Информационные технологии на уроках литературы

Информационные технологии на уроках литературы.

Освоение интернет-технологий в настоящее время уже становится одной из базовых компетенций преподавателя. Введение новой образовательной парадигмы, утверждаемой в проектах Федерального государственного образовательного стандарта, предполагает переход от знаниевой составляющей к составляющей операционной: ценность знания теперь заключается не в нем самом, а в способности человека применять это знание на практике, именно эта способность и получила название компетенции.

Формирование компетентного читателя и читательских компетенций — наша задача.

Любовь к чтению — непременное свойство людей талантливых и неординарных. Чтение воспитывает душу. По мнению классиков, цель литературы – поставить диагноз современному человеку и обществу и, следовательно, побудить читателя задуматься.

Овладев элементарными навыками чтения, каждый может стать «собеседником» великих художников прошлого и настоящего.

Чем же должны стать интернет-ресурсы в системе школьного литературного образования.

Во-первых, они должны стать значимым источником новой информации и предоставлять эксклюзивный материал для моделирования уроков.

Во-вторых, стать источником и организатором самообразования преподавателя – словесника и как филолога, и как методиста.

В-третьих, способствовать профессиональной рефлексии собственного и чужого опыта.

Интернет – ресурсы уже сейчас осуществляют эти функции:

информационную,

обучающую,

рефлексивную.

Интернет – один из важнейших сегодня каналов доступа преподавателя к педагогическим инновациям, но он может сыграть и разрушительную роль. Поэтому, не научившись отличать в Сети зёрна от плевел, не стоит в нее вступать или, точнее, впутываться.

По моему мнению, на первом месте у преподавателя-словесника должны быть его филологические, методические и психолого-педагогические компетенции и лишь на втором — информационные.

В практике любого словесника присутствуют два важных элемента:

подготовка собственных материалов к уроку;

подготовка раздаточных материалов для учащихся.

Для этого нужны следующие умения:

1. Опыт работы с ресурсами Интернета (например, для поиска электронных книг в сетевых библиотеках или филологических материалов на специализированных сайтах).

2. Опыт работы с тестовым редактором Microsoft Word или другими.

В настоящее время в Сети имеется огромное количество ресурсов, представляющих интерес для преподавателя литературы. В первую очередь это электронные библиотеки:

Библиотека Максима Мошкова;

Библиотека Альдебаран;

Классика.ру

«Im. Werden»

«ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

Используя материалы электронных библиотек, можно воспользоваться двумя поисковыми системами. Это проект «Библус» – библиографический каталог, включающий в себя 1,2 миллиона книг, около 365 тысяч авторов. И поисковая система, предназначенная для поиска произведений, размещенных в электронных библиотеках. Сайт http://www.ebdb.ru. Данный сайт содержит более 2 млн. единиц проиндексированных книг.

Кроме базового поиска, интересными особенностями сервиса являются следующие:

возможность поиска книг внутри конкретной библиотеки;

возможность поиска книг по нескольким библиотекам;

возможность подписки пользователей на обновления специфических книг в электронной библиотеке;

возможность поиска как отдельных слов, так и точных фраз.

Возможности, которые создает электронный текст в работе с учащимися.

В зависимости от задания преподавателя учащиеся могут подбирать произведения изучаемых авторов, формулировать названия сборников произведений, подбирать иллюстративный материал, обретают навыки работы с информацией: сбор, обработка, анализ, представление. Такие формы могут быть использованы в исследовательской и проектной деятельности суворовцев. Главное, грамотно и точно сформулировать исследовательскую задачу, так, чтобы поиск выявил своеобразие изучаемого произведения, помог суворовцу глубже и точнее понять его, – вот в чем мастерство преподавателя.

Использование презентаций в учебном процессе.

Это инструмент, развивающий и дополняющий существующие принципы наглядности, он требует нашей методической рефлексии.

Использование презентаций можно рассматривать на трех уровнях.

Первый уровень – практический.

