Интегрированный урок по математике и биологии в 8 классе коррекционной школы Нет милей

Тип урока: урок закрепления изученного

Интегрированный урок по математике и биологии в 8 классе коррекционной школы VIII вида «Нет милей чудес, чем наш русский лес»

Цели урока:

~ расширять кругозор, познавательные способности;

~ активизировать словарный запас и речемыслительную активность;

~ воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

по предмету математики: закреплять умножение и деление десятичных дробей на однозначное число;

по предмету географии: расширять краеведческие знания о флоре Кавказского заповедника.

Коррекционно-развивающие задачи:

содействовать повышению интереса учащихся к математике; формировать познавательные интересы на основе изучения природы Краснодарского края; развивать речемыслительную деятельность.

Воспитательные задачи:

по предмету математики: воспитывать познавательную активность, развивать логическое мышление, грамотную математическую речь, навыки самостоятельной работы;

по предмету географии: прививать чувства бережного отношения к природе, уважительное отношение к малой Родине.

Оборудование: карта Краснодарского края (с обведенными границами Кавказского заповедника), пословицы о лесе и деревьях, загадки, набор листьев и плодов деревьев, презентация, карточки словарных слов с выделенными буквами (береза, клен, ясень, дуб, сосна, ель, ольха, ива), и слово реликтовые, листья березы и клена для формирования «призовых веток», мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийные слайды, математика. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор В.В.Эк. Москва. «Просвещение» 2004 год.

Ход урока

1. Орг момент.

2. Проверка домашнего задания:

~ уточнение домашнего задания;

~ прочитать условия примера с полученной разностью 642, 228;

~ какой пример по счету с полученным частным 1, 032;

~ во сколько действий решался пример с полученной суммой 29,718.

Учитель: /Слайд 1/

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по — особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать,

Где ко всему в прекрасном этом мире

По — детски чисто тянется душа…

Любимый уголок земли, о котором написал поэт, называется малой родиной. Наша с вами малая родина- Кубань, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов.

3. Сообщение темы и цели урока: /Слайд 2/ наш урок называется «Нет милей чудес, чем наш русский лес». Сегодня мы поговорим о заповеднике Краснодарского края.

4. Подготовка к работе над темой:

Ведущий 1: велика и красива Россия! И трудно найти более красивый край, чем Краснодарский! В народе наш край ласково называют Кубанью.

Здесь чистый воздух, гор сквознякНе сможешь их забыть никак. Пусть не затронет чистотыИ люди не сорвут цветы.Прозрачный блеск не засорятОставят вечный здесь наряд.Не надо брать все лишь себеОставьте что-то и Земле.Она все это родилаПусть будет счастлива она.

Учитель: /Слайд 3/ на территории Краснодарского края, в районе Кавказских гор расположен Кавказский заповедник.

Ведущий 2: Кавказский Государственный природный биосферный заповедник был основан 12 мая 1924 г. в целях сохранения и изучения горных лесов и альпийской полосы с населяющими их редкими животными и растениями. Это «резервуар» уникальной природы Западного Кавказа. Ведущий 3: заповедные земли расположены на территории Краснодарского края (Сочи, Мостовской район), Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской республики Российской Федерации. Общая площадь заповедных территории 280335 га.

Ведущий 4: Кавказский заповедник — крупнейшая охраняемая территория Кавказа — второй по величине в Европе. Он является крупнейшим горно-лесным заповедником страны и эталоном нетронутой природы Северо-Западного Кавказа. Заповедник играет ведущую роль в сохранении уникальных горных ландшафтов Северного Кавказа, является своеобразным “хранилищем” растительного и животного мира региона.

Ведущий 1: флора заповедника насчитывает около 3000 видов. Здесь 165 видов деревьев и кустарников, в том числе 16 — вечнозеленых лиственных и 7 хвойных. Большую эстетическую ценность представляют разнообразные ландшафты заповедника, расположенные по обе стороны Главного Кавказского хребта.

