Как важно вовремя успеть

Конспект урока литературы.

Тема: «Как важно вовремя успеть».

(по рассказу Бориса Екимова «Ночь исцеления»)

Урок проведен в 7 классе учителем

русского языка и литературы

Паульс М.В.

Тема урока: «Как важно вовремя успеть».

Цели:

Образовательная: Совершенствование коммуникативных навыков, умение слушать, анализировать устную речь, вести диалог, организовать ситуацию общения, расширение лексического запаса, совершенствование творческих чтения, чтения наизусть.

Развивающая: Развитие навыков у учащихся по работе с текстом малой форме, умении пересказывать, выражать свою точку зрения, формирование монологической речи.

Воспитывающая: Воспитание важнейшего качества человека- умение жить среди людей, сострадательно и тепло относиться к беспощадной старости, разделить боль любого существа.

Тип урока: Урок – исследование.

Методы: исследовательский, проблемные творческие работы (мини- сочинения), самостоятельная работа, творческое опережающее задание, : сбор афоризмов, пословиц, стихотворений на нравственную тематику, рисунки, фотографии.

Как важно вовремя успеть,

Сказать кому-то слово доброе…

А.Д.Дементьев.

Спешить делать добрые дела!

А.Я.Яшин.

Ход урока:

1. Чтение стихотворения «На пути жизни». Г.И. Раджабова.

Жизнь человеку только раз даётся,

У всех такая разная судьба:

Одним большой простор, большое солнце,

Другим крутая узкая тропа.

Есть люди, что торят свои дороги,

Не ищут путь, проторенный другим,

И борются у смерти на пороге!

Их жизнь как след …

Их жизнь как вечный гимн

А есть и те, кто легкой жизни ищет,

Кто, разменяв на медяки года,

Копя гроши, всегда живет как нищий,

А умерев, уходит без следа.

Нет на земле несчастнее такого,

Кто сердцем пуст, кто не нашел друзей,

Кто самого не понял дорогого:

Быть человеком, быть среди людей.

Мы начали наш урок с чтения стихотворения. Лирика выражает наше внутреннее состояние, наш духовный мир.

- Ребята, как вы поняли последнюю строчку стихотворения «Быть человеком, быть среди людей».

Я живу на свете не один, а среди людей. Поэтому надо думать не только о себе, но и о других. Это – норма жизни. Нужно уметь совершать простые, великодушные поступки: помогать старым людям, заботиться о родных и близких, не проходить мимо чужой беды, предложить помощь тем, кто в ней нуждается, т.е. жить по-человечески.

2. Тренинг по проблематике произведения.

ДОСКА.

Проблема самовоспитания, самоопределения человека в жизни.

Умение жить среди людей.

Умение сострадать.

Быть милосердным.

- Недавно мы с вами проводили урок, на котором давали определения словам на нравственную тематику. Посмотрите на доску, попробуйте объяснить написанное.

1. Самоопределение – это умение определить свое место в жизни. Нужно с детства учиться внимательно относиться к пожилым людям, быть по отношению к ним добрыми.

2. Нельзя делать зло людям, нужно им помогать в трудную минуту. Думать не только о себе, но и о других.

3. Не быть безразличным, безучастным к чьей-то беде, горю, стараться помочь в тяжелой ситуации.

4. Это значит оказать помощь нуждающимся, простить из сострадания, любить людей, совершать «милые сердцу» дела, т.е. творить добро.

Милосердие и сострадание – темы русской литературы.

Вопрос – Кто из писателей, и в каких произведениях поднимал эту тему?

(Леонид Андреев в рассказе «Кусака», Андрей Платонов «Юшка», Валентин Распутин «Уроки французского», И.С. Тургенев «Муму»).

Не остался равнодушным и Б. Екимов. Все вы дома прочитали его рассказ «Ночь исцеления». Наверное, это лучший подарок писателю от его читателей. В своем предисловии к книге «Солонич» он пишет: «У меня есть идеал в жизни. Чтобы его понять, прошу тебя, прочитай хотя бы один рассказ. Тогда ты поймешь, кого я люблю и во что верю». Так кого же любит и во что «верует» Б. Екимов? Это и будет нашим основным проблемным вопросом урока-исследования. «Как важно вовремя успеть» по рассказу «Ночь исцеления». (Проблемный вопрос, тема).

Цели:

Мы будем говорить о людях, нуждающихся в нашем внимании и понимании, о людях, которые прошли большой жизненный путь, пережили войну и нередко чувствуют себя забытыми и одинокими. Поговорим об ответственности перед ними, о бескорыстной помощи в трудную минуту, о тех, кого все чаще и чаще память возвращает к войне, к испытаниям, через которые они прошли.

В рассказе Б. Екимова «Ночь исцеления» о войне говорится не напрямую, а косвенно. В основе произведения – драма героини.

- Ребята ,давайте попробуем проникнуть в самое сердце героев, заглянем в человеческие души. Но прежде чем мы будем говорить об этом, познакомимся с биографией писателя.

Биография писателя.

Графопроектор. Портрет Екимова.

Рассказ прочитан, осмыслен. Но есть еще и вопросы, на которые нужно ответить.

Работа с текстом.

- Какое впечатление произвел на вас рассказ «Ночь исцеления»?

(Впервые я задумался над тем, что может быть, и моим близким нужна помощь).

(Страшно, что до сих пор война мучает людей).

(А что бы я сделала на месте Гриши. Смогла бы так?)

- Давайте с вами вспомним элементы сюжета.

(Записать в тетрадях «Элементы сюжета»).

Завязка. Развитие действия.Кульминация.Развязка.

- Какие эпизоды вам запомнились, показались особенно яркими?

(Внук приехал. Тревожные сны б. Дуни. Разнообразные занятия Гриши. Радость б.Дуни. Переживания по поводу страшного сна. Исцеление бабушки.)

Вывешивается таблица «Элементы сюжета»

Элементы сюжета

1.

Завязка

2.

Развитие действия

3.

Кульминация

4.

Развязка

- Ребята, придерживаясь этой таблицы, перескажите основные эпизоды.

1. (Завязка: Тревожные сны б.Дуни. Б.Дуню мучили тревожные сны, она разговаривала и кричала во сне, просила найти ее «хлебные карточки», которые потеряла, выкрикивала имена своих детей).

2. (Развитие действия: К б.Дуне приезжает внук. Зимой и летом он рыбачил на Дону, собирал грибы, катался на коньках и лыжах, дружил с соседскими ребятами. Бабушка очень радовалась его приезду: варила щи, стряпала пирожки, доставала варенье, компоты и все выглядывала в окошко: не бежит ли Гриша? Гриша очень сильно переживал по поводу бабушкиного сна. Он ее будил и успокаивал).

3. Кульминация: Наконец Гриша нашел верный способ исцелить бабушку. Он опустился на колени перед спящей бабушкой и стал ее мягко, ласково убежать в том, что карточки найдены дети не останутся голодными, и в госпиталь к мужу ее обязательно пропустят.

4. Развязка: Гриша надеется на то, что бабушке перестанут снится страшные, мучительные сны. Он понимает, что за одну ночь этого не добиться, но мальчика это не пугает. Он знает, что нашел «ключик» к недугам бабушки.

Хорошо, ребята.

- А кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему?

Гришу. Он меняется в течение рассказа: взрослеет, становится мудрее.

Бабушку. Именно от внука она получает помощь, которая ей так необходима.

- Б. Дуня живет одна. Одиночество – это, прежде всего, душевное состояние. Что значит одиночество для пожилого человека?

Одиночество можно испытывать даже тогда, когда вокруг люди, б.Дуня чувствовала себя покинутой, ненужной. — Что изменилось в ее жизни с приездом Гриши? Давайте обратимся к тексту. Стр.4

- Почему б.Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей? За что корила и ругала себя. Стр. 4,5.

- Ребята, я просила вас узнать о «хлебных карточках». Какую роль они выполняли в годы ВОВ?

Карточка – это бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов. В случае утери их не восстанавливали.

- Что пережила б.Дуня во время войны?

Потеряла карточки. Дети б.Дуни могли умереть с голода. Ничего не оставалось, как собирать желуди и этим спасать себя и троих детей. Но желуди отобрали. Надвигалась зима. Дети разуты и раздеты, да и к мужу в госпиталь добраться тяжело. Стр. 5.

- Можно ли в одиночку справиться с этой болью?

Нет, нельзя.

- Что происходит в душе Гриши после телефонного разговора с мамой? Прочитайте. Стр. 5.

- Ребята, а какой эпизод несет в рассказе большую эмоциональную нагрузку, вызывает у вас сильные чувства?

«Гриша исцеляет бабушку от страшного сна»

- Давайте прочитаем эти строки.

Инсценирование эпизода.

- Так как же исцелил мальчик бабушку?

(добрым словом, лаской).

- Что чувствовал Гриша после исцеления? Обратимся к тексту. Стр. 7 = последний абзац.

Исследование текста.

- Как вы думаете, почему автор часто использует слово «сердце»?

