Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему Чтение рассказа М Пришви

Интегрированный урок чтения и развития речи. 4 класс,

IV четверть.

Учитель: Бухарова Ирина Георгиевна

Тема: Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг»

Раннецветущие растения: одуванчик

Задачи: 1.Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя

разнообразные виды работ. Расширять имеющиеся знания детей об

одуванчике, познакомить с приметами и легендой об этом цветке.

2.Обогощать словарный запас обучающихся через знакомство с новыми

словами. Развивать связность речи при ответах на вопросы и память

3.Формировать у детей познавательный интерес, учить использовать

лечебные свойства одуванчика.

Оборудование: портрет М. Пришвина, фотография цветка одуванчика,

Натуральный цветок одуванчик.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Речевая зарядка.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все, и я и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

III. Вводная беседа.

-Какое сейчас время года?

-Назовите весенние месяцы?

-Вспомните, какую работу выполняет март? (освобождает землю от снега).

-Какую работу выполняет апрель? (освобождает водоёмы ото льда).

-А сейчас какой месяц?

- Какую работу выполняет май?

-Вспомните, какие первые цветы появляются на поляне около школы?

-А что вы знаете об этом цветке?

IV. Сообщение темы урока.-Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием рассказа М.Пришвина «Золотой луг». Узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. А работать будем под девизом: «Учитесь делать открытия!»

V. Изучение нового.

а) Вступительная беседа.

Михаил Михайлович Пришвин очень хорошо знал природу, любил её и берёг.

В его рассказах можно найти много удивительных открытий, которыми он щедро делился со всеми читателями. Об одном из них мы сегодня узнаем, когда прочитаем рассказ. Название у этого рассказа удивительное «Золотой луг».

б) словарная работа.

Выясняю понимание трудных слов.

забава деловито

фукнуть промысел

в) Первичное восприятие текста.

-Послушайте рассказ и потом мне скажете :

-Что происходит с лугом, на котором растут одуванчики?

Г) Работа над текстом. Чтение:

про себя;

цепочкой;

эстафетой;

в паре.

VI. Закрепление.

-Удачно ли автор выбрал название для этого рассказа?

-А как он это доказал? (дети отвечают и заполняют таблицу)

Время суток

Цвет луга

луг утром

в полдень

вечером

зелёный

золотой

зелёный

-Прочитайте отрывок в тексте о том, каким был луг утром?

-В полдень?

-Вечером?

- Всегда ли луг оставался золотым?

-Отчего это зависело? (от солнечных лучей).

-Какие растения можно использовать, как солнечные часы? (клевер, календула)

-Кто из вас подумал: «Обязательно понаблюдаю за одуванчиками?»

-Попробуйте продолжить наблюдение маленького Миши.

VII. Физминутка.

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землёй корешки.

VIII.Открытие об одуванчиках.

Загадка: Золотисто – жёлтый днём,

Он зелёный вечером.

Подожди неделю –

Станет белый – белый

Ещё подождёшь –

Только лысенку найдёшь! (одуванчик)

-О многих растениях в народе сложились легенды, есть легенда и об одуванчиках.

(Дети читают текст по индивидуальным листам)

Однажды Южный ветер увидел далеко в северных равнинах юную золотоволосую деву и полюбил её. Каждый день любовался он её золотыми косами и мечтал о встрече. Но был робок и леноват, и всё откладывал своё путешествие на север. И вот однажды утром увидел. Что побелели золотые косы девушки. Решил Южный ветер, что брат его, Северный ветер, украл его невесту и посеребрил её волосы. Горестно вздыхал Южный ветер и от его вздохов белым пухом, словно снегом, наполнился воздух, и юная дева навсегда скрылась с глаз. Так и не узнал Южный ветер, что не девушку любил он, а все лето любовался золотым одуванчиком, который и развеял в поле своими вздохами…

-Посмотрите, какие бывают названия одуванчиков:

Бабка

Кульбаба

Пушица

Пухлянка

Одуванчик

Одуй – плешь

Пустодуй

Дуван

Молочник

-Одуванчик – лекарственное растение. Помогают человеку все его части: цветки,

листья, корни из которых делают настои, мази, отвары. Листья одуванчика можно солить на зиму как капусту, в них много витаминов.

IX. Д/зпересказ рассказа по плану.

X. Итог. Рефлексия.

- Что сегодня читали?

-Что нового узнали?

-Что особенно понравилось?

-Что удивило?

-О чём вам хочется рассказать другим?

(Дети отгибают пальчик, если согласны с ответом. Сколько отогнуто пальчиков, такая оценка за урок)

-Мы работали под девизом «Учитесь делать открытия!», нам удалось сделать открытие?