Учитель: деревья, растущие в Кавказском заповеднике, растут не только в заповеднике, но большинство из них растут на территории всего нашего края. По преданию, миром растений управляет мудрая царица Флора, которая поможет нам ближе познакомиться с этими деревьями.

Появляется царица Флора. Дети приветствуют появление царицу.

Флора: дорогие ребята! Я хочу проверить ваши знания о природе нашей малой родины. Давайте разделим класс на две команды и проведем несколько соревнований. (Команда «Клен», «Береза»).

За каждый правильный ответ команды будут получать листочки и к концу соревнований команда должна составить ветки клена и березы. Победит та команда, у которой на ветки будет больше листочков.

Флора продолжает весь этап урока и награждает победителей.

Флора загадывает загадку.

Русская красавицаСтоит на поляне,В зелёной кофточке,В белом сарафане. ереза/

/Слайд 4/ Дети отгадывают загадку и находят среди раздаточного материала лист березы. На доске помещается карточка со словарным словом (береза). Награждение. Краткое сообщение о березе.

Ведущий 2: большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м, с обхватом 

ствола до 120—150 см. Берёза растёт медленно только в первые годы. Потом, наоборот, начинает расти быстро, и это обеспечивает ей победу над  конкурирующей травянистой растительностью. Кора у большей части берёз белая. Внешняя часть — берёста — обычно легко отслаивается лентами. Листья берёзы цельные, по краю зубчатые, гладкие, до 7 см длиной и 4 см шириной, перед опаданием желтеют. Молодые листья клейкие.

Плод — сплюснутый чечевицеобразный орешек. Семена очень лёгкие — в одном грамме насчитывается 5000 семян. Легко разносятся ветром (на расстояние до 100 м). /Слайд 5/ Берёста издавна применялась в народных промыслах  для изготовления туесков, корзинок, коробок, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота). Берёзовый сок идёт на приготовление разных напитков. Крупная берёза может дать в сутки больше одного ведра сока. Применяется в медицине (веники, настои из берёзовых почек и листьев). Изготовляют дегтярное мыло.

Флора показывает крылатки ясеня, дети определяют вид дерева. На доске помещается карточка со словом (ясень). Награждение. Краткое сообщение о ясене. /Слайд 6/

Ведущий 3: деревья ясеня бывают высотой 25—35 м, диаметром ствола до 1 м, толстыми, редкими ветвями. Дугообразно изогнутые, толстые побеги направлены вверх. Кора пепельно-серая, гладкая. Почки чёрные, с мелкими крапинками. Листочки длиной 4—9 см. Цветки тёмно-бурые или фиолетовые, лишены запаха. Плоды — крылатки, длиной 3,5—4,5 см, похожи на однолопастный пропеллер. Цветёт в апреле—мае до распускания листьев. Плоды созревают в сентябре-октябре, но на землю опадают только зимой или ранней весной. Ясень можно встретить повсюду: в лесах и парках, в посадках вдоль автомобильных и железных дорог.

Ведущий 4: древесина ясеня, использовалась для изготовления боевых орудий и орудий охоты. Из ясеня делали колья и боевые дубинки, которые получались тяжёлыми, крепкими и эластичными. Рогатины на медведя, копья, стрелы. Большой популярностью пользовалась в древности резная посуда из ясеня. Хорошо высушенные и выдержанные ясеневые доски применялись в кораблестроении. При изготовлении мебели ясень по красоте текстуры приравнивался к чёрному и красному дереву. ВXIX веке ясень использовался для изготовления карет и саней. Из ясеня гнули лыжи, обручи, коромысла, делали вёсла и ободы колёс.

