Как живут растения и животные

Окружающий мир. 1 класс.

Тема:

«Как живут растения и животные?»

Цели:

познакомить с условиями жизни растений, животных и зимующих птиц;

расширить представления детей о жизни растений, животных и птиц;

воспитывать бережное отношение к растениям, животным, птицам.

Оборудование:

карточки со словами;

комнатные растения;

вырезки из приложения;

рисунки: деревья, кустарники, травы;

картинки животных с их детёнышами;

кроссворд;

кружки (красные, коричневые, синие)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие учащихся, зарисовка своего настроения на начало урока – смайлики.

II. Повторение изученного

(6 человек работают по карточкам, остальные со мной на листочках.

O – да; X – нет.)

1) Снег при таянии превращается в воду. (Да)2) Если вода замерзает, она превращается в лёд. (Да)3) Снег бесцветный. (Нет)4) Лёд прозрачный. (Да)5) У снежинки 5 лучей. (Нет)6) Снег рыхлый. (Да)7) Лёд хрупкий. (Да)8) Снег прозрачный. (Нет)9) Все снежинки одинаковые. (Нет)10) Снег белый.(Да)

(Проверка – OOXOXOOXXO)

III. Новая тема

1) Беседа «Как живут растения?»

РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ

– Прочитайте слова на карточках и скажите, о чём мы будем вести разговор?– Кто сможет назвать тему урока? (Обобщаю ответы детей)– Сегодня мы узнаем, как живут растения и животные.– Какие растения вы знаете? Давайте их сгруппируем. (Деревья, кустарники, травы –картинки на доске)К какой группе мы отнесём те растения,которые растут на подоконнике? (Комнатные растения)(На столе несколько поставить)– Что общего у всех растений? (Все растения имеют корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами)– Как вы думаете, растения живые? (Растения растут, приносят потомство и когда-нибудь отмирают, значит они живые)– А кто знает, как начинается жизнь растений? (Вырезки из приложения, работа в рабочей тетради, клей)– Выложите цепочку роста растений. Расскажите о своей работе.– Что повлияло на то, что семя начало прорастать?(Вода, тепло)

ВОДА ТЕПЛО

– Откуда в природе растения получают воду и тепло? (Дождь, солнце)– Если семена останутся в горшочке без воды и тепла, сможет ли растение развиваться? (Нет)– Вот мы посадили семя в горшочек, полили его,ему тепло, куда нужно поставить ящик? (На подоконник)– Почему ?(Растениям нужен свет и воздух)

ВОЗДУХ СВЕТ

Что же необходимо для жизни растений? (Вода, тепло, воздух, свет)

РАСТЕНИЯ

ВОДА ТЕПЛОВОЗДУХ СВЕТ

2) Работа по учебнику:

– Рассмотрите рисунок на левой странице.– Какое дерево вы видите? (Дуб)– Догадайтесь, о чём идёт речь в загадке:

В этот гладкий колобокБронзового цветаСпрятан маленький дубокБудущего лета. (Жёлудь)

– Желудь – плод дуба. В нём спрятано семя.– Рассмотрите рисунок и рассмотрите, как с жёлудя начинается жизнь дуба?– Почему одно из деревьев засохло? (Ствол дерева повреждён, поэтому дубок погиб)– Мы проследили, как живут растения.– А сейчас, прочитайте, какие выводы сделала Мудрая черепаха (стр. 50, 51)– Рассмотрим рисунок на стр.50, ответим на вопросы, и ещё раз сделаем выводы: что необходимо растениям для жизни. (Вода, воздух, свет, тепло)

3) Работа в рабочей тетради (стр. 21 № 2)

Обвести рисунок в рамку, раскрасить дома.

Физкультминутка (хомячок)

4) Беседа: «Как живут животные?»

– Вспомните, с какими группами животных вы знакомы? (Насекомые, рыбы, птицы, звери)Как живут животные?– Вы знаете, что растения живые.– А животные? Докажите, что животные живые существа. (Ответы детей)

Обобщающие ответы: животные: дышат,передвигаются, питаются, растут, размножаются,умирают.

5) Работа по учебнику (стр. 52)

– Кто что ест? Назвать пары предметов.– Так что же необходимо животным для жизни? (Пища)

ПИЩА

– Рассмотрите рисунок внизу стр.52– Что можете сказать?– Детёныши (поросята) подрастут и станут взрослыми животными, но для того, чтобы расти, им нужна пища.– Что едят кабаны? (Жёлуди)– Но для роста детёнышей и для жизни взрослых животных нужна не толькоеда.– Подумайте, что ещё нужно животным? (Вода)

ВОДА

IV. Кроссворд «Как называют ребяток зверей

– Я называю животное, а вы — кто его дети (картинки с животными – волк, медведь, лошадь, белкаорова, индюк, ёж, кошка, овца, свинья, собака).

Ключевое слово: верблюжонок.

V. Работа с учебником

– Все животные приносят потомство,размножаются. Для себя и своих детёнышей многие животные строят жилища. Отгадайте загадку о животных и обозначьте это животное и его жилище кружками одного цвета.

1) Водяные мастераСтроят дом без топора,Дом из хвороста и тины,И плотину (Бобр. Хатка)

2) Плотник острым долотомСтроит дом с одним дуплом (Дятел. Дупло)

3) Сделал дыр,Вырыл норуВот спальняВот кладовка –Всё сделано ловко (Хомяк. Норка)

Жилища каких животных вы ещё видите? (Оса и её гнездо, ласточка и её гнездо)– Для чего животным нужен дом? (Выводят детёнышей , тепло)Значит, что необходимо для жизни животных? (Тепло)

ТЕПЛО

– Рассмотрите рисунок (стр.53)

Выводы: все животные передвигаются, летают, бегают, прыгают, плавают.

– Что же необходимо животным для жизни?

ТЕПЛО ПИЩА ВОДА

– В чём ещё нуждается каждое живое существо?

ВОЗДУХ СВЕТ

ЖИВОТНЫЕ

ПИЩА ВОДА ТЕПЛО

ВОЗДУХ СВЕТ

Что необходимо для жизни живых? (Дети делают выводы)

Физкультминутка (синица)

VI. Закрепление

– Как ухаживать за собакой и кошкой? (стр. 54, 55)– Все ли животные самостоятельно могут добывать себе пищу и строить себе жилище?– У кого из вас есть домашнее животное?– Работаем по учебнику (стр. 54, 55)– Рассмотрите рисунок. Расскажите, как нужно ухаживать за кошкой, за собакой? (Работа в парах)

Вывод: Домашнее животное нуждается в заботе. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни.

– Как помочь птицам зимой?

Работа по учебнику.

– Кто и когда нуждается в заботе?– Как можно помочь птицам?– Кто прилетел на кормушку?– У кого дома есть кормушки для птиц?– Какие птицы к вам прилетают?– Каких птиц вы видите? – Это природная столовая. Почему?

Рассмотреть кормушки. Кормушка. Ребус.

VII. Итог урока

– Что необходимо для жизни растений? животных?– Какие животные нуждаются в заботе?– Как помочь птицам зимой?