Как писать эссе или давайте учиться рассуждать

Как писать эссе или давайте учиться рассуждать

С начало выяснили, что означает слово ЭССЕ…

Эссе – это небольшое произведение, представляющее общие соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, сочетающее индивидуальную позицию автора с непринужденным изложением.

Эссе по обществознанию имеет свою специфику, а именно: темой эссе, как правило, являются высказывания известных всему миру классиков – это философы, экономисты, политики, госу-дарственные деятели и, конечно, писатели.

Таким образом, эссе – это прекрасный повод для вас приобщиться к мудрости великих людей, взять для себя что-то очень важное, а, заодно, — это еще и возможность рассуждать на заданную тему, что само по себе, очень полезно и даже приятно.

В настоящей работе я хочу дать несколько советов к написанию эссе по обществознанию в формате ЕГЭ, которые помогут вам полно и интересно раскрыть тему и получить максимальное количество балов. План написания эссе очень прост:

1 )Внимательно прочитать и затем попытаться по-своему пересказать цитату автора. Это называется: дать свою интерпретацию.

2) Высказать свое согласие или несогласие и найти этому подтверждение, то есть доказательства, используя для этого обществоведческие понятия и примеры из истории и жизни.

3) Попробовать отыскать спорные стороны высказывания и также найти этому подтверждения.

4) Вывод. Возможно, это будет какое-то новое понимание, затронутой автором темы, с учетом новых обстоятельств, или, напротив, вы будете во всем согласны .

Теперь давайте вникнем в суть нашего плана и заодно посмотрим, как это работает на кон-кретных примерах.

В первой части сказано: прочитать и пересказать по-своему. – Для чего пересказывать, да еще по-своему? – Во 1-х, чтобы облегчить фразу автора в своем понимании; во 2-х, представить ее так, чтобы, сделанная тобой интерпретация, дала толчок к дальнейшим рассуждениям. Как это сделать? – Надо выделить ключевое (важное, как тебе показалось) слово или словосочетание и к нему привязать по смыслу оставшуюся фразу. Иногда новое построение фразы помогает увидеть сразу причину и следствие, которые до этого были скрыты. Так можно получить «открытие в от-крытии», что будет началом нового понимания сказанного.

ПРИМЕР: «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совер-шенствованию». У.Годвин.

1-я интерпретация: (делаем акцент на слове «общество», — это ключевое слово) «Общество дает возможность человеку совершенствовать себя, иначе человек был бы жалок» или «Общество делает из человека человека».

2-я интерпретация: (теперь ключевым будет для нас словосочетание «побуждение к совершен- ствованию») «Человеку необходимо совершенствовать себя, иначе он жалок и эту потребность он может реализовать, живя в обществе».

Согласитесь, что во второй интерпретации значение фразы несколько меняется: если в 1-ом случае общество было главным условием дл совершенствования человека, то во 2-ой интерпре-тации причиной собственного совершенствования является сам человек, то есть, на нем изна-чально лежит некая ответственность, а общество лишь создает для этого необходимые условия.

Но не всегда в цитате классика можно увидеть сразу и причину и следствие. Попытаемся при-менить другой прием. Мы будем идти от обратного: для усиления значимого понятия постараем ся предвидеть последствие.

ПРИМЕР: «Желанно, разумеется, и Благо одного человека, но прекраснее и божественнее Благо народа». Аристотель.

1-я интерпретация: (выделяем то, что самое важное в этой фразе, а именно: то, что божественно или Богу угодно) «Более прекрасно и Богу угодно Благо всего народа и государства, нежели Благо одного человека».

Вроде бы и верно, но, одновременно, пугает своей исключительностью. Тогда мы усилим этот эффект и выведем из этого высказывания следствие.

2-я интерпретация: «Во имя Блага народа можно пренебречь Благом одной личности». Теперь уже очевидно, что это совсем не согласуется ни с нашими гуманистическими воззрениями, ни, тем более ,с христианской моралью. Вы будете подробно об этом рассуждать уже во 2-ой и 3-ей части плана. В качестве исключения, отмечу, что Аристотель сделал это высказывание в период расцвета древнегреческой демократии, в пятом веке до нашей эры, тогда в Греции общее Благо считалось превыше личного. Что ж, постарайтесь и это понять перед тем как начнете спорить.

ПРИМЕР: «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов». Дж. Фейлан.

1-я интерпретация.

Ключевым моментом фразы будет то, что вас больше всего заинтересовало (удивило). К приме-ру, вам интересно, какое государство можно назвать умным, тогда: «Государство не должно мешать зарабатывать своим гражданам» или «Государство не должно вмешиваться в экономии-ку». Но это вы уже где-то слышали или читали и не только в рамках курса обществознания. Поэтому в данном случае для вас будет важнее будет увидеть причину такого поведения «умно-го государства».

2-я интерпретация: «Государство получает основную прибыль с налогов граждан, поэтому оно не мешает им зарабатывать».

