Как избежать конфликтов в семье

КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ.

МАТЕРИАЛ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ

Понимаем ли мы своих детей? За конфликтом в семье чаще всего стоит нежелание понять ребенка, увидеть себя его глазами, неумение анализировать свои действия и их последствия, сотрудничать с ним в сложнейшем процессе его взросления и саморазвития.

Поэтому, чтобы изменить поведение ребенка и его самого в лучшую сторону, родителям прежде всего нужно изменить себя.

Ребенок копирует поведение взрослых, подражает им, берет с них пример. Поэтому родители воспитывают прежде всего своим собственным поведением, отношениями с другими членами семьи и друг с другом. Дети видят и то, что мы хотим скрыть от них.

Мальчонка, еще дошкольник, послал бабушку к черту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:

- Бабушка о тебе заботится, а ты ее оскорбляешь! Сын парирует.

- Но ведь ты маме тоже так говорил!?

- Да как ты смеешь отца учить? Вмешивается мать:

- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребенка требуешь вежливости!

Важно понять: воспитание что сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, интеллектуальное, духовное, нравственное) детей и взрослых, в результате которых изменяются и те, и другие. Поэтому в воспитании следует пользоваться правилом: прежде чем предъявить требования к ребенку, предъяви их себе.

Чтобы успешно воспитывать детей, родители непременно должны корректировать свое поведение, приводя его в соответствие с предъявленными требованиями, т. е. заниматься самовоспитанием. Если же родители хотят добиться от своих детей выполнения требований, которым не следуют сами, то это удается только при помощи мер принуждения: ребенок будет выполнять требования родителей формально, из страха перед наказанием. Этот страх порождает обман, лицемерие, хитрость. Ведь ребенок, не понимая смысла требования, не испытывая потребности в добрых поступках, не сможет обрести и привычки нравственного поведения. Стремление, во что бы то ни стало, добиться послушания вызывает в ребенке внутреннее сопротивление, а потом и активный протест. Видя следствие, а не причину, родители утверждаются в мысли, что «сейчас дети трудные и без наказания обойтись нельзя». Взрослые чаще всего виновниками конфликтных взаимоотношений считают детей, исходя из убеждения, что воспитатели всегда правы, все, что они делают, говорят, справедливо, верно, так как направлено на пользу ребенку. И если бы дети им беспрекословно подчинялись и выполняли их требования, не было бы ссор, конфликтов, трудностей.

В воспитании, пожалуй, самое трудное — понять причины поведения ребенка. Вообще, сегодня проблема понимания людьми друг друга — одна из основных. Наверное, многие из сегодняшних подростков на вопрос «Что такое счастье?» ответили бы: «Это — когда тебя понимают!»

Понять человека - это значит понять причины его поступков, поведения, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом.

Понять другого — это встать на его позицию, «влезть в его шкуру».

Но люди все такие сложные, такие разные! А дети для нас — еще сложнее. Мы ведь забыли, какими были в их возрасте. Вот тут-то воспитателям и надо поговорить с ними по душам (и непременно один на один), «перевоплотиться» в подростка и, вспомнив, как они сами когда-то вели себя в подобных ситуациях, подсказать, как лучше поступить в данном случае.

Причины (мотивы) поведения скрыты от посторонних глаз, и, чтобы не ошибиться в их выяснении, надо хорошо знать этого человека и обстоятельства, которые побудили его совершить тот или иной поступок. Кроме того, надо помнить, что одно и то же действие человека может быть объяснено разными людьми по-разному, в зависимости от их собственного жизненного опыта. Мы толкуем поведение других, преломляя его через свои потребности, мотивы, возраст, пол, тип темперамента. Поэтому, по сути дела, оцениваем другого человека как себя, исходя из своего представления о возможных причинах поведения, и нередко ошибаемся.

Кроме того, у всех детей есть потребности, характерные для определенного возраста. Например, у подростков это потребность во взрослости, самостоятельности, потребность быть полезным другим и отсюда — потребность в общественно полезной деятельности, потребность самоутверждения в коллективе сверстников, потребность в друге и т. д.

Есть также потребности, связанные с особенностями типа темперамента. У холерика это потребность в смене видов деятельности, в бурной активности; у флегматика — в спокойной атмосфере, в однотипной работе; у меланхолика — потребность быть одному (отсюда — некоммуникабельность) и т. д. «Потребности темперамента» накладывают отпечаток на выбор видов занятий и общения, на динамику протекания деятельности, на содержание интересов, в конце концов, на комплекс тех потребностей, которые будут развиваться и определять индивидуальность личности, образ жизни.

В зависимости от того, в каком окружении растет ребенок, кто занимается его воспитанием, как с ним общаются, у него будет развиваться тот или иной комплекс потребностей и складываться их иерархическая структура (система предпочтений, ценностей).

Если на ребенка постоянно кричали, применяли физические наказания, у него может сложиться потребность всячески избегать этих потрясений и, как следствие, проявятся такие отрицательные качества, как лживость, пугливость, недоверчивость, агрессивность и т. д.

Если ребенка оберегали от труда и все за него выполняли взрослые, то он может стать ленивым, безвольным, но в то же время, стремясь избежать любого дела или страшась, что не справится с ним, будет хитрить, ловчить, обманывать, притворяться, заискивать и т. д.

Если ребенку ни в чем не отказывали, покупали лишь дорогие модные вещи, то у него могли развиться непомерные притязания и вместе с тем неумение беречь вещи и ценить вложенный в них труд.

Если ребенку не читали книжек, мало общались, то у него не будут- развиты интерес к знаниям, интеллект, мышление, способность сопереживать и т. д.

Установить основную причину, обусловливающую поведение человека, только по внешним проявлениям (т. е. отдельным действиям, поступкам) нельзя. Например, ребенок отказывается выполнить требование матери или отца. Поступок этот сам по себе мало о чем скажет. Важно увидеть, как он это делает (дерзко, грубо, робко и т. д.), чтобы по оттенкам эмоций предположить, какая именно причина побуждает его так поступать. То, что мы называем словом «отказ», будет наполнено разным содержанием, смыслом — в зависимости от причины, вызывающей само действие.

Очень часто в качестве ведущей причины удивляющего или возмущающего взрослых поведения ребенка выступает потребность в самоутверждении. Неумение родителей и учителей увидеть и признать эту потребность приводит к тому, что они неправильно объясняют его поступки и неадекватно реагируют на них. Часто невысокие и щуплые подростки очень неуверенно чувствуют себя среди высокорослых одноклассников. Стремление подтвердить свою взрослость может подтолкнуть к вызывающему поведению; мальчишки начинают курить, пить, общаться с теми, кто старше и объединен в уличные шайки.

Большие уши, на которые обращают внимание сверстники, могут сделать подростка застенчивым: физический недуг — привести к развитию чувства неполноценности. Некрасивый чувствует себя иначе, чем красивый.

Понять всю серьезность этих пустяковых, с точки зрения взрослых, переживаний детей, значит помочь им найти достойный путь самоутверждения, развить те способности и таланты, которые подростки сами не всегда в состоянии обнаружить.

Наказывать или… Давно уже изгнана розга из сферы общественного воспитания. «Применение в школе мер физического воздействия к учащимся не допускается» — записано в Уставе общеобразовательной школы. Но не секрет, что во многих семьях «воспитательные розги» все еще сохраняются. И сегодня можно встретить родителей, которые не только бьют своих детей, но и пытаются «теоретически обосновать» необходимость физического наказания.

Молодой отец обращается к нам с недоуменным вопросом: «Детей бить нельзя? А если они по-хорошему не понимают? На днях я раза три сказал сыну, что ему пора идти спать. Но он, словно не слыша, продолжал рисовать. Тогда, разозлившись, я ударил его, и он сразу же отправился в кровать. Начал плакать, но я сказал: «Если ты сейчас не замолчишь, то я тебе всыплю еще». И он тут же перестал плакать. Какими же еще средствами я смог бы так быстро добиться повиновения сына?»

Как легко и просто «воспитывать»: отдаешь распоряжение, повторяешь пару раз. Если не действует — бьешь, и все в порядке! И средство воспитания — кулак или ремень - всегда под руками, и думать не надо над причинами нежелательного поведения ребенка, и свою память не надо обременять психолого-педагогическими премудростями. «Приказал-пригрозил-наказал». Только одно плохо: ребенок, вырастая, перестает уважать родителей, подчиняться им, становится «трудным».

В психологический консультационный пункт обратилась женщина.

- Помогите, я боюсь своего шестнадцатилетнего сына. Он меня оскорбляет, грозит ударить. Я посвятила ему всю жизнь, ничего для него не жалела.

Мы вникаем в ее проблему. В 1-м классе у сына не все получалось: то забудет выполнить домашнее задание, то на урок опоздает. Обеспокоенная мать обратилась за советом к учительнице.

- Пропишите ему витамин «Р» (розги), — был ответ.

Совет она выполнила, но замечаний сын стал приносить еще больше, так какне снимались причины, порождавшие его нежелательные поступки. Будучи в пятом классе, окрепший сын однажды перехватил руку матери с ремнем: «Перестань, я тоже могу ударить». Не зная иных средств воспитания, мать обратилась за помощью к своему брату. Теперь наказывать мальчишку стал дядя. Сын взбунтовался, заявил матери, что уйдет из дома.

- Ведь Вы постоянно унижали сына. Он восстал не против Вас. Так он боролся за свое достоинство. Но действовал Вашими же методами, по пословице: «Как аукнется, так и откликнется».

С ее сыном у нас тоже состоялся разговор. Не сразу, но впрямую подошли к больной теме. Но когда спросили об отношениях с матерью, парень обо всем поведал без утайки, видно, ему было необходимо выговориться. Рассказывая, он все время повторял: «Неужели она не могла по-хорошему? Почему она не понимает, человека нельзя бить? Она била, а я делал ей назло».

Милосердие, понимание… Всем надо учиться этим самым главным наукам,перестраивая себя и общую нашу жизнь.

Новый посетитель, а проблема та же. Вчера его ударил сын-десятиклассник. Отец обескуражен: сын всегда был покладистым, послушным, безропотно выполнял все требования родителей. И вдруг поднял руку на отца…

В беседе с нами Володя признался: «Я ненавижу своего отца. Все годы онмучил меня и унижал, я стал безвольным, боюсь сильных людей, постоянно приспосабливаюсь к ним и льщу, даже когда их не уважаю. Моя мечта — скорее окончить школу и уйти из дома. Я и себя стал ненавидеть за слабость и безволие, за то, что не могу за себя постоять».

О своих страданиях он рассказал друзьям. И его «научили»: «А ты не терпи, дай отцу сдачи, а для храбрости выпей».

Через несколько дней выпивший сын пришел домой. Возмущенный отец попривычке взялся за ремень, но неожиданно от встречного сильного удара отлетел к дивану. Подошедший сын сказал: «Попробуй хоть раз еще меня тронуть».

Дети и деньги… Однажды мне пришлось быть свидетельницей разговора матери с сыном.

Лил сильный дождь, а женщина пришла на работу в босоножках. Позвонила домой, попросила сына принести ей туфли.

- А что я за это буду иметь? — последовал вопрос.

После долгого торга сын согласился принести матери туфли за три порции мороженого и два билета в кино. Мать, довольно улыбаясь, положила трубку. Видимо, прежде «добрые» поступки сына обходились ей гораздо дороже.

Откуда такая расчетливость, душевная черствость? Очень часто это результат неправильного воспитания. Давать ли ребенку деньги? Сколько? Научить их тратить и экономить, чтобы он не вырос стяжателем или, наоборот, транжирой? Эти и многие другие «меркантильные» вопросы часто встают перед родителями.

Именно в семье закладывается отношение к деньгам, представление об истинной их цене. Поэтому мы считаем, что мудро поступают те родители, которые считают необходимым, чтобы дети принимали участие в обсуждении семейного бюджета, знали, что сколько стоит, вместе со взрослыми решали, что и кому нужно купить в первую очередь. Какую-то определенную сумму надо выделять детям на личные нужды (мороженое, сок, конфеты, значки, марки), на покупку продуктов, чтобы они научились рационально расходовать деньги.

Детей надо учить бережливости, но кое-кто под бережливостью понимает умение прожить за чужой счет.

Некоторые родители используют деньги и подарки как плату за хорошую учебу и хорошее поведение. В этом случае ребенком движут корыстные мотивы: он думает не о самом деле, а о том, что будет за это иметь. Безнравственность таких поощрений медленно, но верно превратит его в циника, для которого добрые дела становятся средством наживы.

Опасный возраст. К подростковому возрасту многие дети становятся трудными для воспитателей, не понимающих их состояния и того, что это время обретения независимости, освобождения из-под опеки взрослых.

«Раньше с сыном все было просто, и я знал, что надо делать. А теперь он стал неуправляемым» — часто слышим подобные признания. В беседе с отцом выяснили: основным средством воспитания он считает запреты, угрозы, наказания. Для того чтобы дети не сбились с истинного пути, они должны, по его мнению, бояться родителей (прежде всего — отца). Он не допускал даже мысли, что, действуя с позиции силы, оскорбляет в сыне-подростке чувство взрослости. А ведь именно этим чувством объясняется болезненная ранимость подростков, их желание во что бы то ни стало отстоять свое право на уважение, доказать, что они уже не дети.

В этом возрасте столь же актуальны, как и потребность в самоутверждении, потребность в друге, потребность занять достойное место в коллективе, потребность в общении со сверстниками. Вот почему воспитателям и родителям нужно знать эти ведущие потребности возраста и помочь подросткам удовлетворить их.

В подростковом возрасте заметно усиливается критическое отношение детей к действиям, поступкам, поведению взрослых. Если слова воспитателей расходятся с их делами и поступками, они неизбежно теряют авторитет в глазах воспитанников. Подростку очень нужен взрослый друг, с которым он мог бы обсуждать свои жизненные проблемы, делиться своими сомнениями, тревогами, рассчитывать на его помощь и поддержку. Однако очень часто родители не понимают подростков, причин их бунтов, неповиновения, противоречивых поступков.

Всем родителям подростков надо помнить каждый день и час: отрочество — самый взрывоопасный возраст! Подросток в это время — как раскаленная лампочка.

Как выявить депрессию:

ребенок стал замкнутым;

потерял аппетит;

перестал общаться с друзьями;

не идет на контакт;

резко упала успеваемость в школе.

«Снежный ком» проблем.

Статистика: Россия занимает 2 место в мире по количеству самоубийств; 3000 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет добровольно уходят из жизни, это лишь 1% от общего количества попыток подросткового суицида. 30% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет посещают мысли о суициде, а 6% юношей и 10% девушек от мыслей переходят к делу. И только 10% подростковых суицидов – полностью продуманный шаг. В остальных случаях ребята просто хотят привлечь к своей персоне внимание. А если родителям некогда, то дефицит внимания становится очень болезненным для ребенка. И очень часто дети устаивают показательный суицид, который, к сожалению, иногда заканчивается летально…

Уметь вовремя подрисовывать последние листки…

Не бойтесь проявлять к подростку чрезмерную любовь! Но форма ее выражения предельные чуткость и бережность. Окружите ими подростка, будьте внимательны, наблюдательны, но без назойливости, оскорбительной подозрительности. Умейте активно слушать их сбивчивую косноязычную речь и слышать их, даже когда они молчат. Не отвечайте на грубость грубостью. Не замечайте ее. Вооружитесь юмором и ласковым словом. И действительно, «не лезьте со своими советами»’. Проявите мудрость и широту души, милосердие и благородство. И помните, дети, как сказал мудрец, всегда правы, ибо им принадлежит будущее. Постарайтесь осмыслить этот парадокс, а не утверждать, что он неверен.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ.

«Нет детей есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств».

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА?

Истинная родительская любовь, как утверждают психологи, проявляется только в общении с детьми. По Библии они выделяют четыре аспекта любви.

1. Умение слушать ребенка. Родители, которые проявляют интерес к разговорам ребенка, поистине мудрые родители, потому что они дают ребенку возможность выразить все многообразие его чувств и переживаний.

2. Манера говорить с ребенком. Если Вы не научились говорить мягко, с любовью и уважением, то дети будут избегать общения с Вами.

3. Знание, как наказывать ребенка. Мудрые родители, наказав ребенка за проступок, не уходят, хлопнув дверью, не отвергают ребенка, а остаются рядом, уверяя ею в своей родительской любви, выражают уверенность, что этого больше не повторится.

4. Помощь в развитии ребенка. Помните, что ребенок живет в постоянном напряжении и неуверенности. Ваше поведение должно говорить ему: «Я люблю тебя таким, каков ты есть. Я рядом с тобой всегда».

ПРАВИЛА ЭТИКИ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ

не подозревать дурного;

не высмеивать;

не выслеживать;

не выспрашивать;

не подшучивать;

не принуждать к откровенности;

не контролировать интимный опыт общения;

создавать атмосферу покоя, доверия, безопасности в доме;

созидать навыки общения в доме по принципу открытости;

давать право на собственный опыт.

КАК СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ

совместно ВИДЕТЬ ситуацию, совместно СТРЕМИТЬСЯ к ее разрешению, совместно ДЕЙСТВОВАТЬ в решении проблемы;

ПОНИМАТЬ, что в самом малом возрасте ребенок не объект воспитательных воздействий, а союзник, созидатель и творец общей семейной жизни;

РАЗДЕЛЯТЬ с ребенком все цели и планы семьи, открыто обсуждать проблемы в подлинном диалоге;

УСТАНОВИТЬ равенство позиций в общении с ребенком. Равенство позиций означает принятие и признание ребенка;

ПРИНЯТЬ неоспоримый факт того, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей, поднимая их до «тонких истин детства»;

НАУЧИТЬСЯ видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей;

СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ с ребенком, основываясь на постоянном желании познавать своеобразие его индивидуальности и происходящие в нем изменения.

ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ОБЩАТЬСЯ С ВАМИ?

Когда ребенок скучает, он бессознательно отвергает других, и тем самым отвергает самого себя. Скука может быть следствием неудовлетворенной потребности ребенка в любви и ласке, потребности во внимании.

Ребенок требует постоянного внимания. Возьмите за правило выражать свое положительное отношение к делам ребенка. Научитесь как можно искреннее и сердечнее выражать свою радость и внимание. Чем больше внимания и заботливости испытывает ребенок, тем интереснее ему общаться с вами.

КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ САМОУВАЖЕНИЯ И ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ДЕТЕЙ?

В школе:

предоставить реальную возможность в достижении успеха;

проявлять постоянный интерес к ребенку, принимать и поддерживать его

обращать внимание на положительные стороны его характера, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков;

постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, не быть никогда критичным, циничным по отношению к нему;

предупреждать неуверенность ребенка, боязнь ошибок и неудач, нового дела, выбирая посильные для него задания;

уметь ставить реальные для него цели и давать реальную оценку его достижениям и успехам.

В семье:

проявлять тепло и эмоциональный отклик во взаимоотношениях, оказывать поддержку во всем;

создавать атмосферу эмоциональной привязанности в семье; проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем;

предпочитать требовательность — безразличию, свободу — запретам, тепло в отношениях — отчужденности; снимать авторитарные позиции в общении с детьми. Директивный стиль отношений в семье недопустим! Избегать ортодоксальных суждений; уметь признавать свои ошибки в общении с детьми.

К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ ОБИДЫ

Обиды, внезапно возникающие и медленно накапливаемые, могут привести:

^ к стремлению «уйти в себя»;

^ к изолированности;

^ к отчуждению во взаимоотношениях;

^ к стремлению «выяснить отношения», что может перерасти в конфликт;

^ к стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах»;

^ к еще большему перевесу эмоционального над рациональным;

^ к повышению нервно-психической напряженности;

^ к снижению активности;

^ к фокусированию познавательной активности на объекте обиды и, как следствие, к ограничению возможностей правильно оценивать поступающую информацию.

КОГДА РЕБЕНКУ ОБИДНО

^ обидно, когда все беды валят на тебя;

^ обидно, когда успехи твои остаются незамеченными или приписываются

другим;

^ обидно, когда тебе не доверяют;

^ обидно, когда другому, а не тебе, поручают то, что ты можешь сделать хорошо;

^ обидно, когда другие заняты чем-то интересным, а тебя заставляют продолжать надоевшее, унылое занятие;

^ обидно, когда дело понятное и интересное превращается в обузу и занятие, от которого не отвяжешься;

^ обидно, когда тебя попросили что-либо сделать, нарисовав радужную картину того, что должно получиться, а выясняется, что все это на самом деле скука;

^ обидно, когда из третьих рук узнаешь о себе «кое-что новенькое»;

^ обидно, когда о тебе попросту забыли за своими заботами;

^ обидно, когда тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможности оправдаться;

^ обидно и многое другое, о чем мы не вспомнили.

ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учиться агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя.

Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей.

Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.