Как помочь ученикам овладеть нормами русского ударения

В ЛАБИРИНТАХ РУССКОГО УДАРЕНИЯ ИЛИ КАК ПОМОЧЬ УЧЕНИКАМ ОВЛАДЕТЬ НОРМАМИ УДАРЕНИЯ

Е.В.Котельникова

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 100 им. С.Е. Цветкова» г.Новокузнецк

Сложность и прихотливость русского ударения широко известны. Пожалуй, ни одна другая область русского языка не вызывает столько ожесточенных споров, недоумений и колебаний. Правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи. Есть немало слов, произношение которых служит как бы лакмусовой бумажкой уровня речевой культуры. Порой достаточно услышать от незнакомого человека неправильное ударение в слове, чтобы составить мнение о его образовании и степени общей культуры. Поэтому нет необходимости доказывать важность овладения правильным ударением в школе. К сожалению, разделу «Орфоэпия» в школьном курсе русского языка уделяется мало времени, в каждом классе буквально несколько уроков, которые отводится в начале учебного года. В учебниках предлагается не более 2-4 упражнений с заданием поставить ударение, прочитать вслух, отметить особенности произнесения некоторых звуков – вот, пожалуй, и вся работа по орфоэпии. При анализе учебников (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.,Русский язык, 5, 6 классы; М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., Русский язык, 7 класс; С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др., Русский язык, 8, 9 класс; А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова 10-11 класс) выяснила количество упражнений, в которых речь идет конкретно об ударении: 5 класс – 1, 6 класс-1, 7 класс-0, 8 класс-0, 9 класс-2, 10-11 класс – 5 упражнений, при этом только в учебниках 5, 6, 7 классов есть словарные статьи «Произноси правильно», в которых помещены 62, 68, 55 слов соответственно. Подводя итог краткому обзору учебников русского языка с точки зрения наличия материала по орфоэпии, можно сделать следующие выводы: учебники намечают и реализуют практическое направление в обучении орфоэпии; работа эта планируется наряду с изучением основного курса русского языка; объем материала произведен с учетом частотности ошибок, однако объем лексического минимума является недостаточным; в учебниках не прослеживается система упражнений; предлагаемые задания единичны и малоэффективны. Следовательно, работа по орфоэпии нуждается в совершенствовании. Вместе с тем Федеральный компонент Образовательного Стандарта по русскому языку ориентирует учителя на то, чтобы он научил детей владеть различными нормами литературного языка (в том числе и орфоэпическими). Необходимость овладения орфоэпическими нормами заявлена и в основных требованиях к уровню подготовки выпускников. В экзаменационных тестах ЕГЭ 2010 г. по русскому языку с орфоэпическими нормами (произношением звуков, ударением) связано всего одно задание в части «А». Но если мы не будем систематически работать над произношением, то вряд ли добьемся хороших результатов. Именно это и сподвигло меня на более подробное рассмотрение вопроса обучения нормам ударения в средней школе. Наибольшую трудность, как у учеников, так и у других носителей, языка вызывает выбор места ударения в словах, в которых оно характеризуется подвижностью. Меньше ошибок выявляется в словах с фиксированным ударением. Такие выводы были сделаны после проведенного мною небольшого исследования, в котором приняли участие 87 человек, ребята 6, 7, 11 классов. Рассмотрим типичные ошибки. Вот о чем говорят результаты: допущены ошибки в произношении кратких имен прилагательных, особенно в форме женского рода (верна, близка) человек); неверное ударение в сравнительной степени имен прилагательных (красивее, удобнее); выявляются отступления от норм произношения полных прилагательных (кухонный, грунтовая); ошибки встречаются в выборе места ударения полных причастиях (принятый, премированный); кратких причастий (начата); нередко нарушаются нормы ударения при произношении глагольных форм (облегчить, звонят);ударение в именах существительных (каталог, аэропорты, свекла, щавель, мусоропровод); много ошибок допускается в произношении наречий (завидно, досыта, добела). Знание типичных ошибок и их причин помогает определить задачи обучения русскому литературному произношению и ударению. Вот, пожалуй, главные из них: формировать и развивать способности фиксировать внимание на фонетических особенностях звучащей речи, а также анализировать ее с точки зрения соблюдения норм литературного языка; вести систематическую и целенаправленную работу по формированию орфоэпических умений и навыков на основе соответствующих знаний; развивать у школьников языковой вкус и чутье. Результаты в обучении во многом определяются тем, какие упражнения и насколько регулярно проводит учитель. Упражнения должны проводиться планомерно, систематически, параллельно с изучаемыми разделами и темами курса русского языка. Какие же виды упражнений целесообразно проводить по орфоэпии? 