Гриша в отличие от родителей, понимает бабушку всем сердцем. У мальчика отзывчивая, чуткая душа. Он изменился, исцелился. Стал внимательным к душевной боли. В нем росло «большое сердце». В нем зародилось милосердие и сострадание.

-Найдите эти предложения в тексте. Стр. 5,6.

- Как вы понимаете «…жалея б.Дуню и кого-то еще»?

Гриша своим отзывчивым сердцем любит и жалеет не только родную бабушку, но и других матерей, по чьим судьбам пронеслась война.

Заключительный этап.

В наше быстротечное время, время компьютеров, немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться и подумать, Б.Екимов заставляет нас оглянуться, увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна помощь и поддержка. Об этом и стихотворение Дементьева «Как важно вовремя успеть».

Чтение стихотворения.

Строчки из этого стихотворения вынесены как эпиграф к уроку. Как вы их понимаете?

Человеческая жизнь коротка. И очень важно, чтобы наше поколение научилось помогать нуждающимся, становилось лучше, чище, добрее, сердечнее.

«Ночь исцеления» — так называется рассказ. Вернемся к нашему проблемному вопросу урока: кого любит Б. Екимов?

В читателей, таких людей как Гриша, б.Дуня, тех, кто меняется в лучшую сторону).

В добро, в милосердие, в сострадание, в сочувствие.

- О чьем исцелении рассказывает писатель?

Бабушкином. Она перестает кричать, ей меньше снятся страшные сны. Произошло и исцеление внука. Он повзрослел

Стал внимательным, чутким, милосердным, заботливым; он смог сделать то, чего не смогли сделать врачи и взрослые. Он исцелился от равнодушия.

- Ребята, я просила вас дома собрать пословицы, афоризмы, фразеологизмы о добре, сердечности, милосердии, совести. Давайте зачитаем их.

Опережающее задание. Чтение афоризмов.

На уроке добра и милосердия хотелось бы послушать ваши сочинения –миниатюры «То, что вечно, — человечно».

Чтение сочинений.

Итак,Гриша исцелился от равнодушия. Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывок из поэмы замечательного российского поэта Егора Исаева «Суд Памяти».

И ходит по земле

Босая Память – маленькая женщина.

Она идет.

Переступая рвы, -

Ей не нужны ни визы, ни прописки,

В глазах – то одиночество вдовы,

То глубина печали материнской.

Она идет,

Покинув свой уют,

Не о себе – о мире беспокоясь.

И памятники честь ей отдают.

И обелиски кланяются в пояс.

Поэма Исаева называется «Суд Памяти».

Кого по-вашему судит Память и за что?

Людей, за то, что они позабыли прошлое.

Нас, потому, что стали забывать, что пришлось пережить людям во время войны.

«Судит» память наше поколение за равнодушие и жестокость

Память не только судит, но и пытается пробудить в людях хорошие качества благодарность доброту милосердие.

4. А почему память босая?

Ей для себя ничего не надо. Она беспокоится о других.

- Мне кажется, что Память здесь как нищая. Нищие просят, так и Память просит опомниться и измениться.

- Идет босиком, напоминая о совести сердечности, отзывчивости.

- Ребята, помните: не забыть — значит не дать повториться. Вот она наша с вами память. Вглядитесь в эти лица.

(Графопроектор. Лица бабушек)

Не пожалейте ласкового слова, теплого взгляд. Они не просят помощи, но ждут ее. Исцеляйтесь от черствости и равнодушия, становитесь добрее, чище.

У меня в руках маленький живой росточек. Подвести итог нашему уроку я попрошу вас самих. Чтобы это сделать, нужно закончить фразу, начатую мной, осторожно передавая из рук в руки росток.

- Сегодня на уроке я узнал что:

(нужно уметь жить среди людей, сострадательно и тепло относиться к ним, уметь разделять боль, горе).

- Мы сегодня говорили о:

(о милосердии, сочувствии, сердечности, добре отзывчивости).

- Сегодняшний разговор пробудил во мне такие чувства:

(сострадание, понимание, внимание).

Я понял, что:

(главное в жизни не быть равнодушным, уметь понимать других людей, помогать в трудную минуту).

Я посажу этот росточек в землю, и вырастет из него чудесный цветок. И мне бы очень хотелось, чтобы и ваши души были такими же красивыми.

Стихотворение – пожелание.

Ольга Высоцкая.

Берегите друг друга,

Добротой согревайте .

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Суету позабудьте,

И в минуту досуга

Рядом с другом побудьте.

Дети поют песенку о добре .