Таким образом, мы разложили фразу на составляющие: это причину и следствие, но суть остается одна: не мешайте своим гражданам зарабатывать, тогда будете «умным государством». Вам необходимо теперь это подтвердить, если вы с этим согласны или найти какие-то спорные варианты, но это уже в 3-ей части нашего плана.

Последним примером, в этой части плана, будет знаменитое латинское изречение: «Наивысшая власть – это власть над собой». – Эта фраза заставляет сделать поразительное по своей силе следствие, которое можно приравнять к открытию, если, конечно, вы с этим соглас-ны, а именно: «Если вы научитесь властвовать собой, то никакая власть вам не страшна». Не правда ли, сильно сказано. А теперь, представьте себе, что эти слова сказал раб – философ Эпиктет. Он жил в I – II-ом веке нашей эры в Риме, именно ему приписывают это знаменитое высказывание.

Подведем итог 1-й части. Вы видели, как много может дать ваша интерпретация (переосмыс-ление) фразы. Вы только переставили акценты, выделили главное или, просто, вывели из нее следствие и, фраза сразу стала для вас ярче, жестче, может быть даже абсурднее, но теперь она побуждает и даже заставляет вас мыслить. Все это и раньше было в цитате автора, только вы этого не видели, прочитали поверхностно, и у вас не появилось желания размышлять. Сейчас вы прочитали по-настоящему, поэтому давайте перейдем ко 2-й части и начнем рассуждать.

Во второй части нам надо высказать свое согласие или несогласии, но для этого нам необходимо понять сказанное. Часто данной интерпретации недостаточно для полного понима-ния. Поэтому мы будем вникать в суть выделенных нами ключевых слов, проще говоря, мы будем давать им определения, возможно, вспоминать какую роль они играют в системе, в кото-рой они пребывают, а также, обращать внимание на их особенности и уже потом, отыскивать примеры, подтверждающие или опровергающие сказанное автором.

ПРИМЕР 1: «Наилучшая экономическая система – это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чем они наиболее нуждаются». Дж. Гелбрейт.

Нам предстоит выяснить какая экономическая система подходит под определение Гелбрейта и действительно ли она является лучшей. Из курса обществознания мы знаем, что существуют три основные экономические системы: традиционная, командная и рыночная.

В данном примере я не буду давать полного определения, а лишь выделю те элементы сис-темы, которые в ней господствуют и которые, одновременно, могут влиять на обеспечение людей. Начнем с традиционной эк. системы. Здесь важное место занимают традиции, именно они играют важную роль в экономике, а не желания людей. Все это характерно для развивающихся стран, где преобладает сельское хозяйство , промышленность развита слабо, возможно наличие натурального хозяйства. В командной экономической системе все зависит от централизованного руководства, которое часто исходит ни сколько из нужд людей, сколько из условий и возможностей страны. Мы видим, что ни первый, ни второй пример под определение Гелбрейта не подходят. Остается последняя – это рыночная экономическая система. Но почему именно она? — В отличие, от традиционной и командной экономики, здесь основными участниками являются производители и потребители, те самые люди, о которых говорится в цитате Гелбрейта. Причем, производители очень зависят от потребителей: они производят как раз то, что хотят потребители и в том количестве, сколько им нужно. Почему это так происходит? – Я, думаю, вы уже догадались, что производители ведут себя так потому, что от этого напрямую зависит их прибыль.

Теперь вам решать лучшая – это экономика или нет. В пользу рыночной экономической системы можно привести такой факт: «… к концу ХХ века большая часть государств мира признала необходимость и целесообразность экономики, основанной на рыночных отношениях». Здесь я добавлю, что рыночные отношения – основной элемент системы. Но так ли на самом деле идеальна рыночная экономика. Из курса обществознания мы вспоминаем о главной особенности рыночной экономической системы – это цикличность ее развития: подъемы, сжатие, спады; все, что хорошо для одного периода развития рыночной экономики, может не соответствовать другому периоду. Наконец, мы вспоминаем последний экономический кризис, который затронул весь Западный мир, в том числе, и Россию. Но об этом вы будете рассуждать в 3-ей части своего эссе.

ПРИМЕР 2: «О государстве можно судить по тому, как в нем судят». С Лец.

Доверяя этому высказыванию, мы делаем для себя вывод и, одновременно, создаем интерпре- тацию, а именно: « роль суда огромна в государстве, если потому какой в государстве суд, зависит насколько это государство уважается и ценится людьми».