Ведущий 1: сейчас из ясеня делают жерди для гимнастических брусьев, гоночные вёсла, высококачественные лыжи, кии для бильярда, бейсбольные биты. Наросты на ясене (кап) используют для изготовления небольших по размерам, но ценных поделок. Ясеневая фанера используется для отделки мебельных гарнитуров и музыкальных инструментов. Древесина используется в отделке вагонов и автомобилей. Листьями и корой ясеня издавна лечили хронические заболевания дыхательных путейрадикулиты, использовали как мочегонное и слабительное средство, как ранозаживляющее, как заменитель хинина.

Флора показывает лист клена, дети определяют вид дерева. На доске помещается карточка со словом (клен). Награждение. Краткое сообщение о клене. /Слайд 7/

Ведущий 2: большинство видов клёна представляют собой деревья 10—40 м высотой. Листья супротивные, пальчатые. Клёны цветут в конце зимы или ранней весной, у большинства видов сразу после появления листьев, а у некоторых и до листьев.

Плод, имеющий название крылатка, состоит из двух одинаковых частей и при падении вращается, унося семя на значительное расстояние. Плод созревает в промежутке от двух до шести недель после цветения.

Ведущий 3: /Слайд 8/ клёны ценятся в декоративном садоводстве и паркостроении за красоту кроны, зимний цвет коры, ажурную листву, яркий осенний наряд. Почти все виды клёнов используются как декоративные деревья. Тяжёлая, твёрдая, плотная и прочная мелкопористая древесина клёна обладает красивым рисунком. Древесина клёна использовалась в столярном деле для изготовления гнутой мебели, музыкальных инструментов (барабаны, гитары, скрипки, духовые инструменты), линеек, лыж, прялок, кулаков мельничных колёс, ружейных лож; клён шёл на сапожные гвозди, мясные колоды, ободья, топорища. В старину из клёна мастерили кухонные приборы и вёсла. Клён  отличный медонос, является важным источником пыльцы и нектара для пчёл ранней весной.

Флора загадывает загадку.

Я из крошки-бочки вылез,Корешки пустил и вырос,Стал высок я и могуч,Не боюсь ни гроз, ни туч.Я кормлю свиней и белок —Ничего, что плод мой мелок. уб/

Дети отгадывают загадку и находят среди раздаточного материала плод и лист дуба. На доске помещается карточка со словом (дуб). Награждение. Краткое сообщение о дубе. /Слайд 9/

Ведущий 4: дуб достигает высоты 20—40 м. Старейшим представителем считается дуб, растущий в Латвии, его возраст, по разным оценкам от 1500 до 2000 лет. Крона густая, с крепкими ветвями и толстым стволом (1—1,5 м в диаметре). Кора тёмно-серая, толстая, с продольными трещинами. Листья продолговатые, 7—20 см. Цветение начинается у деревьев возрастом от 40, вместе с распусканием листьев, обычно в мае. Цветки собраны в длинные серёжки. Плод — орех (жёлудь) голый, буровато-коричневый (1,5—3,5 см длиной), на длинной (3—8 см) плодоножке. Плоды созревают в сентябре — октябре. Дуб — весенний пыльценос. Пчёлы собирают на нём много высокопитательной пыльцы.

Ведущий 1: кора дуба являются источником получения одного из лучших дубителей.Для дубильной промышленности наилучшей считается кора дуба в возрасте 15—20 лет. Дерево дуба используется в судостроении, мебельной промышленности, для производства клёпки, паркета, шахтных и гидротехнических сооружений, для изготовления ободьев, полозков, фанеры, токарных и резных изделий, деталей конных повозок: дышел, оглобель, разводов, колёс. Древесина дуба не имеет особого запаха, из неё изготовляют бочки под коньяквинопивоспиртуксусмасло.

Ведущий 2: Листья дуба содержат пигмент  которым красят шерсть и валяные изделия. Жёлуди дуба является высокопитательным кормом для диких животных и домашних свиней. В старину из листьев дуба,  приготовляли чернила. Дубовые веники в русской бане не уступят берёзовым. В медицине используют кору дуба, которая имеет вяжущие и противовоспалительные свойства. Отвар коры используют для полосканий, при стоматитах, ангинах и при воспалении слизистой оболочки глотки и гортани, а также для лечения ожогов. Из жёлудей изготовляют суррогат кофе, который является не только питательным, но и лечебным средством при желудочно-кишечных заболеваниях. Дуб используют в зелёном строительстве как декоративное растение при создании пригородных рощ, аллей, одиночных насаждений в парках и лесопарках.

