Каждый выбирает по себе

Каждый выбирает по себе!

Перед вами пособие для ребят, которое я разработала несколько лет назад и активно использую на уроках. Эта модульная технология состоит из нескольких блоков (у меня – этапов, чтобы было понятно детям). Начинаем работать по пособию в конце 7 класса в парах или группах. Уже на этом этапе ученики находят многое, что они знают и умеют. Каждый выбирает задание по силам, чтобы чувствовать себя комфортно. Больше всего детям нравится, что перед ними чётко поставлена задача: зачем (цель), что (что делать со стихотворением) и как выполнить задание. Есть определенные слова, словосочетания, подбор синонимов, которые не надо лихорадочно подыскивать, так как все мы понимаем, что зачастую лексический запас у наших учеников недостаточен для самостоятельной работы над анализом стихотворения. К концу 9 класса более сильные ученики перестают нуждаться в «подсказке», а для слабых ребят это пособие является хорошим подспорьем и в старших классах.

Анализ стихотворения

Произведение искусства не поддается скальпелю анатома. Рассеченное на части, оно превращается в безжизненную и бесцветную ткань. Для того, чтобы понять, «что внутри», как выражаются дети, нет никакой необходимости нарушать цельность художественного произведения. Надо только поглубже вглядеться в него, не давая воли рукам.

С.Я.Маршак

Цели

В процессе работы над учебными элементами вы должны:

знать

- время (точное или примерное) появления стихотворения,основные характерные черты общественной и культурной жизни тех лет;

- основные литературные течения и направления, разнообразие жанров;

- название литературных приемов и поэтической лексики (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, синоним, антоним, литературный герой, композиция, сюжет, конфликт и т.д.);

уметь

- выразительно прочитать стихотворение, выделить «ключевые», опорные слова;

- определить идейное содержание и жанровое своеобразие стихотворения;

- выделить из текста художественные приемы и поэтическую лексику, использованные автором;

- написать связный текст, раскрывающий твое отношение к данному произведению;

увидеть

своеобразие и красоту стихотворения;

поэтическое мастерство автора;

эстетическое и нравственное воздействие стихотворения на читателя;

развивать

навык анализа лирического произведения;

умения письменно излагать свои размышления;

методический навык (самоконтроль и взаимоконтроль).

I-й этап. Цель: познакомиться с лирическим произведением, понять содержание, выделить опорные слова.

Задание №1.

- Прочитай внимательно стихотворение.

- Найди опорные слова, которые помогают понять содержание текста.

II-й этап. Цель: написать вступление к сочинению, сделать реально-биографический и фактический комментарий (вспомнить характерные черты времени создания стихотворения).

Задание №1.

Вспомни, что ты знаешь

- об истории создания стихотворения (место, время);

- о том, что волнует автора в то время (проблемы личные и общественные);

- о душевном состоянии, настроении поэта;

- об отношении к поэту окружающих его людей;

- о прототипах стихотворных образов;

- о том, кому посвящено стихотворение;

- о времени публикации;

- о названии (необычности, оригинальности).

Смотри соответствующий раздел биографии поэта в учебнике

Задание №2.

Вспомни, к каким литературным течениям и направлениям можно отнести творчество этого автора:

- классицизм; романтизм; сентиментализм; реализм; футуризм; символизм.

Лирика: — философская; любовная; пейзажная; элегическая; сатирическая.

Внимание!

Избегай повторов, используй следующие сининимы:

- поэт, автор, художник (слова), писатель, мастер слова, классик,

- создатель стихотворения (авторский голос и речь автора);

- изображает, описывает, создает,

- повествует, говорит, рассказывает, утверждает,

- раскрывает, отмечает, выделяет,

- воспроизводит, воссоздает, рисует, дает набросок,

- воспевает, прославляет, поднимает,

- разоблачает, высмеивает, иронизирует,

- чувствует, радуется, волнуется, восхищается, негодует,

- знает, понимает, догадывается,

- видит, замечает, выделяет,

- вдохновляет, воодушевляет, увлекает,

- мыслит, думает, размышляет, мечтает и т.д.

III этап Цель: определить идейно-тематическое содержание стихотворения

Задание №1. Прочитай стихотворение еще раз, расставляя логические ударения на опорных словах каждой строки.

Задание №2. Определи тему стихотворения :

- о чем пишет поэт, что является главным в описанном сюжете, эпизоде, пейзаже, лирическом или философском размышлении;

- можно ли говорить о многоплановости, нескольких темах, т.е. есть ли тема главная и второстепенная;

- не забывай использовать вводные слова (на первый взгляд, кажется, представляется, по мнению, с точки зрения, во-первых и т.д.);

- используй в своих рассуждениях такие конструкции, как

… перефразируя, я мог бы сказать…

… сразу же захватывает читателя…

… хочется понять, что …

… можно предположить, что …

Задание №3. Определи идею стихотворения, т.е. главную мысль (зачем, с какой целью поэт написал это стихотворение).

Внимание!

Вспомни правила цитирования.

