Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом

ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

МАСТЕР-КЛАСС

(практикум)

Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом.

План:

1. Что такое письменная речь?

2. Что необходимо для успешного овладения письмом?

3. Почему некоторые дети испытывают трудности в овладении письмом ?

4. Основные направления работы при обучении детей письму /схема /

5. Игры, направленные на профилактику и преодоление нарушений письма

6. Рекомендуемая литература для родителей

7. Литература, используемая при подготовке темы

1. Что такое письменная речь?

Письменная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности.

В ней принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигателный, зрительный, общедвигательный.

Письменная речь формируется только на основе устной и между ними существует тесная взаимосвязь.

Основное назначение письменной речи состоит в том, чтобы как можно точнее передать устную речь. Для обеспечения этого процесса в языке существует система письменных знаков / букв/, каждый из которых соответствует определенному звуку устной речи. Поэтому в процессе письма мы должны каждый слышимый /или мысленно представляемый/ звук речи обозначить нужной буквой, строго сохраняя к тому же их последовательность в слове. Если же звуки будут обозначены не теми буквами и не в должном порядке, то при чтении нельзя будет воспроизвести и узнать записанное слово.

2. Что необходимо для успешного овладения письмом?

Каждый приходящий в школу ребёнок должен располагать всеми необходимыми для усвоения письма предпосылками:

Различение на слух всех звуков речи: гласных, простых согласных, звонких / глухих, твердых / мягких, свистящих / шипящих, сонорных;

Правильное произношение всех речевых звуков (шишка, а не”сыска”, рожок, а не “лошок/лосок”);

Овладение простыми/сложными видами анализа на уровне слова, предложения, текста (например, на уровне слова: выделение звука из слова, определение места звука слове, выделение ударного гласного звука из начала и конца слова — “Аист“, определение количества слогов в слове (усвоение правила – сколько гласных в слове – столько слогов, например, в слове Аист -2 гласных – А И, значит 2 слога);

Сформированность зрительно — пространственных представлений /умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве, умение сравнивать их , что необходимо для прочного усвоения зрительных образов букв, в дальнейшем умение ориентироваться на листе бумаги;

Наличие достаточно большого и упорядоченного словарного запаса при отсутствии искажений звуковой/слоговой структуры слов /“вебра” вместо “верба”, “мотолок” вместо “молоток”/;

Достаточно развитая тонкая ручная моторика;

Желание научиться грамотно писать, интерес к самому процессу письма – мотивация к обучению;

Известно, что физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Невмешательство (безразличие) в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии! Речевые недостатки, закрепившись в детстве, часто с большим трудом преодолеваются в последующие (школьные) годы.

В случае несформированности названных предпосылок к началу обучения грамоте, ребёнок встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова, что приведёт к появлению у него дисграфических ошибок. Детям, имеющим нарушения устной речи, труднее усваивать правила (грамматические, орфографические).

3. Почему некоторые дети испытывают трудности в овладении письмом?

Если Ваш ребёнок учится в школе и у него имеются сложности в усвоении русского языка, то следует сначала внимательно разобраться в причинах этих трудностей и работать с ребёнком целенаправленно.

Например, если он заменяет на письме буквы из-за неумения различать звуки родной речи на слух, то нужно начинать с воспитания слуховой дифференциации звуков, а если причина буквенных замен кроется в неузнавании самих букв, то следует работать над развитием зрительного анализа. В случае же неумения применять грамматические правила на практике, необходимо заботиться об обогащении словарного запаса ребёнка и формировании у него грамматических систем, так как бедность словаря и непонимание родственных слов не позволяют ребёнку правильно подбирать нужные проверочные слова, например: ходить, выходить, обходить, проходить …

При наличии таких настораживающих факторов дети нуждаются в проверке на предмет сформированности у них предпосылок для овладения письмом. Родителям нужно знать о необходимости своевременной и целенаправленной помощи нуждающимся в ней детям, которая ни в коем случае не должна откладываться до старших классов школы.

4. Основные направления работы при обучении детей письму

Чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психическую перегрузку ребёнка в процессе обучения технике письма, необходимо провести значительную подготовительную работу.

Подготовку детей к обучению письму необходимо проводить в нескольких направлениях, систематически, последовательно.

Схема: «Что должно быть сформировано у ребенка для успешного овладения письмом»

5. Игры, направленные на профилактику и преодоление нарушений письма

Как помочь детям преодолеть трудности при овладении письмом /предупредить их/?

Прежде всего, надо научиться уважать незнание и непонимание ребёнка, стараться найти их причины. Внимание и запоминание у 6 — 7 летних детей ещё слабое, значит, необходимо выполнять задания в форме игр (легче запомнить то, что интересно), которые помогут подготовить детей к обучению письму, и помочь исправить уже имеющиеся стойкие ошибки на письме.

а. Игры для подготовки пальцев и кистей рук к письму.

“Музыканты“ — движениями рук дети копируют игру на различных музыкальных инструментах.

“Курочка пьет водичку“ — локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва ритмичные наклоны рук вперёд.

“Пальчики здороваются“ — кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным. Поочередно выполняется правой/левой рукой.

Разновидность этого упражнения: ладони обеих рук подняты пальцами вверх и обращены друг к другу, пальцы разведены. Поочередно пальцы соприкасаются, постукивая друг друга. Выполнение этого упражнения можно сочетать с проговариванием потешек:

Жили — были три пингвина: Пик, Пак, Пок. Дружно мыли свою льдину Пик, Пак, Пок.

/можно обыграть стихи, нарисовать фломастером на подушечках пальцев забавные выражения лиц, фигурки животных/.

“Пальчики в футбол играют“ — поочередно сгибать и разгибать пальцы рук

Пальчики в футбол играют, Все друг друга обгоняют Каждый забивает гол Хорошо играть в футбол!

б. Упражнения для умения ориентироваться на листе бумаги

Чтобы ребёнок приобрёл графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, представлять себе из каких элементов она состоит и в каких пространственно — количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.

Например: чтобы ребёнок научился различать верх и низ листа на бумаге, ему предлагаются задания, “ снежинки падают”, “ бабочки на лугу“

“Снежинки падают“ — дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги, в верхнюю часть листа, затем берут каждую снежинку и показывают , куда она падает. Свои действия ребёнок сопровождает словами: “Сверху — вниз”

“Бабочки на лугу“ — ориентируясь на показ взрослого и его словесные инструкции /указания/, а затем только словесной инструкции, дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои действия: “снизу — вверх, сверху — вниз “

Игра: «Котята разбежались» — Запоминание слов: “вправо — правый, влево — левый, вверх — верхний, низ — нижний” — на фланелеграфе /лист цветной бумаги / расположены фигурки котят разного цвета. В начале игры все они находятся в одном месте. Ребёнок называет месторасположение котят: “в середине …” Взрослый говорит: “ Котята разбежались… “ — и передвигает фигурки в разные направлениях. Ребёнок должен показать, сказать, где находится каждый котёнок, например: “ Серый котёнок сидит в правом верхнем углу, а рыжий внизу слева…. “. Игру можно проводить в нескольких вариантах:

“Что изменилось?»

“Запомни и назови“ /менять расположение котят, когда ребёнок отвернётся /

“Дрессированные котята“ – ребёнок-“дрессировщик“ указывает место расположения каждого котёнка, другой ребёнок укладывает фигурки в соответствии с указанием “ дрессировщика”

в. Формирование графических навыков

Формирование навыков письма непосредственно связано с воспитанием настойчивости, стремления добиваться наилучших результатов, воспитанием аккуратности, бережного отношения к тетради. Обучение письму невозможно без развития внимания и наблюдательности, а также таких сложных форм мыслительной деятельности учащихся, как анализ и синтез.

Успех обучения письму в значительной мере зависит от того, насколько активен ученик, сто определяется воспитанием правильного отношения детей к письменным заданиям /важно правильно сидеть при письме, правильно расположить тетрадь. держать ручку/.

Игры:

Рисование/обводка улитки, клубков ниток, стараться обводить, не отрывая карандаш от бумаги — “волны“, “водоросли”, «прыжки кузнечика”, «чешуйки рыбок», штриховка…

У каждого ребенка навыки формируются в разном темпе. Занятия родителям надо проводить в спокойной, доброжелательной обстановке, отмечать любые достижения ребенка. Первоклассники радуются и гордятся своими успехами, отражают уверенность в результативности своей деятельности. Успех пробуждает дальнейшее желание учиться.

г. Игры на развитие внимания зрительного, развития связной речи, грамматического строя

1. Кто больше подберет родственных слов к словам: корабль, машина, мороз ….

2. “Расскажи, что видно в телескоп” — лучше проводить с несколькими детьми, но можно и вдвоём с ребёнком;

Материал к игре: 2 листа бумаги: нижний лист с ярким рисунком — картинкой /из сказок, мультфильмов/и верхний лист большего размера, с вырезанным посередине небольшим кругом;

Ход игры: верхний лист накладывают на нижний и не приподнимая, каждый ребёнок, по — очереди, рассматривает в “ телескоп” изображение нижнего листа /смотрит не более 1 мин. Затем дети рассказывают, что они увидели, пытаясь воссоздать “ условность картины “.

“В кинотеатре“

Материал/Ход игры: лист картона с боковыми прорезями вертикальными по краям картона /слева и справа/ затем предлагается нарисовать по 1 картинке из сказки, мультфильма, рассказа. Листы склеиваются между собой, вставляются в прорези, передвигая постепенно полученную “ киноленту”, дети составляют свой сюжет рассказа/сказки.

д. Игры направленные на развитие фонематического анализа и синтеза

1. “Цепочка слов“ — как можно больше придумать слов на последний звук /кот — туман — нос/.

2. «Игры с использованием магнитной азбукой“ Измени один звук слова, объясни смысл слов: сом — сок — суп — сор — сыр — сын — сон — роса — роза — рота…

3. Кто составит больше слов из одного: Ш О К О Л А Д К А — лошадка, клад, шок, школа.

4. Вычёркивание заданных гласных/согласных букв из текстов журналов, газет “ Кто больше найдёт букв А, О, У, Э И, Ы… / Кто меньше пропустит букв.

6. Рекомендуемая литература для родителей

1) Волина В. В. “ Учимся играя” М., 1994 2) Волина В. В. “Праздник числа” М., 1994 3) Парамонова Л. Г. “Правописание шаг за шагом“ С – П., 1998 4) Парамонова Л. Г. “ Логопедия для всех “ Минск 1997 5) Лопухина И. С. “ Логопедия, речь, ритм, движение “ С – П., 1999 6) загадки, пословицы, кроссворды для детей

7. Используемая литература

1) “Логопедия” под ред. Л.С. Волковой М., 1989 2) Парамонова Л. Г. “ Правописание шаг за шагом “ Псков, 1998 3) Садовникова И. Н. “ Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников“ 4) Парамонова Л. Г. “ Логопедия для всех“ М., 1997