Как выразить свой страх

Занятие по теме:

«Как выразить свой страх»

Воспитатель: Лещева М.А.

Цели:

знакомство с чувством страха;

изучение выражения эмоциональных состояний в мимике;

поиск путей преодоления страха;

развивать умения справляться с чувством страха.

Материалы:

обруч;

пиктограммы «страх» и «радость»;

«фонарик»;

Ход занятия:

1. Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в «Волшебную страну чувств и эмоций», страну где живет страх… Но прежде, чем мы с вами туда попадем давайте поприветствуем друг друга. Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу «фонарик». Сначала давайте посмотрим на него. Какой он?

Варианты детей: ласковый, красивый, яркий, теплый, светлый, лучистый…

Когда вы будете передавать «фонарик» друг другу, почувствуйте тепло и свет, которые от него исходят. Возьмите себе немного тепла и света, повернитесь к своему соседу, который стоит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: «Дима, я рада тебя видеть!».

Варианты детей.

2.Воспитатель: «Теперь, когда мы с вами поприветствовали друг друга, мы можем отправиться в «Волшебную страну чувств и эмоций». Но для того, чтобы попасть туда, нам надо пройти через сказочную дверь!».

Дети проходят в сказку через обруч.

Воспитатель: «Дети, посмотрите, кто нас встречает? Это один из жителей «Волшебной страны» — мальчик Петя! Посмотрите на его лицо. Какое чувство он испытывает, как вы считаете? У него широко открыты глаза, рот и он вот — вот закричит…».(картинка)

Ответы детей: «Это чувство страха!».

Воспитатель: «Давайте попытаемся изобразить его на своем лице, но дляначала поиграем в «Солнечного зайчика».

Дети встают полукругом, повторяя за психологом.

Воспитатель : «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним».

Дети повторяют движения.

Воспитатель: «Отлично! Теперь, когда ваши мышцы расслаблены, посмотрите на лицо Пети и попробуйте изобразить страх на своем лице. У вас хорошо получается. Молодцы!»

Воспитатель обращает внимание детей на лицо Пети (пиктограмма «страх»).

Дети изображают на своем лице чувство страха, стараясь передать то эмоциональное состояние, которое выражает лицо мальчика.

3. Воспитатель: «Ребята, а давайте узнаем с вами, что же произошло с Петей? Что могло его так сильно испугать?».

Дети слушают рассказ: «Петя приехал в гости к бабушке в деревню. Однажды он гулял недалеко от реки, любовался прекрасными деревьями и цветами, как вдруг услышал посади кто — то зашипел: «Ш – ш – ш». Петя обернулся и увидел большого гуся. Он испугался и побежал домой. Прибежал в бабушке и рассказывает: «Я так испугался гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть». Бабушка успокоила Петю».

Воспитатель спрашивает у ребят: «К кому в гости приехал Петя? Чем любовался Петя недалеко от реки? Кого испугался Петя? Стоило ли так бояться гуся? Что сделала бабушка, когда Петя прибежал к ней?».

Ответы детей: «Петя приехал в гости к бабушке в деревню. Недалеко от реки он любовался прекрасными деревьями и цветами. Петя испугался большего гуся. Гуся не стоит бояться. Бабушка успокоила Петю».

Воспитатель: «Ребята, а давайте попробуем сыграть эту сценку и показать Пети, может ему не стоило так пугаться гуся?».

Дети выполняют движения в соответствии с выбранной ролью.

Воспитатель: «У вас отлично получилось! Петя больше не боится большого гуся!».

4. Воспитатель: «Ребята, может вы тоже, как Петя, чего боитесь? Давайте подумаем: чего боится каждый из вас? Может темноты, одиночества, злых волшебников…

А Петя вас всех послушает!»

Дети рассказывают о своих страхах.

5. Воспитатель: «А сейчас дети специально для Пети прочитают стихотворение, которое написал Маршак С.Я. «Чего боялся Петя»:

1. Темноты боится Петя.

Петя маме говорит:

- Можно, мама, спать при свете?

Пусть всю ночь огонь горит.

Отвечает мама: — Нет! -

Щелк — и выключила свет.

Стало тихо и темно.

Свежий ветер дул в окно.

2. В темноте увидел Петя

Человека у стены.

Оказалось на рассвете -

Это куртка и штаны.

Рукавами, как руками,

Куртка двигала слегка,

А штаны плясали сами

От ночного ветерка.

3. В темноте увидел Петя

Ступу с бабою-ягой.

Оказалось на рассвете -

Это печка с кочергой.

Это печь, а не яга,

Не нога, а кочерга

4. В темноте увидел Петя:

Сверху смотрит великан.

Оказалось на рассвете -

Это старый чемодан.

Высоко — на крышу шкала -

Чемодан поставил папа,

И светились два замка

При луне, как два зрачка.

5. Каждый раз при встрече с Петей

Говорят друг другу дети:

- Это — Петя Иванов.

Испугался он штанов!

Испугался он яги -

Старой ржавой кочерги!

6. На дворе услышал Петя,

Как над ним смеются дети.

- Нет,- сказал он,- я не трус!

Темноты я не боюсь!

7. С этих пор ни разу Петя

Не ложился спать при свете.

Чемоданы и штаны

Пете больше не страшны.

Да и вам, другие дети,

Спать не следует при свете.

Для того чтоб видеть сны,

Лампы вовсе не нужны!

Воспитатель: «Ребята, вы так помогли Пети, что он стал радостным! Посмотрите на него! Его лицо озарилось широкой улыбкой, глаза светятся от счастья и любви!».

В это время воспитатель заменяет пиктограмму «страх» на «радость».

Воспитатель: «Ребята, в благодарность за вашу помощь Петя тоже хочет сделать вам подарок. Это любимая игра жителей «Страны чувств и эмоций».

6.Игра «Изгнание страха». Цель: снятие напряжения.(Дети встают в круг, читается стихотворение.)Злые духи и КощейНе живут среди вещей,Но бывает из-за страхаЯ в прихожей вижу Аха!Нужно громко крикнуть «Ах!» И тотчас исчезнет страх.При слове «ах» дети кричат «Ах!» кто громче, при этом подпрыгивают, машут руками.

7. Воспитатель : «Дети, нам пора возвращаться домой. Давайте теперь возьмемся за руки и улыбнемся на прощание Пети и друг другу. До свидания!». Дети «выходят» из сказки через обруч.

Литература: интернет-ресурсы,

Абрамян Л.А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций // Игра и самостоятельная деятельность в системе воспитания. – Таллинн: Прима, 1984

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М.: Физкультура и спорт, 1988.