Информация о применении здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Информация о применении здоровьесберегающих технологий

на уроках химии

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса. К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране в последнее время. Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения.

Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. На своих уроках использую игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

На уроках биологии и химии дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований. Этому способствует привлечение литературных источников, шутливых детских стихотворений, карикатур.

Современные здоровьесберегающие технологии в обеспечении сохранения и укрепления подрастающего поколения на уроках использую:

Методика дыхательной гимнастики Стрельниковой.

Суть методики Стрельниковой заключается в активном, направленном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Выдох после активного “эмоционального” вдоха происходит как бы сам собой. В упражнениях, предложенных А.С. Стрельниковой, вдох надо выполнять при наклоне вперед, а выдох при выпрямлении.

    

Большое значение имеет организация урока. Урок строится в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ.

Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.

Для нормальной работы глаз важно хорошее освещение.

В России главным документом, устанавливающие параметры освещения в образовательном учреждении являются Санитарные правила и нормы СанПиН 2.21/2. 1. 1278-03.

Рекомендуемые нормы наименьшей освещенности в помещениях образовательных учреждений:

Классные комнаты, учебные кабинеты – при люминесцентных лампах 300 лк;

Классные доски – при люминесцентных лампах 500 лк.

1. РЕЖИМ ЗРИТЕЛЬНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК.

Рекомендуется чередовать зрительные напряжения с активным подвижным отдыхом.

Ученики, которые испытывают трудности со зрением, сидят на первых партах.

В классах, особенно в младших, один раз в триместре производится пересадку учащихся с 1-го ряда на 2-ой, со 2-го ряда на 3-ий и т.п., чтобы зрительная нагрузка на

оба глаза распределялась равномерно.

Недельная нагрузка учащихся соответствует нормам. Ученики не перегружены. Санитарные нормы выполняются.

2. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ. Через 20 – 30 минут занятий рекомендуется проводить гимнастику для глаз.  

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ.

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 – 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 – 6.

Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх, налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 – 6; затем налево вверх, направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

3. ВОЗДУШНЫЙ РЕЖИМ. Влажная уборка в классах

Попадание в глаза пыли, вызывает их раздражение. Вместе с пылью могут быть занесены болезнетворные микробы.

Влажная уборка проводится в классах и учебных кабинетах после окончания занятий ежедневно, в соответствии с расписанием уборки кабинетов.

Дежурные класса регулярно проводят влажные уборки в классе. Еще одно направление здоровьесберегающего технология. Известно, что глаз постоянно сканирует окружающую среду, как будто бы ищет, за чтобы «ухватиться». В окружающем пространстве должно находиться достаточное количество разнообразных зрительных элементов.

Комнатные цветы – это не только красота и уют, они имеют большое значение в жизни людей:

растения –лекари;

растения — кондиционеры;

ароматерапия;

Растения тонким ароматом своих цветков или душистых листьев могут сильно влиять на психофизическое состояние людей, стимулировать работоспособность, улучшать самочувствие. Так американские ученые заметили, что наличие в помещении, в котором работают люди, хотя бы нескольких живых растений улучшает эмоциональную обстановку в коллективе. А решение сложных конфликтных ситуаций проходит успешнее в кабинетах, обильно украшенных зеленью листьев.

Растения, растущие у нас в классе, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение ребят, придают классной комнате определённый комфорт.

Если проводить профилактические мероприятия, то можно укрепить своё здоровье и предупредить простудные заболевания. Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем. Собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.

Использование здоровьесберегающей технологии не требует от учителя специальной подготовки и больших затрат времени.

Главное – результат:

— Снижение утомляемости.

— Повышение продуктивности, работоспособности.

— Меняется отношения к предмету, что особенно важно в настоящее время.

— Учитель должен не только преподносить информацию, но и создавать для этого условия.