Вспоминаем. Действительно, судебная власть – одна из трех ветвей государственной власти. При этом, высшая судебная власть включает в себя Высший арбитражный суд, Верховный суд и Конституционный. Значит если у нас хороший суд, то охраняются все конституционные права и свободы, а так же, соблюдаются обязанности. Теперь важно выяснить, что такое хороший суд. Во 1-х, это суд справедливый: судит по закону. Во 2-х, это независимый суд: значит никого не боится, ни какой другой власти, кроме власти закона. Здесь перечислены всего лишь основные принципы, на которые должен опираться всякий, уважающий себя суд. Но пойдем дальше в своих рассуждениях, так как наш суд достаточно принципиален, то гражданам нечего боятся потому, что суд их всегда защитит, если, конечно, они сами будут жить в рамках закона. Законо-послушным гражданам это сделать будет не трудно, так как они эти законы и придумали. Видя такую тесную взаимосвязь между жизнью людей в государстве и судом, мы скорее согласимся с С.Лец. ПРИМЕР 3: «Общество не обязательно соответствует политическим границам». Интерпретация: «следовательно, в общество могут входить люди из разных государств и народов».

Что же тогда означает понятие «общество»? – У этого слова существует два рода определений. 1-е определение, в узком смысле: «Общество – это группа людей, объединенных определенным родом деятельности или общностью интересов». Можем ли мы найти этому подтверждения? – Конечно да. Например, общество любителей фантастики или общество филателистов. Вполне допустимо, что люди живут в разных странах и обмениваются марками. Клуб любителей фантастики, скорее теоретически, но тоже вполне возможен. В ХХ1 веке появилась очень значительная причина для объединения людей – это интернет. Здесь возможности для общения людей из разных стран безграничны, был бы интерес. К этим примерам можно прибавить процессы интеграции в экономике, политике и других сферах деятельности. 2-е определение, в широком смысле: «Это все человечество…». Сразу возникает вопрос: а могут ли быть у всего человечества какие-то общие интересы? – Да, говорим мы с полной уверенностью и сообщаем: как выжить в непростых условиях, и, далее, перечисляем все глобальные проблемы, от которых человечество хочет избавиться. Ну, а хорошие, радужные виды деятельности нас объединяют Да. — Всемирные Олимпиады или первенство мира по футболу, далее вы сами вспомните и добавите в своем эссе. Следовательно, мы согласны с высказыванием автора.

Третья часть, где мы можем с чем-то не соглашаться или оспаривать какие-то частности. А возможны ли такие варианты? – Скажете вы. – Спорить с Великими классиками, которых знают все и, с которыми, как правило, согласны.

Разумеется, да! Вы должны помнить, что, во 1-ых, не всегда высказывания, сделанные 2тыс. лет назад, могут полностью соответствовать нынешнему времени. Затем, вы должны учитывать, что жизнь, как и то, что ее составляет, не всегда развивается поступательно, а часто циклично, то есть имеет подъемы, спады, кризисы и вновь подъемы. Из курса обществознания вы хорошо знаете, как это проявляется в экономике. Но у нас много примеров этому в истории. Вспомните Др. Грецию, как быстро развеялись их демократические идеалы, когда наступил период обнищания и разорения большей части афинян после пелопонесской войны. В результате, афинские граждане, которые когда-то остановили огромную армию персов, ничего не смогли сделать с маленькой Македонией и были завоеваны. Или, вспомните Римскую республику времен гражданской войны… — Что спасло тогда Римское государство от распада? – Империя, а республика, что тоже мы относим к демократическим идеалам, уходит в прошлое и становится историей. Таким образом, мы еще раз видим что то, что хорошо для одного периода не всегда может соответствовать другому периоду.

Другое обстоятельство, которое тоже нельзя не учитывать, а именно: не всегда ценности, рожденные в одном культурном пространстве, подходят для другого культурного пространства, например, Запад и Мусульманский Восток. Последние события в мире, как нельзя лучше, об этом свидетельствуют.

Наконец, будьте готовы к тому, что жизнь не стоит на месте, и заявления, открытия наших ученых и политиков могут, однажды, опровергнуть хорошо устоявшиеся и ставшие для нас привычными понятия. Как вам, например, выказывание известного английского политика, сделанное в последние годы ХХ века М.Тетчер: «Общество как таковое не существует, есть лишь индивидуальности – мужчины и женщины и еще семьи». Вот и размышляйте, теперь я вам подсказывать не буду. Скажу только, что М.Тетчер по своим убеждениям была неоконсерва-тором и с 80-91 годы она находилась у власти, на должности премьер-министра. За годы ее правления Англия достигла заметных успехов и, тем не менее, в 91 году ее сменил другой премьер.

Четвертая часть – это наш вывод. Это будет ваш вывод, когда вам придется подвести итог ваших рассуждений. Например, вы скажите так: эта фраза автора универсальна, она подходит для всех времен и народов. – А почему бы и нет? Не забывайте о вечных ценностях. Или, напротив, Это высказывание соответствует больше иному времени, а сейчас его надо воспринимать с некоторыми оговорками. Вывод может быть самый неожиданный, не забывайте, что это будет ваш вывод и он должен стать следствием ваших рассуждений. Главное, не бойтесь размышлять, тогда вы сможете придти к неожиданным умозаключениям, которые можно будет приравнять к открытию. И так, удачи вам, уважаемые старшеклассники!