Как приохотить ребенка к чтению

МОУ « РОМАНОВСКАЯ СОШ»

Учитель Никитина Валентина Николаевна

Заметка родителям.

Как приохотить ребенка к чтению.

Часто мы слышим от родителей: « Как сделать так, чтобы ребенок полюбил книгу? Как оторвать его от компьютера?» Это проблема современной школы, дети мало читают и не всегда рекомендуемый источник, чаще сокращенную версию. Прививать любовь к чтению следует в начальной школе. Чтение – это своего рода труд, и если не выработан еще навык «вживания» в образное пространство книги, когда маленький человечек сопереживает герою, то чтение становится видом повинности. Особенно, если в этот момент родители смотрят захватывающий боевик, а ребенка отсылают в свою комнату читать. Малыш понимает, что весь интерес остался там, с родителями, а он сослан в свою комнату , как в ссылку.

Очень многое зависит от семьи. Показательны примеры прощлого времени, когда в семье практиковались домашние чтения. Просто посидеть вместе, послущать чтение вслух. Как сразу преображается домашняя атмосфера! Это время покоя станет одним из лучших воспоминаний ребенка о детстве. Если родителям трудно выбрать время для домашних чтений, можно пойти на компромиссный вариант- чтение совместить с приготовлением обеда, с мелким ремонтом или рукоделием. Ребенок читает, а родители занимаются делом. Но при этом нужно быть «вместе с ребенком». Обязательно поговорить впоследствии о прочитанном, о понравившихся героях книги, что он вынес для себя полезного, мнение какого героя разделяет, кого осуждает. Это повод поговорить со своим близким человеком, помочь ему раскрыться.

А вот если ребенок хоть раз испытает состояние, когда поток образов захватывает его, когда он живет в пространстве воображения и скажет родителям: « Я даже забыл, что я читаю, мне кажется, что эти ребята – мои друзья…» Если такие слова прозвучали из уст вашего ребенка, значит уже некий рубеж пройден, и с этого момента начинается его читательский опыт.

Учащиеся среднего звена еще нуждаются в некотором руководстве. Поэтому родителям стоит найти время и сходить с ребенком в библиотеку, помочь выбрать книгу. Для начала следует посоветовать классику, сюжетные произведения небольшого объема, чтобы интерес к чтению не угас. Я бы рекомендовала почитать произведения А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», «Дубровский», «Маленькие трагедии»; произведения Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»; произведения Марка Твена.

Как учитель литературы могу сказать, что не ограничиваюсь материалами программных произведений, адресую учащихся к сопутствующему материалу, расширяющему кругозор. Так например, проходим басни И.А.Крылова, спрашиваю, кого из современных баснописцев знаете? Заинтересовываю, почитав фрагмент произведения. Изучаем произведения А.С.Пушкина, спрашиваю, каких друзей-лицеистов знаете? Советую почитать о поэтах пушкинской поры. В 11 классе говорим о социальной жизни рубежа веков, адресую к книге Б.Васильева «Утоли моя печали». Библейская тема всегда вызывает большой интерес, притчи очень поучительны. А старшеклассникам рекомендую прочитать рассказ «Иуда Искариот» Л.Андреева и сравнить заглавного героя с библейским.

Одним из способов «влюбиться в литературу» является неповторимый авторский язык. Следует обращать внимание на красоты авторской речи, вместе с учащимися поразмышлять, почему именно так сказал , а не иначе. Так, изучая художественный образ в 8 классе, привожу в качестве примера строки из рассказа «Мой первый гусь» И.Бабеля: «…луна висела над двором, как дешевая серьга…Солнце,, круглое и желтое, умирало на небе, испуская свой розовый дух…» Почему природа в рассказе не одухотворена, а сравнивается с вещным миром? Потому что время было такое, когда нравственные ценности смещены, прав тот, кто грубее, циничнее.

Если мы вспомним «Кусаку» Л.Андреева, проследим горькую судьбу собаки и почему так с ней поступили «добрые» люди, то увидим, что ответы заложены в авторском тексте, надо только быть внимательным к слову. Ведь девочка в рассказе не прощается с собакой, забыла, ушла. Почему? Вроде бы она не злая, приручида собаку, просила за первый неприятный эпизод. Автор подсказывает нам отгадку; « Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечио больным…» Эта фраза предшествует эпизоду предательства Лели. Инверсией автор выделяет ключевые слова «желтый и анемичный». Учитель знакомит с символикой желтого цвета в литературе, какую смысловую нагрузку он несет, а также со словом «анемия»- малокровие/ заболевание, характеризующееся уменьшением гемоглобина в крови/; «анимизм»-лат. душа. Вот теперь ребята чувствуют душевную глухоту, черствость девочки. У Лели анемичная душа: ей было весело- она играла с собакой,, стало скучно- забыла о ней. Может быть можно вылечить Лелю? Вернется ли она за Кусакой? Об этом дети напишут в своих сочинениях. То, что работа над словом не прошла даром, говорят некоторые строки из сочинений учащихся: « Я не хочу писать о Леле- мы не должны быть такими!»

В заключение хочется сказать , что ни в школе, ни в каком другом учебном заведении невозможно получить сразу всех знаний, которые потребуются в жизни. А значит надо пополнять свои знания путем самообразования, т.е. самостоятельно читать книги по тем вопросам, которые интересуют. Вспомним старинную поговорку: « Дом без книги подобен телу без души».