Конспект урока по обществознанию Предпринимательство и бизнес

Тема: Предпринимательство и бизнес.

Тип урока: комбинированный

Цели:

Образовательные

1.Разъяснить сущность предпринимательства и предпринимательских отношений; познакомить с предпринимателем С.И. Мальцовым.

2. Сформировать представление об особенностях организации малого бизнеса;

3. Разъяснить формы организации бизнеса.

4. Сформировать представление учащихся о таких понятиях как : предприимчивость, предприниматель, бизнес, единоличное владение, товарищество, корпорация.

Развивающие

1. Развивать познавательные и творческие способности учащихся;

2. Продолжить работу по совершенствованию индивидуальной работы учащихся и работы в парах; умение выступать перед аудиторией.

3. Совершенствовать навыки самостоятельной работы при заполнении таблицы;

4. Развивать умение учащихся отвечать на поставленные вопросы, анализировать, делать выводы.

Воспитательные

1. Продолжить формирование коммуникативных умений учащихся;

2. Воспитывать деловитость и самостоятельность учащихся.

3. Активизация  учащихся к предпринимательской деятельности, как части профессиональной подготовки.

Оборудование: раздаточный материал, учебник Кравченко А. И. Обществознание 10 кл., презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос:

1) Дайте определение понятию «производство».

2) Что такое валовой национальный продукт?

3) На какие две области делится важнейшая отрасль народного хозяйства- промышленность?

4) Какая группа промышленности определяет уровень жизни людей?

5) Дайте определение понятию «маркетинг». Как вы поняли задачи маркетинга?

6) Что такое спрос и предложение?

Опрос по карточкам:

Карточка № 1

Дать определение понятиям: предприятие. фирма. отрасль.

Карточка № 2

Возрастёт ли цена товара, если…

1) Спрос понизится, а предложение останется неизменным.

2) Спрос возрастёт, а предложение останется неизменным.

3) Спрос возрастёт в 3 раза и предложение возрастёт в 3 раза.

4) Спрос понизится, а предложение возрастёт.

Выберите правильный ответ:

III. Изучение нового материала.

Преподаватель называет тему (слайд 1)цели , план урока(слайд2).

Учащиеся записывают в тетрадь.

1. Предпринимательство как институт общества.

Преподаватель: предпринимательство возникло очень давно. Ещё во времена Киевской Руси оно существовало в виде торговли и промыслов . Но наибольшего расцвета оно достигло после отмены крепостного права(1861 г.) Сегодня предпринимательство стало естественной составной частью российской экономики.

Преподаватель предлагает прослушать информацию об известном предпринимателе С.И. Мальцове (выступление уч-ся с докладом(слайд 3-4).

Актуализация знаний:

1) Какие черты характера позволили предпринимателю добиться успеха?

2) Что означает слово» предприимчивость»?

3) Готовы ли вы на риск, открытия собственного дела?

Преподаватель вместе с учащимися формирует понятие»предприимчивость»(слайд 5) и понятие «предпринимательство»

(слайд 6).

Преподаватель: предпринимателями называют людей, владеющих и управляющих собственным делом в надежде получить прибыль. Стремление к прибыли- их основной мотив. Для того чтобы иметь прибыль, предприниматель должен создать нужный продукт, разработать эффективную технологию, финансировать производство и продать продукт по цене, превышающей себестоимость. Предприниматели устремляются в бизнес, зная, что успех не гарантирован и, если дела пойдут не так, как запланировано, они могут потерять деньги.

Часто путают такие понятия. как предпринимательство и бизнес. Однако суть этих явлений разная. Предпринимательство состоит в открытии нового: нового продукта, нового способа его реализации, нового рынка, новой области деятельности. Бизнес (слайд 7) вовсе не требует открытия новых путей, изобретательства. Ему удобнее идти по проторенной дороге.

2. Малый бизнес и его характеристика.

Преподаватель: область деятельности предпринимателя- малый бизнес. Малый бизнес- это такси, страхование , типографии, магазины, парикмахерские и т.д.

Учащимся предлагается заполнить таблицу (слайд 8) , чтобы разобраться с сущностью малого бизнеса. Учащиеся пользуются материалом учебника, фактами, известными им из реальной жизни.

Преподаватель совместно с учащимися проверяет таблицу (слайд 9)

3.Формы организации бизнеса.

Преподаватель: созданные законы в нашей стране в области гражданского и предпринимательского права определяют конкретные формы организации бизнеса. К ним относятся единоличное владение, товарищество и корпорация.

Преподаватель: единоличное владение- собственник имеет всю прибыль предприятия, он сам себе хозяин. Все долги и проблемы , связанные с бизнесом . ложатся на его плечи. Если бизнес терпит крах. собственник должен выплатить все долги. Это может означать потерю личной собственности- машины , дома, сбережений. Недостаток- ограниченность капитала. т.к. деньги, которые могут быть вложены в дело, ограничены суммой сбережений владельца и возможностью получения кредита. Товарищество- предприятие у которого два или несколько совладельцев. Объединение партнёров позволяет привлечь дополнительные средства. Каждый партнёр несёт неограниченную имущественную ответственность , он лично отвечает по обязательствам товарищества. Когда бизнес терпит крах, его кредиторы могут требовать возврата средств как от каждого в отдельности, так и от всех партнёров вместе.

Корпорация- форма организации предприятия, где право на собственность разделено на части по акциям, и поэтому владельцы корпораций называются держателями акций. Суд признаёт корпорацию юридическим лицом. В отличии от индивидуального собственника и членов товарищества, максимум, что может потерять акционер- это сумма , выплаченная им за акции. К недостаткам относят трудности регистрации. Акционеры являются собственниками корпорации.

Обобщая рассказ преподавателя учащиеся заполняют схему(слайд 10).

Затем преподаватель просит пояснить к какой форме организации бизнеса мы относим:

- ателье «Ласточка» г-на Сидорова, который вместе со своей женой оказывает услуги по пошиву брюк, отвечая полностью своим имуществом по всем долгам;

- общество с ограниченной ответственностью «Преображение», где учредителями выступили Петров, Иванов, Сидоров;

- акционерное общество «Юпитер», производящее микроавтобусы.

IV. Закрепление:

1. Кого мы называем предпринимателем?

2. Сформулируйте основные достоинства и недостатки малого бизнеса.

3. Опишите основные формы организации бизнеса.

4. Учащиеся разгадывают кроссворд.

V. Подведение итогов, выставление оценок.

VI. Домашнее задание: параграф 13, доклады о таких предпринимателях как Н.А. Найдёнов, П.М. Рябушинский и т.д.