Информационный план-проспект урока

Информационные
планы-проспекты
уроков

Информационный план-проспект урока

Описание

Тип урока

Урок открытия нового знания

Класс

6

Тема

«Имя числительное как часть речи»

Образовательная программа, автор

«Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку» М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского для 5 — 9 классов» — Москва, Просвещение, 2011 г.

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

Первый урок темы «Имя числительное», третья тема (после изучения имени существительного, имени прилагательного) в разделе «Морфология и орфография».

Универсальные учебные действия

Личностные

Установка на здоровый образ жизни

действие смыслообразования

(ученик задавается вопросом:«Какое значение, смысл имеет для меня учение?» )

ориентацию в межличностных отношениях.

Регулятивные

целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные

Общеучебные:

самостоятельное выделение и формулирование познав.цели;

умение  строить речевое высказывание;

рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и рез-тов действия;

смысловое чтение;

восприятие  текстов разных стилей;

умение адекватно передавать сод-е текста;

составлять тексты различных жанров.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков;

синтез;

классификация объектов;

подведение под понятие;

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;

Определение ценностных основ, цели и задач урока

Цель: Создание условий для овладения обучающимися знаниями об именах числительных.

Задачи:

Образовательные :

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Познавательные:

ознакомить с основными признаками имени числительного как части речи

обучить работе с текстом;

повторить понятия «тема», «основная мысль»;

расширить лексический запас.

Практические:

учить детей классифицировать имена числительные по грамматическому значению;

учить детей читать и понимать текст;

учить видеть структуру текста;

закрепить знания детей по правописанию имен прилагательных

2.Развивающие

ФОРМИРОВАНИЕ НАДПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Учебно-организационные:

определять учебную задачу;

оценивать свою учебную деятельность.

Учебно-информационные:

развивать умение работать со статьей учебника;

анализировать текст;

ознакомить с газетой «Пионерская правда».

Учебно-коммуникативные:

развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, кратко формулировать свои мысли;

умение выслушивать мнение других.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:

работать в парах и группах, слушать и слышать учителя, адекватно реагировать на ошибки, принимать решения.

3.Воспитывающие

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:

воспитывать любовь к русскому языку;

воспитывать коллективизм;

воспитывать бережное отношение к природе.

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке сопоставимыми психолого-педагогической характеристики класса

Основной дидактический метод: по источнику информации: словесный, практический, наглядный метод обучения; по уровню познавательной деятельности: метод проблемного обучения, частично-поисковый, или эвристический, элементы деятельностного метода. (Данные методы предусмотрены потому, что обучающиеся этого класса не проявляют должного интереса к предмету, на уроке не активны.)

Частные методы и приемы:

1)проблемное изложение учебного материала,

прием «Урок без темы» (После подготовительной работы дети сами определяют тему урока);

2)элементы деятельностного метода (Самоопределение (Что я знаю, что ещё надо узнать?) самостоятельная работа с проверкой по эталону, включение в систему знаний, рефлексия учебной деятельности);

3) При определении морфологических признаков новой части речи используется прием «Морфологический ящик». Описание: прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий.

4) Прием «Опорный конспект» (В результате открытия новых знаний дети записывают все новое, что они узнали, в результате получается опорный конспект)

5) На этапе закрепления материала прием «Распредели по мешочкам» (Слова распределить по мешочкам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Имя числительное»)

6) При работе со статьей учебника прием «Знал, не знал, не понимаю»

Представление структуры урока и информации о расходе времени на различных его этапах

План урока

Организационный момент (1 мин)

II. Проверка домашнего задания.(5 мин)

Контрольный словарный диктант.

Взаимопроверка. Работа в группах. Проверка диктантов по образцу.

III.Актуализация знаний. (5 мин)

Работа с эпиграфом урока (Слова К. Г. Паустовского)

2. Вступительная беседа о словах, обозначающих числа.

3. Определение темы урока.

IV. Постановка учебной проблемы.(1 мин)

- Как вы считаете, какую цель мы поставим сегодня на уроке?

V. Открытие нового знания (12 мин)

1. Вопросы проблемного характера. Самостоятельная работа.

2. Обсуждение ответов.

3. Определение части речи, выявление морфологических признаков (Прием «Морфологический ящик)

4. Оформление опорной схемы. (Самостоятельная работа).

5. Работа со статьей учебника. (Прием «Знал, не знал, не понимаю»

Физкультминутка для глаз

VI. Обобщение материала (5 мин)

Работа в парах. Составление рассказа по опорной схеме.

VII. Первичное закрепление материала(12 мин)

Составление рассказа о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.

2. Работа с текстом

3. Работа с учебником. Упражнение 346

(Взаимопроверка в группах)

VIII.Рефлексия(2 мин)

- С какой частью речи мы познакомились?

- Что вы можете о ней рассказать?

- Пригодятся ли эти знания вам в жизни? Где?

- А как вы чувствовали себя на уроке? Покажите с помощью рисунков ваше состояние.

IXДомашнее задание (2 мин)

С помощью схемы-классификации имен числительных охарактеризуйте слова этой части речи, которые вы использовали в своем рассказе, выполните упражнение 345.