1.Орфоэпический разбор слова. (Его цель в развитии речевого слуха учащихся, выработке умения слышать звучащее слово). 2.Упражнения, предполагающие знание учащимися наиболее важных норм ударения. (Цель — создать условия для осознанного усвоения норм орфоэпии). Пример: Прочитайте, соблюдая правильное ударение в выделенных словах. В каком из них ударение переместилось со второго слога в начальной форме на третий слог? Огня горячее и тверже стали отважных бойцов сердца. (А.Сурков). 3. Упражнения, вырабатывающие умение воспроизводить слова правильно, с учетом орфоэпических помет. (Цель – научить школьников грамотно читать написанное). Пример: Прочитайте, соблюдая правильное ударение. Перемещается ли оно при образовании деепричастий по сравнению с глаголами?Начать – начав, передать – передав, понять – поняв. 4. Упражнения с предварительной орфоэпической подготовкой, осуществляемой самими учениками. (Предусматривают обозначение ударения перед чтением в словах, вызывающих затруднение). Пример: Прочитайте вслух. Почему форма мужского рода прошедшего времени некоторых глаголов в упражнении отсутствует? Ждать – ждала, ждало, ждали; задать – задал, задала, задало. 5.Упражнения, вырабатывающие умение по рифме и ритму стихов определять место ударения в рифмующихся словах. Пример: В каких словах произношение, а в каких — ударение определяются рифмой и ритмом стиха? Прочти вслух с соблюдением норм орфоэпии. Только сел печник в гостиной,только на пол свой мешок – вдруг шаги, и дом пустынный ожил весь, и на порог – сам, такой же, тот прохожий… (А. Твардовский) 6.Упражнения, показывающие смыслоразличительную функцию русского ударения. Пример: Найдите омонимы. Чем они различаются в значении? Сделайте вывод о роли ударения. Скорей, сестра, на рыб взгляни. Попались на крючок они! В ведерко руку окуни, не бойся, это окуни. (Я. Козловский). 7. Упражнения, вырабатывающие умение фиксировать и исправлять произносительные ошибки в чужой речи. Пример: Укажите слово, в котором допущена произносительная ошибка. Произнесите его правильно. Хожу – брожу не по лесам, а по усам, по волосам, и зубы у меня длинней, чем у волков и медведей. Направления работы по орфоэпии многообразны, а ее объем весьма велик. Право на самостоятельность обеспечивают учителю программа и устав школы. В помощь своим ученикам я предлагаю небольшое учебное пособие, созданное на основе опыта моей работы. Главная его цель – помочь обучающимся повторить школьный курс раздела «Орфоэпия», овладеть навыками грамотного произношения и подготовиться к тестовым испытаниям при поступлении в вуз. Пособие включает в себя 3 раздела: в первом идет речь об орфоэпии, как разделе русского языка, и дается представление о минимуме важнейших норм русского литературного ударения, т.е. включает в себя собственно лингвистический материал, дающий представление о современной орфоэпии; во втором — предлагаются учебные задания по орфоэпии — это упражнения, разнообразные по форме и содержанию, многие из которых могут быть использованы не только на уроках, но и при внеклассной работе по предмету; в приложение вошел словарь, представляющий тот минимум, который содержит слова, вызывающие у школьников трудности в плане постановки ударения. Он создан на основании слов, заявленных в тестовых заданиях ЕГЭ по русскому языку 2008-2010 г., части «А». Подбор дидактического материала отвечает требованиям программы. В сборнике использовались упражнения и задания, учитывающие типичные ошибки учащихся. Пособие не забывает и о творческой свободе учителя, его возможности в конкретных условиях действовать по-своему, т.е. способствует методическому развитию учителя, росту его педагогического мастерства. Литературному языку свойственны отличительные особенности, среди которых выделяется нормативный характер ударения. Эта норма носит обязательный характер для каждого носителя языка, не зависимо от его социальной принадлежности, рода занятий, места жительства и других факторов. Отношение к нормам литературного ударения свидетельствует об общем культурном уровне носителя языка. Необходимость соблюдения норм устной речи объясняется коммуникативными и эстетическими факторами. Интенсивный процесс усвоения норм языка происходит в школе. «Отсюда понятна колоссальная государственная роль постановки родного языка в школе именно как предмета нормативного… Если для общения людей необходим язык вообще, то для культурного общения необходим язык нормируемый», — мысль известного лингвиста А.М. Пешковского не потеряла своей актуальности и сегодня.

Литература

1. Горбачевич, К.С. Нормы современного русского языка. М.: Просвещение, 1978. 378 с.

2. Кельдыев, Т.Т, Русский язык в узбекской школе: сборник упражнений. Ташкент: Шарк, 2002. 319 с.

3. Львов, В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 250 с.