Флора показывает ветку сосны с шишкой и ветку ели с шишкой, дети определяют вид деревьев. Дети сравнивают хвоинки и шишки этих деревьев. На доске помещается карточки со словами (сосна, ель). Награждение. Краткое сообщение о сосне и ели. /Слайд 10/

Ведущий 3: сосны — вечнозелёные богатые смолой деревья, обыкновенно очень крупные, реже мелкие, иногда почти кустарники. Из видов, растущих в Кавказском заповеднике, больше всего заслуживает внимания Сосна обыкновенная. Это большое дерево до 40 м высоты с кроной — в юности пирамидальной, в старости же зонтикообразной. Иглы хвои сидят по 2 вместе, снизу тёмно-зелёного, сверху голубовато-зелёного цвета, большей частью 4—5 см длины. Кора красно-бурая. Шишки (молодые) конической формы, щиток их чешуй ромбической формы. Семена с длинным крылом.

Ведущий 4: шишки яйцевидные или продолговатые, обыкновенно поникшие, а при зрелости опадающие целиком. Эти чешуи сначала плотно сомкнуты, при полной же зрелости расходятся, обнажая семена, которые находятся по 2 против каждой чешуи. Семена большей частью крылатые, реже без крыла, с твёрдой оболочкой в виде орешка. Один из южных видов сосны — Сосна крымская. Это дерево достигает 50 м в высоту. Редко, но встречается и в Кавказском заповеднике.

/Слайд 11/ Ведущий 1: у ели крона конусовидная или пирамидальная. Кора серая, отслаивается тонкими пластинками. Листья игловидные, зелёные, короткие, четырёхгранные, реже плоские, жёсткие и острые. Сохраняются на побегах в течение нескольких (6 и

более) лет. Ежегодно опадает до одной седьмой части хвои. Растения голосеменные. 

Ведущий 2: шишки продолговато-цилиндрические, заострённые, не рассыпающиеся, опадают по созревании семян целыми в первый год оплодотворения. Зрелые шишки висячие, сухие, кожистые или деревянистые, длиной до 15 см, диаметром 3—4 см. Семена созревают в октябре, разносятся ветром. Не теряют всхожести 8—10 лет. Начало плодоношения — от 10 до 60 лет (в зависимости от условий произрастания). Живёт в среднем до 250—300 лет (иногда до 600). Чистые еловые леса очень плотные, густые, тёмные. В ельниках почти не бывает подлеска.

(Ответы: 1.береза, 2. сосна, 3. ель, 4. дуб, 5. ясень, 6. клен, ольха, ива).

5. Подведение итога этапа урока: /Слайд 12/

Учитель: отгадывание кроссворда: надо составить слово, которое относится к теме нашего урока, используя выделенные буквы с карточек, и дополнить недостающими буквами. Чтобы определить недостающие буквы, надо отгадать загадки:

Есть сережки, да не девчонка,

Есть шишка, да не сосёнка,

Б

Е

Р

Е

З

А

С

О

С

Н

А

Л

И

П

А

О

Л

Ь

Х

А

В

Е

Л

Ь

Д

У

Б

Я

С

Е

Н

Ь

И

В

А

К

Л

Е

Н

А живет в низинке,

Около лозинки. /Ольха/

Кудри в речку опустилаИ о чём-то загрустила,А о чём она грустит,Никому не говорит. /Ива/

С моего цветка берётПчёлка самый вкусный мёд.А меня все ж обижают,Шкурку тонкую сдирают. /Липа/

Учитель:

~ древесина какого дерева идет на изготовление лыж, мясных колод? (клен);

~ какое дерево идет на строительство кораблей, на изготовление карандашей? (сосна);

~ какое дерево использовалось для изготовления луков и стрел, карет и саней, киев для бильярда, бейсбольных бит? (ясень);

~ как называется кора березы? (береста). Что делается из бересты? (туески, лукошки, корзины). Какая часть дерева используется в медицине? (листья, почки).