Описание применяемых

образовательных технологий,

обоснование

их использования

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – на всех этапах урока используется компьютерная презентация;

Здоровьесберегающая технология (Различные виды учебной деятельности, физкультминутка, соответствующие бстановка и гигиенические условия в классе);

Проблемное обучение (Создание   в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по  их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности);

Обучение в сотрудничестве ( групповая работа, работа в парах);

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр (Ролевая игра при работе в группе)

Указание отобранных средств обучения, обоснование их применения

Учебник (для сравнения открытых знаний с эталоном), таблица (для развития логического мышления детей), мультимедийная презентация (для осуществления принципа наглядности), текст, упражнение, словарная работа (для отработки умений)

Современные методы оценивания, применяемые на уроке

Метод оценивания – наблюдение с составление листа наблюдений (оценивается работа обучающегося на каждом этапе урока). Оценка за урок – средний балл по оценкам за работу на каждом этапе урока.

Вовлечение детей в оценивание (Самооценка, взаимооценка)

Изложение содержания урока с указанием технологии его проведения

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

- Садитесь.

- Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ль на месте,

все ль в порядке

ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать,

только лишь оценку пять.

II. Проверка домашнего задания.

Контрольный словарный диктант.

Оловянный, нефтяной, пустынный, лебединый, румяный, тыквенный, ослиный, матросский, английский, турецкий, французский, северо-восточный, кисло-сладкий, ярко-зелёный, древнерусский, русско-английский, железнодорожный.

Работа в группах. Проверка диктантов по образцу.

III. Актуализация знаний. (ИКТ)

У ч и т е л ь: Ребята, с сегодняшнего урока мы начинаем изучение новой темы, название которой я сформулирую позже, и вы мне в этом поможете.

Известный писатель К.Г. Паустовский сказал о русском языке так: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом…» Есть в русском языке и слова, называющие числа (слайд 2).(Проблемное обучение)

Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. Вы, наверное, уже и не помните, как в первом классе учились считать, узнавая цифру за цифрой. Вот перед вами числа разряда единиц, заменим их словами. Обратите внимание на написание безударных гласных в некоторых из них (подчеркивание букв).

А задумывались ли вы над тем, какой частью речи являются данные слова? Каковы ваши предположения?

Какое значение имеют слова, обозначающие числа разряда единиц? На какой вопрос отвечают? Совпадают ли эти признаки с признаками известных частей речи? Какой мы можем сделать вывод?

Эти слова представляют собой самостоятельную часть речи. Как бы вы ее назвали?

Это имя числительное. Запишите в тетрадь тему нашего урока «Имя числительное как часть речи».

IV. Постановка учебной проблемы.

- Как вы считаете, какую цель мы поставим сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы рассмотрим основные признаки этой части речи, познакомимся с существующей классификацией имен числительных по грамматическому значению и структурным особенностям.

V. Открытие нового знания

Слова первого десятка, с которыми мы сейчас работали, являются количественными именами числительными, потому что обозначают количество предметов. Именно от этих чисел фактически и возникает все многообразие числительных, позволяющих вести счет.

А сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы. (Слайд № 7)

-Итак, ребята, какие ответы у вас? ( учащиеся зачитывают ответы).

 -Вы использовали имена числительные. На какой вопрос отвечают слова в 1 столбике? А во втором? Что они обозначают?( Слайд 8 )

В первом столбике – какие числительные? (количественные), во втором – ( порядковые числительные). (Слайд 9)

 -В чём же отличие числительных друг от друга?

( количественные обозначают количество, порядковые — порядок при счете — название разряда числительных — подсказка).

 -На какой вопрос  отвечают количественные числительные?

( Сколько?). 

 -На какие вопросы отвечают порядковые числительные?

( Какой? Который?).

У какой еще части речи такие же вопросы? (У прилагательного).

Как же различать эти части речи между собой?

У этих частей речи разные значения: прилагательное обозначает признак предмета, а числительное — порядок предмета при счете. Поэтому вопрос к числительному можно задать так: «Какой по счету?» Такое расширение вопроса можно использовать для различения прилагательных и числительных.

Порядковые числительные, кроме слов «первый» и «второй», образуются от соответствующих количественных числительных.

Думаю, что сейчас самое время занести результаты наших наблюдений в таблицу, а после продолжить работу (слайд 10).

Продолжаем заполнять нашу таблицу. Переходим к морфологическим признакам.

Какие морфологические признаки известных вам частей речи вы можете назвать?

Давайте проверим наличие данных признаков у имен числительных: изменяются ли они по падежам?

Возьмем, к примеру, числительное шесть, образуем от него порядковое числительное шестой и попробуем их просклонять (слайд 5). Как мы ответим на вопрос: «Изменяются ли имена числительные по падежам?»

Внимательно изучите надписи к рисункам, вывод о каких грамматических признаках имен числительных можно сделать (слайд 6).

Порядковые имена числительные изменяются по родам и числам, количественные имена числительные не изменяются по родам и числам, за исключением числительных «один» и «два». Числительное один изменяется по родам и числам, а числительное два изменяется только по родам, причем форма мужского и среднего родов совпадает.

А какими членами предложения могут быть числительные?

Занесем эти данные в таблицу.

О синтаксической роли имен числительных прочитайте самостоятельно по учебнику стр. 139.

Имена числительные могут быть любым членом предложения. Важно помнить, что количественные числительные в сочетании с существительным выступают как один член предложения. Занесем эти данные в таблицу.

Физкультминутка для глаз (Здоровьесберегающие технологии)

VI. Обобщение материала

Знаете ли вы? Учитель: Итак, мы закончили заполнение таблицы, и вот что у нас получилось (рассказ учителя по таблице о грамматических признаках).

У вас на партах имеются такие же распечатанные таблицы. Расскажите друг другу, используя их, об имени числительном как части речи. (Обучение в сотрудничестве)

VII. Первичное закрепление материала

Составление рассказа.

Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные (слайд 14).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст