Информация к аттестации

Содержание

Введение

Глава1. Педагогика о развитии, воспитании и формировании личности

1.1 Педагогика как наука. История педагогики

1.2Структура педагогики. Методы педагогических исследований

1.3 Факторы формирования личности

1.4 Педагогический процесс. Структура педагогического процесса

1.5 Движущие силы воспитания

1.6 Оптимизация процесса воспитания

Глава 2. Методы и принципы воспитания

2.1 Основные понятия и классификация методов воспитания

2.2 Методы формирования сознания личности

2.3 Методы организации деятельности

2.4 Методы стимулирования

2.5 Понятие о принципах обучения и воспитания

Глава3. Воспитание детей в семье

3.1 Понятие семьи. Взаимодействие в семье

3.2 Воспитательная деятельность родителей

3.3Педагогическая культура родителей

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Современные стандарты образования требуют от будущих специалистов широкого круга знаний в разных областях.

Педагогика выступает средством передачи культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно меняющегося социума, но и становится способным к активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную личность и приумножать потенциал всего человеческого общества.

Одним из значений педагогики, является ее направленность на гармоничное развитие личности, которое является призванием и задачей каждого человека. При этом каждый компонент педагогического процесса вносит свой вклад в решение задачи образования.

Учебно- методическое пособие по разделу «Основы педагогики» составлено в соответствии с Федеральной учебной программой по дисциплине «Социальное СД» согласно Государственному образовательному стандарту для средних специальных учебных заведений по специальности 060501 «Сестринское дело». Данное учебно- методическое пособие содержит конспекты лекций, планы семинарских и практического занятий.

Данное пособие способствует формированию базовых знаний у студентов- выпускников о педагогике как науке, о воспитании и образовании, а также методах воспитания.

При этом происходит понимание необходимости учитывать социально- биологические условия развития личности.

Основными задачами раздела «Основы педагогики» являются:

- формирование у студентов представлений о влиянии наследственности и социальной среды, а также значении культурно- исторических факторов в образовании и воспитании;

- овладение навыками анализа педагогических ситуаций в социальной работе;

- изучение форм, средств и методов педагогической деятельности.

В ходе изучения раздела студенты получают знания о категориях педагогики, о роли наследственности и влиянии среды на воспитание, о функциях и основных методах воспитания.

В данном учебном пособии приводятся методические разработки занятий с выделением структуры: ставятся цели, определяется тип занятия, оснащение, дидактический материал.

Для активизации учебной деятельности при изучении данного раздела используются различные методы: фронтальный, индивидуальный, письменный опросы, работа с тестами, решение проблемных задач. Уделяется внимание самостоятельной работе студентов.

При разработке данного пособия большая роль отводится проблемному обучению, помогающему развивать научное мышление, повышать интерес к предмету, развивать самостоятельность студентов.

На практическом занятии закрепляются знания, полученные на теории, обращается большое внимание на развитие логического мышления и умение работать в коллективе. Данное учебное пособие состоит и трех глав. Содержание тем раздела предусматривает интеграционные связи с другими дисциплинами профиля: философией, общей психологией, социальной психологией, сестринским делом, и может использоваться преподавателями и студентами при подготовке и изучении дисциплины

« Социальное СД».

Глава 1. «Педагогика о развитии, воспитании и формировании личности».

1. 1. Педагогика как наука. История педагогики.

Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества – воспитание. Именно поэтому педагогику называют наукой о воспитании.

В педагогике выделяют несколько важнейших категорий, которые являются ее задачами.

Воспитание- передача старшими поколениями накопленного опыта с целью подготовки молодого поколения к жизни и труду.

Образование- это процесс овладения системой научных знаний, умений и навыков, и формирование на их основе личности.

Обучение - это процесс взаимодействия преподавателя и учащегося, при котором осуществляется образование, воспитание и развитие.

Самообразование это самостоятельная работа человека, связанная с поиском и усвоением им знаний в интересующей его области.

Самовоспитание - оно играет большую роль в становлении личности. Это осознанная работа человека над формированием у себя желаемых черт, качеств характера или форм поведения.

