Каждый труд благослови удача СЕсенин_16118

Работа с текстом «Подвиг художника»

Цель деятельности учителя

Развитие умений учащихся работать над текстом, над его содержанием; умений слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения.

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать способы развития темы в тексте, его структуру; уметь использовать диалог в сочинении в соответствии с речевой ситуацией.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: желание усваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная работа

оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Текст, тема текста, основная мысль

Организационная структура (сценарий) урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!

Здравствуйте ребята.

Слушают учителя; размещают учебные материалы на рабочем листе, демонстрируют готовность к уроку.

фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия

2.Актуализация и пробное учебное действие.

Беседа по вопросам, по личным наблюдениям и впечатлениям учащихся; прогнозирование воспринимаемого текста

Просмотр мультимедийной презентации сопровождающей ход урока

- текст, с которым мы будем работать сегодня, называется «Подвиг художника». Как вы думаете, что отразилось в заглавии текста- тема или основная мысль?

(Заглавие позволяет предположить, что в тексте пойдет речь о каком-то поступке художника (тема); очевидно, автор оценивает его как подвиг (основная мысль).)

- как вы думаете значение слова подвиг?

(Самоотверженный, героический поступок, совершенный в опасных условиях, связанный с риском. Самоотверженный, тяжелый труд.)

- Предположите, о чем автор мог бы сообщить в тексте с таким заглавием? (Имя художника возможно, биографические сведение о нем, его словесный портрет, внутренний мир творческой личности, рассказ о его работах. Текст может включать сведения об эпохе, в которую художник творил, о взаимоотношениях с современниками. Кроме того, в тексте должны содержаться сведения о поступке художника, который оценивается автором текста как подвиг: когда, при каких обстоятельствах, как был совершен этот поступок, оценка действий художника современниками и потомками).

- отобразим наши предположения в виде схемы.

(все полученные ответы фиксируются).

Слайд. Подвиг художника.

Сведения о художнике:

*имя

*Портрет

*Биографические сведения

*Образ жизни

*Внутренний мир

2. Работы художника

3.Сведения об эпохе

4. Поступок, оцененный как подвиг

5.Отношение к художнику и его произведениям современников и потомков.

Отвечают на вопросы, строят высказывания; смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию

Индивидуальная, групповая работа

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы учителя, формулируют собственные мысли

Устные ответы, вопросы для уточнения информации

3.Выявление места и причины затруднения.

Словарная работа

Прежде чем работать над текстом, проведем словарную работу. Нам встретятся такие слова, давайте посмотрим их.

Плафон – потолок (расписной или лепной потолок);

Фреска – картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке.

Сикстинская капелла – длинная и высокая зала в папском дворце в Ватикане.

Леса – временное сооружение из стоек, досок у стен здания.

Титан – человек огромных творческих возможностей, создавший что-нибудь великое.

Подвиг – героический, самоотверженный поступок.

Слайд. Словарная работа

Леса –

Ныть –

Плафон –

Подвиг –

Сикстинская капелла –

Титан –

Фреска —

Слушают учителя, отвечают на вопросы, некоторые слова записывают в тетради для запоминания; учащихся заинтересовали эти слова, готовятся к знакомству с текстом

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы, заметки в тетрадях

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Ознакомление с текстом, беседа по вопросам

Давайте познакомимся с текстом и проследим, все ли наши смысловые ожидания – предположения о теме, идее, содержании текста оправдались.

Слушая текст, пожалуйста, записывайте в черновике ключевые слова темы и идеи, выделяйте смысловые части текста, отмечайте важные факты, имена собственные. (Часть этой работы осуществляется с помощью учителя).

Слайд. Подвиг учителя

Слушают текст, обсуждают содержание

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

5.Творческая, практическая деятельность по реализации построенного проекта

Выполнение заданий (работа по содержанию текста). Анализ содержания текста, беседа

Беседа по содержанию текста.

«Тонкие» вопросы.

*Определите тему текста (О подвиге итальянского скульптора и художника).

*Назовите ключевые слова, раскрывающие тему (М. Буонарроти, договор с папой Павлом III; расписать Плафон (потолок Сикстинской капеллы; фрески(роспись водяными красками по свежей, сырой штукатурке).

*Сформулируйте основную мысль (идею)текста. (она заключена в предложении: Сколько технических трудностей преодолел Микеланджело!)

Работают над заданием, отвечают на вопросы, строят понятные высказывания, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста

Регулятивные, Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; отвечают на вопросы

Устные ответы

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Эвристическая беседа

*В чем заключается подвиг художника?

(Несмотря на любые трудности, преграды Микеланджело смог создать самое лучшее и прекрасное произведение (свой шедевр).

*Асам Микеланджело как оценивал свой труд?

Считал ли он, что совершает подвиг? (Нет, для него такая работа была естественной, он не мог жить иначе). Давайте внесем поправки в нашу схему

Слайд. Подвиг художника. Сведения о художнике: работа над плафоном Сикстинкой капеллы – труд, оцененный как подвиг.

Слайд. Иллюстрации к уроку.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод; работа над схемой (внесение поправок).

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы.

7.Включение в систему знаний

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.

Вот мы познакомились с творчеством выдающегося итальянского художника и скульптора Микеланджело, жившего в 16 веке. С начала 1920 годов в Туве начали плодотворно работать мастера, чье творчество было связано с традиционными видами народного искусства – резьбой по камню, дереву, с обработкой кожи, с росписью деревянных изделий.

Слайды. Д.Х. Дойбухаа. Сарлык

Украшение строптивого

Мальчик с собакой.

Посмотрите, кто автор этих рисунков? (Показ рисунков Нади Рушевой). (Да, это рисунки Нади Рушевой)

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод

фронтальная

Личностные: понимают значение творчества талантливых людей в области искусства.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения

Устные ответы

8.Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам;

Монологические высказывания

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Понравился ли вам наш урок?

- Какое настроение у вас сейчас?

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

фронтальная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу обучения. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний

Оценивание учащихся за работу на уроке

Подвиг художника.

В 1508 году Микеланджело Буонарроти подписал договор с папой Павлом III. Итальянский скульптор и художник обязывался расписать плафон (потолок) Сикстинской капеллы. Так называется длинная и высокая зала в папском дворце в Ватикане.

Чтобы расписать потолок (высота зала – 18 метров), по указанию художника поставили леса. Работать на них он мог только лежа. В течение четырех лет художник в таком положении расписывал плафон. Краски капали ему на лицо, тело ныло, но, увлеченный работой, он ничего не замечал.

Микеланджело работал с необычайной силой, забывая о сне и еде. Работая лежа, великий мастер, испортил себе зрение. Долгие годы спустя он мог рассматривать предметы, лишь подняв их над головой.

Сколько технических трудностей преодолел Микеланджело! Он один расписал плафон площадью 600 квадратных метров. Лишь его ученик Кондиви помогал ему. Это был труд титана, это был подвиг художника. (О.Е. Каменева).

Справочный материал.

Микеланджело Буонарроти (1475-1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт.

Творчество М. принадлежит к эпохе Высокого Возрождения. Главные черты искусства М. – монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека.