Как организовать логопедическое занятие дома

ПРАВИЛЬНО ЛИ ГОВОРИТ ВАШ РЕБЕНОК.

Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки! В вашей семье растет ребенок. Это большая радость. Но что же делать, если ваш любимый малыш в отличие от соседской девочки-ровесницы предпочитает не говорить, а только жестами показывать то, что ему нужно? Или же его словарь составляет всего несколько слов? А может быть, он и говорит без умолку, но его речь совершенно непонятна окружающим?

Уважаемые родители! Вы должны помнить, что любое нарушение речи в той или иной степени отразится на развитии и поведении ребенка. Самая большая ошибка – это бесконтрольно пустить все на самотек.

Недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтением. Ваш ребенок будет постоянно отстающим в школе, будет страдать от того, что его старания не приводят к положительному результату. Его вины здесь нет. Виноваты только родители, считавшие, что малыш вырастет и «выговорится».

Прибавьте также к школьным неприятностям кучу комплексов, возникающих на фоне речевого дефекта. Ребенок считает, что именно из-за этого он не нравится сверстникам, из-за этого с ним никто не дружит. Такие дети часто становятся молчаливыми, застенчивыми и нерешительными.

До сих пор существует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к пяти годам многое упущено, приходится исправлять уже неправильно сформированную речь. В раннем же возрасте можно помочь формированию правильной и чистой речи. Известно, что наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет.

Уважаемые взрослые! Вы должны знать, что в норме к 2-м годам ребенок начинает овладевать фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.

Будьте внимательны! Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:

*К 2-м годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку».

* К 3-м годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

* В 4 года не называет цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ?

Число детей с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Причины речевых нарушений разнообразны, их множество.

Одна из них – нарушения в строении артикуляционного аппарата (увеличенный язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалии прикуса и др.). Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты.

Причиной нарушения речи может быть и снижение слуха. Даже при незначительном снижении слуха ребенок лишается возможности нормально воспринимать и воспроизводить речь. Поэтому важно оберегать ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий, а при заболеваниях органов слуха – своевременно лечить, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Важное значение в усвоении и в правильном произношении звуков и слов имеет сформированность фонематического восприятия. Благодаря ему ребенок способен отличать одни звуки (фонемы) от других, различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак – лак, том – дом. Однако без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов. Такие дети испытывают особые сложности при подготовке к обучению грамоте, при овладении письменной речью.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, братьев, сестер, детей, с которыми ребенок часто общается. Родители должны помнить, что нельзя «подделываться» под детскую речь, нельзя сюсюкать, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?», «Ляля хочет бай-бай?»).

В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это не дает положительного результата, а иногда ведет к тому, что ребенок старается вообще не употреблять какие-то слова, заменяя их другими, или вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном.

В семье для ребенка необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.

Занимайтесь с ребенком ежедневно по 10-15 минут, лучше 2 раза в день.

Пусть ребенок сидит удобно на стуле, с прямой спиной.

Занимайтесь перед зеркалом, чтобы ребенок мог хорошо видеть себя.

Занятия лучше всего начинать с артикуляционной гимнастики.

Если логопед дал вам какое-либо пособие по занятиям или задание в тетради, внимательно ознакомьтесь с ним.

Вам непонятны какие-то требования к выполнению задания? Обратитесь за объяснением к логопеду или посмотрите, как это делает он сам на занятиях с вашим ребенком.

Если вашему ребенку логопед делает массаж, постарайтесь овладеть несколькими приемами логопедического массажа для лица, губ, языка.

На этапе введения звука в речь необходимо обратить внимание:

На регулярность домашних занятий.

На постепенное усложнение речевого материала: слоги, простые слова, слова со стечением согласных, слова со сложной слоговой структурой, предложения и т.д.

Старайтесь приучать ребенка произносить закрепляемый звук длительно, т.е. выделяя его в слоге, слове, предложении («с-с-с-а», «с-с-с-анки», «л-л-л-апа», «Сидит кош-ш-шка на окош-ш-шке»).

Произносите заданный речевой материал тихо, громко, медленно, быстро.

Используйте настольные игры (лото), игры в слова, игры с правилами. Договаривайтесь с ребенком о правильном произнесении нужного звука во время игры. Введите призовые и штрафные очки ( рассказать стишок с заданным звуком ).

Учите ребенка придумывать предложения по картинке (двум, трем картинкам) или заканчивать начатое вами предложение.

Сочиняйте вместе с ребенком сказки (тоже хорошо использовать сначала картинки).

После чтения коротких рассказов попросите ребенка пересказать их.

Разучивайте динамические упражнения для пальцев рук с речевым сопровождением (на закрепляемый звук).

И самое главное. Следите за своей речью. Говорите развернутой фразой, четко произнося слова. Избегайте в своей речи слов-паразитов. Будьте тактичны к ребенку, поправляйте его терпеливо.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ДОМА

Прежде чем начать занятия с ребенком, подготовьте все, что может вам понадобиться.

Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.

«Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.д.).

Для развития мелкой моторики приобретите пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.

Тетрадь или альбом для наклеивания картинок, планирования занятий и выполнения заданий логопеда.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать его. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже помогут «побеседовать» с ребенком.

Редкий маленький ребенок будет сидеть на месте, и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за ним по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке-лошадке.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, результат занятий обязательно проявится.

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся занятия:

на развитие мелкой моторики,

артикуляционная гимнастика,

игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха,

игры на формирование лексико-грамматических категорий речи.

Начинайте занятия с 3 – 5 минут в день, постепенно увеличивая время. Длительность занятий без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут. Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.

Знакомьте ребенка с детской литературой. Терпения вам и успехов!