Развитие – это процесс становления и формирования личности, а также качественные изменения организма под воздействием различных факторов (внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых), где

бучение и воспитание играют ведущую роль.

Функции воспитания.

Воспитание и обучение выполняют 3 основные функции:

— образовательную;

— воспитывающую;

— развивающую.

Процесс обучения при этом вносит большой вклад в образовательную функцию и наоборот. При этом обе они являются для осуществления третьей функции – развивающей.

Развитие в свою очередь, создает благоприятные условия для обучения и воспитания.

При обучении происходит накопление знаний, понятий, законов, умений, навыков.

При воспитании формируются убеждения, нормы, правила, идеалы.

На общее развитие личности влияют оба этих процесса.

История педагогики.

Если воспитание появилось с зарождением человеческого общества, то педагогика как наука оформилась значительно позже.

Это произошло в тот период, когда у общества появилась потребность в передаче опыта воспитания, т.е. создании первых учебных заведений. Чёткое оформление мыслей о воспитании относится к рабовладельческому строю. Основой педагогики служит философия, которая известна как наука, занимающаяся осмыслением жизни.

В рабовладельческих государствах Древнего Востока, Греции и Риме, начинают складываться первые системы воспитания, семейного и общественного, зарождаются первые педагогические теории.

В это время стройные педагогические системы были созданы Сократом, Платоном, Аристотелем и Демокритом.

В их работах четко сформированы идеи воспитания и развития личности человека.

В эпоху феодализма огромное влияние на воспитание оказывала церковь.

Практически все педагогические идеи развивались в рамках богословской науки – теологии.

При монастырях существовали монастырские школы, при церквах – приходские школы.

Учителя – монахи или священники – воспитывали учащихся мальчиков в духе христианской религии и нравственности.

Оформление педагогики как науки произошло в эпоху Возрождения и связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670).

Его книга «Великая дидактика» является первой научной книгой по педагогике.

В средние века большой вклад в развитие педагогической теории внесли французские просветители Жан Жак Руссо, Дидро, Гельвеций, Вольтер.

В конце XIX – начале XX вв. в странах Западной Европы в педагогике затрагивались многие частные проблемы, усовершенствовалась педагогическая практика, изменились методы и формы учебно – воспитательной работы. Можно выделить работы М. Монтессори, Полины Кергомар, Декроли.

В России вопросами воспитания личности много занимались Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов.

Внесли свой вклад Л.Н.Толстой и хирург Пирогов.

Особенно велико значение работ отечественного педагога К.Д.Ушинского.

Им в свое время были созданы учебники «Родное слово», «Детский мир».

После 1917 года особенно выделяются работы отечественного педагога – практика А.С.Макаренко. Он внедрил новаторские идеи в работу учебных заведений. Его деятельность приходилась на 20 – 30 – е гг. XX в.

В настоящее время в нашей стране происходит реформирование системы образования.

В 90 – е гг. появились частные учебные заведения, где наравне с государственными можно получить общее среднее или специальное образование к ним относят частные школы, лицеи, гимназии, колледжи, открытые университеты.

1.2 Структура педагогики распределяется по признаку возраста на дошкольную, школьную и педагогику взрослых.

Дошкольная педагогика.

Занимается разработкой программ воспитания и образования в детских дошкольных учреждениях.

Школьная педагогика.

Исследует процесс обучения и воспитания учащихся в средней школе или в условиях профтехучилищ.

Педагогика высшей школы.

Занимается разработкой вопросов обучения и воспитания молодежи в ВУЗах.

Военная педагогика.

Изучает проблемы обучения и воспитания в военных учебных заведениях, готовящих кадры для Армии и Флота.

Дефектология.

Это особая группа в педагогике (специальная педагогика), где исследуются особенности обучения, воспитания и подготовки к трудовой деятельности детей с серьезными нарушениями зрения, слуха, речи, психическими нарушениями.

сурдопедагогика – обучение глухонемых и глухих детей;

тифлопедагогика – обучение слепых детей;

олигофренопедагогика – обучение умственноотсталых детей;

логопедия – обучение детей с нарушениями речи.

Методы педагогических исследований

Педагогика наука развивающаяся. Поэтому для проведения педагогических исследований применяют особые научные методы.

К числу наиболее распространенных относят: наблюдение, беседу, анкетирование, ознакомление с учебной документацией, эксперимент.

Наблюдение – при этом исследователь получает конкретную информацию, характеризующую данное явление. Для этого разрабатывают программу наблюдения и выделяют объект наблюдения.

Беседа - проводится с целью получения дополнительной информации о материалах наблюдения. Беседа является универсальным научным методом.

Анкетирование – это метод массового сбора информации с помощью анкет и опросников.

Анализ документов – является важным источником получения необходимой информации об учебно – воспитательном процессе в данном заведении (журнал успеваемости, посещаемости, дневники и т.д.).

Эксперимент – применяется для более глубокого изучения явления. Он представляет собой специальную организованную проверку какого – либо метода или приема работы.

1.3. Факторы формирования личности.

В формировании и развитии личности огромную роль играет влияние внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

К этим факторам относят:

биологические (наследственность)

социальные (окружение)

педагогические (воспитание)

Все эти факторы тесно взаимосвязаны и активно влияют друг на друга.

Например: ребенок, родившийся в благополучной семье, без отягощенной наследственности, но попавший в неблагоприятную социальную среду (плохую компанию, агрессивно настроенные сверстники), всегда стремиться сформировать у себя те навыки и стиль поведения, который будет подходящим для данного окружения, и наоборот.

В формирование и развитии личности большую роль играют потребности, которые служат стимулом к деятельности. Они делятся на:

-материальные — духовные

Их соотношение определяет культуру потребностей.

Нельзя этого недооценивать, их соотношение определяет влияние на воспитание и становление личности ребенка.

Основы его закладываются в семье и школе. Выделяют следующие виды воспитания:

Нравственное воспитание

Его целью является нравственное формирование личности. Оно проявляется в жизненной позиции, в отношении человека к обществу. При этом происходит ознакомление с законами, нормами и правилами поведения, с правами и обязанностями гражданина.

Трудовое воспитание

Его целью является формирование у ребенка осознанного отношения к труду, направленного на благо общества, коллектива, группы.

Эстетическое воспитание

Формирует культуру ребенка, воспитывает отзывчивость, любовь к прекрасному, потребность во вселенской гармонии. Оно осуществляется через музыку, искусство, литературу и т.д.

Физическое воспитание

Содействует правильному физическому развитию и укреплению здоровья, развитию двигательных навыков, а также потребности в занятиях физкультурой и спортом.

Политическое воспитание

Направлено на привитие у ребенка чувства любви и гордости за свою Родину, на развитие патриотических чувств и важнейших жизненных принципов.

Умственное воспитание

Занимается повышением общего уровня развития, стимулированием стремления к самовоспитанию и самообразованию.

Роль воспитания в формировании личности заключается в обеспечении такого поведения человека, которое соответствует нормам и правилам, принятым в данном обществе.

1.4. Педагогический процесс. Структура педагогического процесса.

В целом педагогический процесс отражает главную задачу педагогической деятельности – формирование гармоничной личности.

Педагогический процесс – это учебно – воспитательный процесс, при котором одновременно происходит обучение и воспитание.

Обучение и воспитание тесно взаимосвязаны, однако для достижения своей цели они пользуются различными приемами и методами, т.е. имеют серьезные внешние различия.

Например: — у обучения есть начало и конец, а воспитание длится от рождения и всю жизнь;

- обучение подлежит конкретным качественным изменениям, нормам, оценкам, а при воспитании количественных показателей нет, а качественные не подлежат четкому замеру.

В качестве системы, где протекает педагогический процесс выступает Система Народного образования. К ней относятся все государственные учебные заведения.

Элементы педагогического процесса:

1. Целевой компонент - представляет собой совокупность целей воспитания поставленных педагогом;

2. Содержательный компонент — это совокупность понятий и навыков поведения, которые необходимо привить ребенку в процессе воспитания;

3.Отражающий компонент (организационный) — это совокупность методов и приемов, а также средств, позволяющих осуществить воспитание.