6. Оздоровительная минутка (упражнения для глаз).

7. Закрепление изученного:

Устное решение задач, составленных Флорой.

Царица Флора: дорогие ребята! Сейчас мы проведем конкурс команд. Я составила вам шуточные задачи. Если вы их решите правильно, получите в награду сюрпризы.

Задача 1. Встретились две белки. В лапах у первой сосновая шишка, а у второй еловая шишка. Длина сосновой шишки 7см, а еловая на 4,5см длиннее. Какая шишка длиннее, чему равна её длина?

Задача 2. Зайцы пилят бревно, но оба конца закреплены. Десять средних чурбачков упали, а два крайних так и остались закрепленными. Сколько распилов сделали зайцы? (Зайцы получили 12 чурбачков – 10 упавших и 2 закрепленных. Значит распилов было 11).

Задача 3. На каштане, клене и дубе уселись 36 галок. Когда с каштана перелетели на клен 6 галок, а с клена перелетели на дуб 4 галки, то на всех трех деревьях галок оказалось поровну. Сколько галок первоначально сидело на каждом дереве? (18,10,8).

Задача 4. Для того чтобы выросла сосна, способная давать семена, требуется 100 лет, а для того чтобы спилить такую сосну, достаточно 5 минут. Во сколько раз быстрее можно уничтожить дерево, чем вырастить его?

Задача 5. Мой первый слог — на дереве,Второй мой слог — союз.А в целом я — материя,И на костюм гожусь. /Сук – но/

Задача 6. Дикий кабан съедает за день 60 желудей. Сколько желудей съедят 3 кабана за 4 дня?

8. Физминутка.

9. Работа над темой:

Учитель: чем знаменит в мире спорта 2012 год? Где будут проходить XXII зимние Олимпийские игры? Что делается на Красной поляне для проведения этих игр? Давайте решим задачу, связанную с Олимпийскими играми?

Задача. /Слайд 13/ «В Сочи состоялась «Акция по пересадке деревьев, занесенных в Красную книгу». Она незамысловато названа «Сохраним природу для потомков». Во время акции было пересажено 6860 саженцев самшита. Акция проводилась в ходе строительства совмещённой автомобильной и железной дороги «Адлер-Красная Поляна». 0,4 этого количества пересадили на одну поляну, а остальные – на другую. Сколько саженцев самшита пересадили на другую поляну?»

Ведущий 3: /Слайд 14/ самшитовая роща — это своеобразный живой музей, хранилище реликтовой растительности, оставшейся здесь в почти неизменном виде ещё с доисторических времён (около 30 млн. лет назад). Достопримечательностью рощи являются вечнозелёные деревья самшита, древесина которого тонет в воде. За прочность самшит ещё называют железным деревом. Это медленнорастущие вечнозелёные деревья, вырастающие до 2—12 м. Твёрдая, однородная, тяжёлая древесина самшита используется для мелких резчицких работ по дереву, при изготовлении мелкой посудышахматных фигурмузыкальных инструментов, деталей машин, от которых требовалась высокая износостойкость в сочетании с идеально гладкой поверхностью: вальцы печатных машиншпули и ткацкие челнокиизмерительные приборы, детали оптических и хирургических инструментов. Используется в качестве лекарственного растения.

Работа со словарным словом «реликтовое».

Работа с задачей (на доске и в тетрадях):

~ анализ, запись условия, план решения;

~ комментированное решение с пояснением.