1. У Пушкина вьюга «кроет небо», «крутит вихри», «воет и плачет».

или

2. Поэт прислушивается к тому, что делается в открытом снежном поле:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Обрати внимание, в каком случае использование кавычек оправдано.

IV этап Цель: определить особенности композиции стихотворения.

Задание №1. Обрати внимание, делится ли стихотворение на части.

- Если делится, то какая часть является главной.

- Прослеживается ли сюжет.

- Можно ли выделить завязку, кульминацию и развязку действия.

Задание №2. Используй, по необходимости, при определении особенностей композиции следующие выражения:

Перед моими глазами встает …

Часто наблюдается …

Одно из интересных …

Когда я впервые внимательно прочел …

Неторопливо, раздумчиво, свободно и естественно движется …

В каждой строке чувствуется …

Так постепенно поэт переходит к …

Первые строки … Но уже в следующей строфе …

Резкая смена интонации ведет …

Нет, не случайно поэт …

Своеобразие этих строк в том, …

V этап Цель: определить систему художественных (поэтических) образов стихотворения.

Задание №1. Выдели систему поэтических образов:

- от какого лица идет речь в стихотворении;

- кто является лирическим героем;

- покажите мысли, чувства, душевное состояние, настроение лирического героя (поэт делится своими сокровенными думами, желаниями, чувствами…, печалится о…, радуется и т.д.);

- есть ли конфликт между действующими лицами;

- на чьей стороне симпатии автора;

- обрати внимание на следующие слова и словосочетания, которые можешь использовать в своем тексте (в этих строчках выражено оптимистическое …, пессимистическое отношение);

- утверждающие, отрицающие интонации;

- ощущение печали, торжественности, отчаяния, тоски, скорби;

- убежденность в правоте, в конечной победе, разума, революции, любви, справедливости:

- гимн любви;

- жизнеутверждение;

- открытие прекрасного;

- проникновенный лиризм;

- романтический взгляд.

VI этап Цель: понять, какова роль примененных поэтом художественных средств в стихотворении, каковы особенности этих троп у данного автора, о каких чертах дарования они говорят.

(При затруднении обращайся к «Словарю литературных терминов»)

Задание №1. Выдели в тексте стихотворения красочные слова, словосочетания, предложения, при помощи которых поэт воздействует на твои чувства (эмоции читателя), т.е. определи художественные приемы, изобразительные средства, поэтическую лексику (метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, символы, аллегория, синонимы, антонимы, архаизмы, славянизмы, неологизмы, оксюмороны, аллитерация).

Задание №2. Выдели речевые особенности стихотворения (эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллинг, параллелизм, риторический вопрос, обращение, восклицание, необычное построение строки, онегинская строфа, свободное построение фраз, прерванность предложений, неполное предложение, необычные знаки препинания).

Задание №3. Проанализируй все выделенные тобой художественные особенности текста и ответь на вопросы:

- с какой целью автор использует эти художественные средства?

- каковы особенности этих троп у данного автора?

- о каких чертах таланта этого поэта они говорят?

- в чем особенность стиля этого автора, этого текста?

Задание №4. Используй, по возможности, для логического соединения предложений в твоей работе следующие словосочетания:

- эмоциональность и образность языка,

- особенности поэтической интонации,

- проникновенный лиризм,

- задушевность и доверительность тона,

- сдержанная эмоциональность и драматизм,

- народно-поэтическая картина,

- публицистичность стиля,

- художественные средства,

- аргументы,

- конрастные интонации,

- многобразие рифмы,

- величавый стиль,

- четкий ритмический рисунок

- утверждение бесценности человеческой жизни,

- неповторимый художественный мир,

- нравственные, политические проблемы и т.д.

Задание №5. Определи стихотворный размер, если это важно для анализа поэтических особенностей произведения. Вспомни:

Двустопный: ямб, хорей;

Трехстопный: дактиль, амфибрахий, анапест.

VII этап Цель: сформировать личное отношение читателя к стихотворению (в качестве заключения).

Задание №1. Сформулируй свое отношение к поэтическим образам данного стихотворения:

- нравится ли

- вызывает негодование, неприятие,

- ты сочувствуешь им, сопереживаешь,

- радуешься, любуешься (красотой, чувствами, величием духа и т.д.)

Внимание!

В этой части работы попробуй строить предложения, начиная их словами:

Я любуюсь…

Я сопереживаю…

Мои ощущения (впечатления) совпадают с …

Вместе с лирическим героем (с автором, поэтом) …

Я настраиваюсь …

и тому подобное.

Задание №2. Дай эстетическую, нравственную оценку стихотворению, используя, при необходимости, следующие словосочетания:

- естественность языка,

- человечность отношений,

- способность вызывать высокое чувство любви (к родине, к женщине, к матери),

- переживания лирического героя совпадают с моими чувствами,

- вызывают ассоциации с событиями моей жизни,

- помогает понять, определить мое отношение к

событиям эпохи

революции

войне

традициям народа

проблемам современности,

- воспитывает …