Этот уровень подразумевает технический аспект освоения программного пакета: создание слайдов, написание и форматирование текста презентации, интеграция графики, аудио — видеофрагментов, создание анимационных эффектов и пр. Освоение этого уровня в среде Microsoft PowerPoint, как правило, идет значительно быстрее.

Второй уровень – когнитивный (познавательный).

На этом уровне происходит переход от проблемы «Как создать презентацию?» к вопросу «Что мы создаем?»:

Устное выступление и выступление с презентацией. В чем принципиальная разница? Поведение докладчика с презентацией и без нее. Взаимодействие вербального и визуального компонентов.

Презентация как инструмент выступления: достоинства и ограничения.

Особенности использования презентации в учебном процессе.

Классификация (типология) учебных презентаций.

Композиция слайда с точки зрения когнитивной психологии.

Текст в презентации.

Графика в презентации.

Анимация в презентации.

Ограничения в презентации (что разрушает визуальное впечатление и «разваливает» презентацию?)

Самостоятельное освоение принципов этого уровня в большинстве случаев невозможно, здесь требуется привлечение целого комплекса умений и представлений из разных предметных областей: психологии восприятия и воздействия, типографики (издательского дела), веб-дизайна, риторики.

Третий уровень – методический.

На этом этапе необходимо решить следующий круг вопросов:

Зависимость объема презентации (в слайдах) от формы работы (классная, внеурочная), темы изучения и возраста учащихся.

Продолжительность презентации на уроке.

Презентация, сделанная суворовцем.

Презентация как преподавательский конспект.

Коллективное создание презентации суворовцами.

Уникальные свойства презентации в рамках конкретного предмета преподавания (например, при изучении литературы):

- презентация при изучении эпического произведения, лирики, драмы;

- презентация как инструмент словарной работы;

- презентация как форма работы с текстом: обработка больших объемов данных (выделение главного, составление тезисов и т. д.)

- использование презентации как инструмента анализа текста;

- презентация как инструмент отображения интертекстуальных связей художественного текста.

Невозможно добиться успеха, если нет объединения технологических навыков создания презентаций и методики преподавания предмета.

Очень важным фактором успешной презентации является умение автора устанавливать связь между тем, что он говорит и что демонстрирует.

Использование информационных технологий на уроках литературы предполагает формирование навыков содержательной и эстетической рефлексии виртуальной информационной среды и таким образом формирует эстетический компонент информационной культуры суворовцев.

Мы живем в удивительное время. Появление и распространение Интернета наглядно продемонстрировало, что информация сама по себе бессмысленна, если ее слишком много. Важны знания, полученные в результате переработки информации, прошедшие этап личностного присвоения. Для личной и профессиональной социализации человека необходимы новые методы работы с информацией: за единицу времени необходимо получить информационный максимум.

Перед нами за партами (а все чаще – за компьютерами) сидит новое поколение людей, для которых Интернет – пространство обитания. Они привыкли быть в Сети. Они способны работать со множеством источников одновременно. Их не может устроить монологическая модель информационной передачи. Современный человек находится в поле постоянного информационного выбора, вырабатывает внутренние механизмы принятия-отрицания информационных раздражителей.

В настоящее время важна не сумма знаний, а методы их приобретения.

Поэтому мы действительно будем вынуждены всю свою профессиональную жизнь учиться. Сегодня владение новыми информационными технологиями – такая же часть культуры, как правила поведения, как этикет. И от владения этой культурой в будущем будет зависеть личная и профессиональная социализация наших учеников. Поэтому, если мы остаемся учителями – мы должны остаться и учениками.

И сесть за тетрадь, за книгу, за клавиатуру.

Литература

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е.С. Полат и др. М.: Академия. 2000.

2. Ю.В. Ээльмаа, С.В. Федоров Информационные технологии на уроках литературы. Москва. «Просвещение». 2012.

3. Ягудина Р.И. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы. Чита. «Молодой ученый». 2012.