Молюсь — и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я

От дела злого.

Далеко странствуя

Мечтой чудесною,

Через пространства я

Лечу небесныя.

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает.

Слайд № 31.

Колокола – это символ России, ее голос, ее глас, который вновь обрел силу. Это душа русского человека – открытая и широкая. И я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучит самый светлый колокольчик.

Слайд № 32.

Давайте и мы с вами споем песню о колокольном звоне «Благовест».

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес