Как избежать школьной дезадаптации

Как избежать школьной дезадаптации.

Для старшего дошкольного возраста и младших школьников существуют различные программы развития и обучения с учётом задач каждого возрастного этапа. Пожалуй, наиболее сложным и уязвимым является переходный период от дошкольного к школьному детству. Именно несформированность учебных умений и навыков, психологических образований, может привести к школьной дезадаптации. В чём же проявляется школьная дезадаптация, когда стоит бить тревогу родителям и педагогам? Наиболее частые трудности, встречающиеся у детей, проявляются в виде низкого усвоения и выполнения требований учителя, низкой школьной успеваемости, крайних формах недисциплинированности, так называемая «школьная незрелость», т.е. несоответствие степени созревания определённых мозговых культур, задачам школьного обучения. Школьная незрелость проявляется в слабой сформированности таких функций как общая и тонкая моторика, скоординированность «глаз-рука», следование образцу, недостаточное развитие произвольности (неумение слушать, действовать в соответствии с правилами), развитие произвольного внимания, произвольной памяти, недостатки развития речевой сферы, фонематического слуха, неточного понимания многих употребляемых учителем слов. Большое значение имеют низкий уровень познавательного интереса или его отсутствие. Важно не жалеть сил для создания благоприятных условий для развития детей.

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальный включает в себя умение выделять ребёнком фигуры из общего тона, способность постигать основные связи между явлениями, повторять образец, концентрировать внимание и запоминать, сенсомоторную координацию и.т.д. Под эмоциональной зрелостью подразумевается умение ребёнка выполнять достаточно длительное время не очень интересное для себя задание. К социальной зрелости относится потребность ребёнка в общении со сверстниками, умение подчиняться правилам, осознавать роль ученика.

Как проводится процедура определения готовности к школе? Наиболее благоприятные условия — это обследование детей в детском саду, в привычной для ребёнка обстановке. Если ребёнок работает медленно, быстро устаёт, можно разделить обследование на две части. Практически все обследования проводятся в присутствии родителей. Тогда у родителей нет оснований считать, что к их детям несправедливы, что задания, вопросы слишком сложные. Основной смысл определения готовности к школьному обучению заключается не в отсеве неподготовленных к школе детей, а в обеспечении и создании благоприятных условий для каждого ребёнка с целью избегания школьной дезадаптации. Каждый ребёнок должен иметь возможность развиваться в соответствии со своими способностями и возможностями здоровья. Если первоклассник не готов к обучению, то педагог берёт на себя те функции, которые входят в круг обязанностей воспитателей детского сада и, конечно же, родителей. Поэтому необходимо заниматься не столько обучением, сколько восполнением пробелов в развитии. Только совместно с родителями, а порой требуется лечение врача невролога или психиатра, работа по развитию ребёнка недостаточно готового к школьному обучению, может дать положительные результаты. Для многих детей с отклонениями здоровья и тех кто не получил полноценного развития, поступление в школу становится сложным испытанием. Детям трудно соблюдать режимные моменты, они неорганизованны, сложно и тяжело привыкают к новому коллективу, возникают проблемы во взаимоотношениях с учителем, одноклассниками. Если вовремя не помочь ребёнку, возлагать на него непосильные задачи, не поддержать его, то может возникнуть не только дезадаптация, но и школьные неврозы. Значение школьный «невроз» здесь понимается не в медицинском плане, а как неадекватный способ реагирования на те, или иные сложности в школьной жизни. Бывает, что ребёнок, находящийся в казалось бы комфортных условиях, например обучающийся в классе с ЗПР или коррекционной школе при внешнем, кажущимся благополучии, может бояться выходить к доске, очень тихо говорить, или игнорировать обращённую речь, быть плаксивыми или не подчиняться требованиям, проявлять агрессию, в результате чего может тоже возникнуть школьная дезадаптация.

Когда дети отстают в развитии, жизнь диктует необходимость целенаправленного использования прежде всего игровой деятельности, в ходе которой формируются необходимые предпосылки для развития учебной деятельности. Необходимо организовать работу с ребёнком так, чтобы ему было интересно, т.е. играя. Упражнения можно придумать самим, варьируя условия, материал, сюжеты игр. Желательно, чтобы у каждого ребёнка в доме и в классе был набор самых разных конструкторов, мозаик, пластилин, цветная бумага, развивающие игры, трафареты и. т.д. Развитию положительного отношения к школе, познавательной активности так же способствует весь спектр физических упражнений, занятий танцами, ритмикой, посещение различных кружков. В итоге дети приобретают уверенность в собственных силах, желание обучаться, участвовать в классных и школьных мероприятиях. При соблюдении всех условий, сотрудничестве педагогов и родителей можно избежать школьной дезадаптации, успешного школьного обучения и дальнейшей социализации.

Литература:

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М. 1991.

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребёнок Психологическая готовность к школе. М. 1987.

Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей М.1981.

Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка Изучение мотивации поведения детей и подростков. М. 1972.

Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. Вопросы психологии. №4 1984.