Как остаться самим собой и быть интересным детям

Размышления

на тему:

«Как остаться самим собой

и быть интересным детям»

учитель математики

Н. В. Болотова

По жизни пробираясь извилистой тропой,

Не забывай, мой друг, куда б не заносило,

Про тихий шепот поколений за спиной:

«Напиться можно лишь из полного кувшина»

В свете современных веяний, связанных с повышением качества знаний, результативности обучения и быстрому приходу к стандартам ЕГЭ –очень важно не превратиться учителю в репетитора, натаскивающего ученика на определенную оценку. В этом случае будет абсолютно потеряна непринужденность процесса обучения и развития, и ученику уж точно не удастся почувствовать «обаяние науки» с одной стороны, а с другой — быстрый темп изложения и безапелляционность выводов учителя не позволят ученику спорить с ним и высказывать свою точку зрения.

9-11 лет пребывания в школе даются каждому ученику для того, чтобы суметь подготовить себя к самостоятельной жизни во взрослом мире. Входя 1 сентября в первый раз в школу, большинство из ребят переполнены жаждой открытий всего нового и неизведанного. Интересно все: и как себя вести на уроке, и как общаться на переменах, и кто друг, и кто враг, и что такое хорошо, и что такое плохо. Что вообще творится в мире и каково там мое место?

Утолять эту жажду предстоит, в первую очередь, учителям, которые столько времени проводят вместе со своими воспитанниками. Именно они должны стать животворящим сосудом знаний, эмоций, опыта.

От того, сколь чиста, маняща и свежа будет вода в кувшине, зависит, захочется ли ребенку притронуться к нему.

Я уверена, в идеале ученик и учитель на уроке должны быть похожи на два горных потока, которые, спускаясь с разных высот, сливаются в единстве реки знаний и каждый при этом несет с собой свои частички жизненного пути. Главное, чтобы учитель сам, являясь подвижной системой, умеющей адекватно вести себя в любой ситуации, учил этому своих учеников. Любовь к миру вокруг, «гибкий ум», свобода взглядов и осознание своего места в жизни — это то, что позволит любому подростку стать счастливым молодым человеком. Но для того, чтобы сформировать все эти качества у ребенка надо, чтобы ими обладал учитель. Здесь невозможно действовать в одиночку. Царица образования педагогика, сейчас как никогда, должна заключить прочный союз с психологией, причем союз должен быть равноправным. Только в процессе взаимопонимания и активной совместной деятельности будет возможен результат: самосовершенствование и обмен опытом в психолого-педагогическом коллективе.

Продолжительное время, проработав в школе, я с каждым днем все сильнее беспокоюсь о том, как оставаясь в рамках современной системы образования, сохранить способность каждого ученика обучаясь развиваться.

Не секрет, что до 70% учащихся наших школ страдают повышенной утомляемостью, резким перепадом настроения, у многих наблюдаются минимальные мозговые дисфункции. И это все происходит на фоне постоянно увеличивающегося объема информационного потока по каждому предмету школьного курса. В результате обучающая деятельность учителя на уроке начинает вытеснять самостоятельную учебную деятельность школьника, а значит, мы теряем базу, на которой могут формироваться способы собственной деятельности каждого ученика. Несформированность у школьников (согласно возрастным нормативам) произвольной саморегуляции в процессе самостоятельной деятельности затрудняет обучение по школьной программе, ЗУН не могут быть усвоены в должной мере и это проявляется в неуспеваемости, в исчезновении мотивации к обучению, в эмоциональном самочувствии ученика и в характере его взаимоотношений со сверстниками и учителями.

Ощущая все вышесказанное в собственной работе и анализируя опыт коллег, я стала искать пути выхода из сложившейся ситуации. Мои попытки были бы абсолютно не результативны, если бы я двигалась в одиночку. Лишь тесное содружество с психологической службой школы позволило мне раскрыть глаза на происходящее. В результате у меня сложились определенные взгляды на систему преподавания математики, которые, как мне кажется, возможно применять в рамках любого предмета.

1) Мозаичность восприятия информации большинством учеников требует неоднократно возвращаться к ранее изученным понятиям, двигаясь по спирали. Это, конечно же, замедляет скорость продвижения вперед, зато позволяет формировать словесно-логическое мышление, широкий спектр мнемических действий;

2) На уроке всегда необходимо отталкиваться от реальных возможностей ученика (целостную картину ситуации я получаю от психолога посредством диагностики). Это позволяет за счет благоприятной обстановки на уроке через ситуацию успеха снижать уровень школьной тревожности.

3) Посильность предлагаемых заданий позволяет формировать самооценку каждого ученика, а тем самым, разблокировать умственное развитие, которое очень часто парализуется страхом быть неуспешным и непринятым. Главное, чтобы сегодня, здесь и сейчас ученик был деятелен и активен. Тогда не придется использовать столь популярный сегодня термин «леность мозга», которая, по большому счету, является защитной реакцией ребенка на недоступный уровень излагаемого материала, а затем входит в привычку.

4) Не стоит слишком погружаться в компьютеризацию процесса обучения. Ведь живой образ, возникающий в сознании ребенка в результате беседы с учителем, бывает подчас намного ярче заранее заготовленной картинки, появляющейся на экране.

В современной школе только творческий психолого-педагогический коллектив может качественно решать проблемы образования. Именно в этом случае удается, учитывая особенности возрастного развития каждого ученика, организовывать процесс обучения так, чтобы он максимально способствовал его развитию и формированию личностных качеств. Стоит продолжать работу в области психологической просвещенности, как учеников, так и их родителей, совершенствовать систему развивающих и коррекционных занятий, проводимых психологами в школе.

Подобный подход позволит обучению и развитию идти одновременно и интенсивно, оказывая взаимное влияние друг на друга. Обучающий процесс, организованный в соответствии с законами психического развития, будет давать свои плоды: знание законов психического развития позволит учителю управлять процессом обучения так, чтобы он способствовал интенсивному развитию психических процессов и познавательных функций. А это, в свою очередь, будет содействовать повышению качества обучения.

Так давайте дружить, прислушиваясь и уважая мнение друг друга. А оценивая результаты наших совместных действий с учениками давайте будем помнить фразу братьев Стругацких: «Мера вашего успеха на путь до финиша, а путь от старта».