4.Результативный компонент — позволяет судить о достигнутом уровне обучения и воспитания на основании различных методов диагностирования

В настоящее время учебно – воспитательный процесс строится, основываясь на определенной системе требований, обеспечивающей его эффективность.

Выделяют исторические и современные принципы обучения.

Исторические принципы обучения:

принцип природообразности (Ян Коменский)

принцип развивающего обучения (Дж. Локк)

принцип и воспитывающего обучения (К.Ушинский)

комбинированный принцип (Давыдов)

принцип оптимизации в обучении (Бабинский)

принцип проблемности в обучении (Махмутова)

Современные принципы обучения:

1. Наглядность

6. Проблемность

2. Научность

7.Учет индивидуальных особенностей

3. Доступность

8. Учет возрастных особенностей

4. Системность

9. Активность и сознательность

5. Последовательность

10.Оптимизация

Принципы обучения конкретны и отражают общественные потребности, однако под влиянием прогресса, достижений науки, накопления нового опыта работы, они могут видоизменяться и совершенствоваться.

1.5. Движущие силы воспитания.

Движущими силами в развитии педагогической науки являются противоречия.

Противоречия представляют собой преодоление отрицательного влияние и закрепление положительного опыта.

Серьезные затруднения в воспитательном процессе возникают в связи с противоречиями в усвоении детьми все возрастающей информации.

Это происходит из –за ограниченности учебного времени и неограниченным ростом информации, которую нужно усвоить.

Все это проявляется в перенапряжении нервной системы учащихся и их развитии.

Это противоречие стимулирует выработку у ребенка умения выбирать в потоке информации главное, а также самостоятельно пополнять свои знания.

Комплексный подход к воспитанию предполагает всестороннее развитие личных качеств ребенка.

Из –за невыполнения данного условия возникает дисгармония в развитии, что может привести к эмоциональной неразвитости, невоспитанности, несоблюдению норм, отторжению ценностей.

Возникновение противоречий побуждает человека к действиям, усвоению новых форм поведения, чтобы удовлетворять свои потребности.

К этому приводит противоречие между потребностями и возможностями.

Существует также противоречие между словом и делом, то есть много времени отводится теории, а мало практике.

Противоречие между правами и обязанностями состоит в том, что право постоянно переходит в обязанность, а обязанность является необходимым условием для осуществления права.

Таким образом, существует противоречие в осознание человеком своих прав и вытекающих из этих прав обязанностей.

Преодоление в сознание человека этого противоречия имеет последствия для его дальнейшей жизни.

В эмоционально – волевой сфере ребенка существует противоречие между эмоциями и волей.

Его результатом является переход от эмоциональных переживаний к устойчивым положительным чувствам.

Например: он должен воспитывать в себе силу воли, чтобы сдерживать эмоциональные проявления.

1.6. Оптимизация процесса воспитания.

Оптимизация – это процесс выбора наилучшего варианта решения поставленной задачи в данных условиях.

Оптимизация педагогического процесса предполагает:

распределение функций и координацию усилий;

создание необходимых условий;

научно – обоснованное планирование;

выбор оптимального варианта деятельности;

стимулирование и регулирование;

контроль и учет;

перспективы труда.

К процессу оптимизации предъявляют требования разумности, рационального подхода и чувства меры. Он предполагает максимально возможные результаты при минимальных затратах времени и усилий. В этом и заключается его огромное гуманистическое значение.

Этапы процесса оптимизации.

I. Подготовительный этап – начинается с планирования задач обучения. Такой подход повышает эффективность обучения и воспитания, не требуя дополнительного времени на решение всего комплекса заданий.

II. Отбор содержания заданий – при этом педагогу необходимо наименьшими усилиями и числом занятий достичь наибольшего результата.

III.Отбор методов и средств – они должны позволять сократить время, отведенное для решения задачи. К методам можно отнести: познавательные и ролевые игры,

дискуссии и т.д.; а к средствам: технические, наглядные, лабораторные пособия, муляжи.

IV. Анализ результатов – это завершающий этап процесса оптимизации. При этом оценивается полученный результат, а также затраты усилий и времени, с точки

зрения наилучшего решения.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст