Как начиналась галерея

Тема раздела: Искусство открывает новые грани мира.

Тема урока: Как начиналась галерея.

Тип урока: с использованием активных методов обучения

Целеполагания: после урока учащиеся смогут

-рассказать кто такой П.М. Третьяков ;

-дать ответ на вопрос «Как создавалась галерея?»;

-определить одни из первых работ в коллекции Третьякова;

-оценить значение Третьяковской галереи для культуры России.

Ресурсы урока:

-фотография Третьяковской галереи;

- И. Репин «Портрет Третьякова П.М.»;

-подборка картин из коллекции П.М. Третьякова;

Технологическая карта урока

этапы

Методы и приемы обучения

время

1 этап

Мотивация

Чтение стихотворения Андрея Усачева «Часы».

Краткий анализ стихотворения.

Показ детям фотографий Третьяковской галереи и портрета П.М. Третьякова.

Вопросы к классу:

-Кто может ответить, что изображено на этой фотографии?(фото галереи)

-Кто может ответить, кто изображен на этой картине?

Не более 3-х минут

2 этап

Изучение нового материала

План.

1.Знакомство с П.М. Третьяковым.

2. Знакомство с первыми экспонатами коллекции.

3. История создания галереи.

Вопрос 1.

Чтение и анализ текста «Третьяков П.М.»

Вопросы классу:

-Кто такой Павел Михайлович?

-Какой основной идеи придерживался Павел Михайлович в собирании своей коллекции?

-С какой целью Третьяков создавал свою коллекцию?

8-10 мин.

Вопрос 2

Знакомство с первыми экспонатами коллекции.

Просмотр первых экспонатов из коллекции Третьякова.

Краткий анализ картины Шильдера «Искушение».

Вопросы к классу:

-Как вы думаете, каково настроение данного произведения?

-Какую ситуацию или сюжет изобразил художник по вашему мнению?

-С работами какого известного вам художника можно сравнить эту работу?

7-8 мин.

Вопрос 3

«Как создавалась галерея?»

Чтение и анализ отрывка из книги Н. Ненарокова «Почетный гражданин Москвы».

Вопросы к классу:

-Какие картины были в коллекции Третьякова, о которых было сказано в тексте?

-Какие из них знакомы вам?

-Какая проблема возникла у Третьякова с приобретением новой картины?

-Как он решил эти проблемы?

-Сравните образ Третьякова представленный на портрете Репина и тот, который дает нам автор произведения. Соответствует ли портрет описанию?

5-6мин.

Вопрос 4.

Значение коллекции.

Класс делиться на 2 группы:

-Одна группа доказывает отсутствие важности собрания Третьякова и ищет доводы в пользу своего суждения.

-Другая группа доказывает обратное.

Затем обсуждение доводов.

9-10 мин.

3 этап

Рефлексия

Повторный просмотр слайдов с изображением портрета Третьякова, фотографии здания Третьяковской галереи, картины Шельдера «Искушение».

Вопросы к классу:

-Теперь вы знаете что здесь изображено?

-Ребята, так как вы думаете, велико ли значение коллекции Павла Михайловича для культурного наследия нашей родины?

2-3 мин.

4 этап

Домашнее задание.

1.Подумайте, если бы вы создавали свою собственную коллекцию, какие произведения вошли бы в неё?

2.Подготовить мини сообщения о известных коллекционерах и меценатах.

1-2 мин

5 этап

Оценивание

1 мин.

Ход урока.

Мотивация.

Часы уходят за днями дни.

Часы спешат за веком век.

-Куда торопитесь, часы?

Спросил однажды человек.

Часы ужасно удивились.

Задумались.

Остановились.

Вопрос к классу:

-Как вы думаете о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке

Учитель показывает слайды с изображением:

-Государственной Третьяковской галереи;

-портрета Третьякова П.М.;

-картина Шильдера «Искушение».

Ученикам задаются вопросы, что изображено на слайдах.

2.Изучение новой информации.

Вопрос 1.

Учитель предлагает организовать работу с текстом о Третьякове П.М.

Третьяков Павел Михайлович - сын купца 2-й гильдии. Получил хорошее домашнее образование и работал c отцом, проявив огромную работоспособность и сметку. Расширяя дело отца, Третьяков с братом Сергеем построили бумагопрядильные фабрики, на которых работало около 5 тыс. чел.  

Увлеченный искусством, выдающийся деятель отечественной культуры Павел Михайлович Третьяков посвятил свою жизнь одной идее, с тем чтобы, по собственным его словам, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в… полезных учреждениях»., одной цели — собиранию произведений русской школы живописи. Он приступил к собирательству в переломные для русской культуры годы, будучи убежден, что искусство России находится на пороге национального самоутверждения, что «наша русская школа не последнею будет». И он действительно создал такое полезное учреждение — первый русский общедоступный музей, в котором национальная живопись предстала не в разрозненных художественных явлениях, но как нечто единое и цельное. Своей почти полувековой собирательской деятельностью, поддержкой наиболее талантливых и ярких художников Третьяков не меньше, чем идеологи «передвижников»— И. Н. Крамской или В. В. Стасов,— оказал влияние на формирование художественной культуры России второй половины XIX века и помог ее расцвету.

Вопросы к классу:

-Кто такой Павел Михайлович?

-Какой основной идеи придерживался Павел Михайлович в собирании своей коллекции?

-С какой целью Третьяков создавал свою коллекцию?

Запись в тетрадь:

-Третьяков Павел Михайлович- (1832 -1898 ) — российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.

Вопрос 2.

Знакомство с первыми экспонатами коллекции.

Просмотр слайдов(7) с первыми экспонатами коллекции Третьякова.

Краткий анализ картины Шильдера

Вопросы к классу:

-Как вы думаете, каково настроение данного произведения?

-Какую ситуацию или сюжет изобразил художник по вашему мнению?

-С работами какого известного вам художника можно сравнить эту работу?

Вопрос 3.

«Как создавалась галерея?»

Чтение и анализ отрывка из книги Н. Ненарокова «Почетный гражданин Москвы».

…Павел  Михайлович  Третьяков…  ходил из  комнаты  в  комнату,  раздумывая,  куда же  поместить  новые  приобретения.  В  кабинете  все  забито  битком.  Против  окон —  «Княжна  Тараканова»,  над  большим  диваном —  «Привал  арестантов»,  над  угловым, по  одной  стене  —  «Охотники».  В  широком простенке —  «Рыболов»  и  «Странник» тоже Перова. Нет,  в  гостиной  явно негде  было  вешать.  Павел  Михайлович  опять  перешел  в столовую  и  наконец  с  трудом  выбрал  место.  Развешивая  картины,  он  приговаривал, вздыхая:—  Тесно,  до  чего  тесно!—  Перестань  покупать,  —  лукаво  прищурился  Александр  Степанович  Каминский, пришедший  с  Соней  проведать  родных.Павел Михайлович, обернувшись, молча наградил его негодующим взглядом. Архитектор обезоруживающе  улыбнулся  в  ответ  и  спокойно,  весело  посоветовал:—  Тогда  строй  помещение.Третьяков  оставил  картины,  посмотрел на  зятя.—  Думаешь?  Я  и  сам так  считаю.  Давно уже, —  сказал  он,  помолчав, —  А  за  проект возьмешься?..…Он  вышел  на  воздух…  и  погрузился  в густую  тень  грушевого  сада.    Третьякову было  бесконечно  жаль  уничтожать  этот славный  уголок  сада.  Но  место  его  уже  принадлежало  галерее.—  Откладывать  нечего,  Саша.  Пора  начинать.  Только,  будь  другом,  последи,  чтоб с  грушами  поаккуратнее

Вопросы к классу:

-Какие картины были в коллекции Третьякова, о которых было сказано в тексте?

(Слайд 8)

-Какие из них знакомы вам?

-Какая проблема возникла у Третьякова с приобретением новой картины?

-Как он решил эти проблемы?

-Сравните образ Третьякова представленный на портрете Репина и тот, который дает нам автор произведения. Соответствует ли портрет описанию?

4.Вопрос. Значение коллекции.

Класс делиться на 2 группы:

-Одна группа доказывает отсутствие важности собрания Третьякова и ищет доводы в пользу своего суждения.

-Другая группа доказывает обратное.

Затем обсуждение доводов.

3 этап. Рефлексия.

Повторный просмотр слайдов (8) с изображением портрета Третьякова, фотографии здания Третьяковской галереи, картины Шельдера «Искушение».

Вопросы к классу:

-Теперь вы знаете что здесь изображено?

Учитель предлагает посмотреть на список художников, чьи работы входят в коллекцию Третьяковской галереи.

-Ребята, так каково значение коллекции Павла Михайловича для культурного наследия России?

4.Домашнее задание.

1.Подумайте, если бы вы создавали свою собственную коллекцию, какие произведения вошли бы в неё?

2.Подготовить мини сообщение о других известных коллекционерах и меценатах.

5. Оценивание.