Инклюзия

Инклюзия

Инклюзия - это включение детей с особенностями развития в систему общего образования.

«Инклюзия» не является самоцелью, а лишь возможностью получения новой информации, личного развития и приобретения функциональных навыков для дальнейшей жизни в социуме.Инклюзия — как обучающая среда позволяет:

Инклюзия это

Улучшить понимание сложных и абстрактных речевых понятий, включая понимание темы беседы и последовательности инструкций.

Улучшить способность выполнения групповых инструкций

Улучшить способность реагировать на обращение к группе

Улучшить понимание социальных правил / правил поведения в группе (поднимать руку, не прерывать собеседника, смотреть на говорящего, и т.д.)

Улучшить понимание материала, который преподается на расстоянии / в пространстве.

Улучшить социальные навыки и взаимодействие со сверстниками (обращаться по имени, спрашивать и предоставлять информацию)

Привыкнуть и приспособиться к изменениям в окружающей среде

Виды инклюзии.

Наименее ограниченная альтернатива-

Полная инклюзия в системе массового образования.

Ребенок с особенностями развития обучается по общей школьной программе вместе с нормативно развивающимися сверстниками.

Полная инклюзия с тьютором .

Ребенка в обычном детском саду (школе) будет сопровождать тьютор — для оказания помощи только в тех случаях, в которых ребенок испытывает затруднения .

Цель — полная самостоятельность ребенка и функционирование на уровне сверстников.

Частичная инклюзия.

Коррекционная система образования – основная для ребенка, а в обычной системе ребенок находится несколько часов, в соответствии с индивидуальной программой обучения.

Цель – обобщение навыков, которые приобрел ребенок в процессе индивидуального обучения, а также привыкание и приспособление к среде, в которой обучаются нормативные сверстники.

Обратная инклюзия.



Ребенок продолжает находиться в коррекционном учреждении, а в коррекционную систему включаются нормативно развивающиеся сверстники и в рамках занятия с коррекционным педагогом участвуют в совместной деятельности с ребенком.

Цель — обучение навыкам социального взаимодействия и общения со сверстниками, подготовка к частичной инклюзии.

Обучение в коррекционном саду.

Ребенок, ранее находившийся на индивидуальном обучении, поступает в коррекционную систему.

Цель-обучение сотрудничеству с педагогом, выполнение требуемых действий, обучение в группе.

Роль тьютора в процессе инклюзии.

Тьютор играет ключевую роль в программе инклюзии,

он координирует взаимодействие между основными участниками инклюзивного процесса - самим ребенком, сверстниками, воспитателем (учителем) и родителями ребенка. С одной стороны, тьютору важно обучить ребенка приспособиться к социальным правилам, распорядку дня, а с другой стороны, научить окружающих (взрослых, сверстников) с пониманием относиться к особенностям ребенка.



Подготовка к инклюзии.

Тьютор до начала процесса обучения производит оценку начальных навыков ребенка:

Навык обращения и общения

Навык понимания речи

Навык диалогической речи

Навыки игры

Академические навыки (счет, письмо, чтение)

Навыки обучения

Проблематичное поведение

Тьютор, под руководством опытного специалиста, осуществляет оценку и подготовку инклюзивной среды:

Предварительная встреча тьютора с воспитателем (учителем), изучение инклюзивной среды (распорядок дня, требования), предоставление информации о ребенке, начиная с его сильных сторон.

Уточнение обязанностей тьютора, воспитателя (учителя), других членов персонала по отношению к ребенку, к группе детей.

Планирование часов инклюзии

Возможность привлечения сверстников в совместную деятельность с ребенком.



Конфиденциальность.

Тьютор выбирает цели для обучения, эффективные поведенческие стратегии, а так же готовит документацию для оценки эффективности программы (мониторинг).