Учитель: проведен математический диктант с десятичными дробями на все математические действия:

~ найти сумму 0,298 и 57,84;

~ делимое 404,16 делитель 48 – найти частное;

~ уменьшаемое 50,3 вычитаемое 8,096 – найти разность;

~ найти произведение 10,89 и 7;

~ из частного чисел 68,40 и 10 вычтите частное чисел 2,1 и 100.

Проверка записи условия. /Слайд15/

Самостоятельное решение примеров.

(2гр. 5 примеров, 3гр. 3 примера, 4 гр. 2 примера).

Взаимопроверка по группам.

10. Упражнения на релаксацию.

11. Закрепление:

Царица Флора: А теперь конкурс капитанов. Один капитан говорит начало пословицы (поговорки), второй её конец. И так по очереди.

1. И лес шумит дружней, когда деревьев… (много).

2. Возле леса жить – голодному… (не быть).3. Что в лесу родится – дома… (пригодится).

4. Поле видит, а лес… (слышит).5. Лес весной… (веселит), летом… (холодит), осенью… (питает), зимою… (согревает).

6. Всякому лесу есть место на… (земле).

7. Дерево узнаётся по плоду, а человек – … (по труду).

8. Для города каждое дерево… (дорого).

9. Не бывать ветке толще… (ствола).

10. Берёзового соку на… (грош), а лесу на… (рубль) изведёшь.

Царица Флора награждаете лучшего капитана.

Учитель: работа с поговоркой: «Гроза бьёт по высокому дереву». Во время грозы опасно стоять под деревьями, потому, что молния бьёт в высоко стоящие предметы. Из 100 вероятных попаданий молнии во время грозы в дубы 54 раза, ели 10 раз, сосны 6 раз. Для уменьшения вероятности поражения молнией тело человека должно иметь как можно меньше контактов с землей. Наиболее безопасной позой считается следующая: присесть, ступни поставить вместе, опустить голову и грудь на колени и предплечья, руками обхватить колени.

12. Практическая часть урока: показ учениками позы человека во время грозы.

13. Закрепление:

Учитель: в последние годы на Земле исчезает ежедневно от одного до десяти видов животных и еженедельно по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых. Координацию работ по животным и растениям, которые нуждаются в защите, взял на себя Международный союз охраны природы и природных ресурсов. (Слайд) В 1948 году была составлена первая Красная книга. Её идея – спасти животный и растительный мир.

Всемирно известна организация «Гринпис» («Зелёный мир»). Она насчитывает 2 млн. членов и сторонников. Штаб-квартира находится в Амстердаме. «Гринпис» занимается серьёзными проблемами, а главное – объединяет усилия всех людей доброй воли в защиту нашей планеты.

14. Домашнее задание: /Слайд 16/ № 566 (1, 2), стр. 193

выбор примеров по теме;

самостоятельное решение /2гр. 5 примеров на умножение, 4 примера на деление; 3гр. 3 примера на умножение, 2 примера на деление; 4гр. 2 примера на умножение, 1 примера на деление/

15. Итог урока:

Учитель: конечно, ребята, не обо всех растениях, которые нуждаются в охране, мы смогли сегодня поговорить.

/Слайд 17/ А теперь, «Открытый микрофон». Вопрос один: что ты узнал нового о деревьях нашего края? (Цепочка ответов детей).

Мне хочется завершить урок стихотворением кубанской школьницы Авдеевой Алены:

Ведущий 1:

Родная Кубань! Равнины и горы,

Лугов многоцветье нам радуют взгляд.

Родная Кубань! Пшеничным простором

И теплым прибоем ласкает ребят.

Ты, житель Кубани, традициям мудрым,

Законам природы внимай, не перечь.

Давайте всем миром, казачьим народом

Родную природу любить и беречь.

Учитель: я думаю, что все, присутствующие здесь на уроке присоединяются к призыву кубанской школьницы. Только все вместе мы сможем спасти родную природу!

/Слайд 18/ Всем спасибо за активность, за искренность, за понимание. Думаю, наша Природа может быть спокойна: у неё такие замечательные защитники!