Конспект урока по литературе

9 класс Урок 1.

 

ТЕМА:

 «Особенности развития древнерусской литературы».

Цели:

1.      Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;

2.      Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.

Оборудование:

- Компьютер, медиапрезентация;

- Учебники литературы для 9 класса.

Ход урока.

              I.     Слово учителя.

                       Возникновение Древнерусской литературы связано с принятием    христианства и в связи с этим с появлением письменности на Руси. Первыми книгами,   появившимися на Руси, были переводные церковные книги. В начале XI века появляются первые собственно русские произведения, написанные либо высоко  образованными монахами, либо знатными людьми. Первые книги были буквально прорисованы. Древнерусская литература просуществовала вплоть до конца XVII века.

                Цель первых литературных произведений: наставлять, рассказывать, оберегать.

II, Объяснение гового материала

                    Задание:

-Назовите известные вам жанры древнерусской литературы

                Вопрос: Чем различаются произведения этих жанров?

                     Подлинно русский жанр литературы – летопись. Наиболее известна нам  «Повесть временных лет» (написанная около 1113) – это собрание (свод) разных летописей.

               Составил её монах Киево-Печёрского монастыря Нестор.

                         Задание: Вспомните, какие произведения Древней Руси вы читали. Кто их автор?

                    («Повесть временных лет» (монах Нестор), «Поучение Владимира Мономаха», 

                   «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие Сергия Радонежского»

                   (Епифаний Премудрый), «Житие протопопа Аввакума, им самим писанное» и др.)

                          Древний летописец начинал рассказ с библейских времён – с сотворения мира.

                  Современность, считали монахи, — это итог прошлого, а от настоящего зависит

                 будущее, его спасение или гибель.

                 По мысли летописца, со всемирным потопом перекликается совет русичей 1097 года,

                 когда было решено: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая    

                 распри? Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю…»

                   Слово учителя (лекция).

                     Основные периоды развития древнерусской литературы.      

        XI-XIII в. – литература домонгольского нашествия  (летопись «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве» и др.) Литература этого периода

создавалась для элитарного читателя (монаха-книжника, просвещённого знатного князя), так как грамотой владели лишь высоко просвещённые монахи и родовитая знать. Цель написания произведений этого периода – призвать русских князей к объединению.

        XIV-XVIIв. – литература времени татаро-монгольского нашествия и последующая  («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Житие протопопа Аввакума» и др.) развивается в сторону демократичности читателя; тематика произведений становится более разнообразной.

 

Ш. Закрепление нового материала.

                Особенности древнерусской литературы  (запись основных положений в тетради).

1)      Объясните, кто был автором произведений древнерусской литературы.

(Хотя древнерусская литература и знает отдельные имена: монах Нестор, митрополит  Илларион, Владимир Мономах и др. – всё же литературное творчество в основном коллективное).

2)      В чём своеобразие тематики древнерусской литературы?

(Древнерусская литература описывала различные исторические события, ставила религиозно-нравственные вопросы; только в поздний период существования древнерусской литературы в книгах появляется  бытовая тематика).

3)      В чём особенности вымысла в древнерусской литературе?

(Древнерусская литература не знает вымышленных сюжетов; в ней всегда описываются исторические события, действуют исторические лица. Сознательный вымысел появляется лишь в литературе 17 века. Если же в произведении изображается что-то фантастическое, то сам писатель и читатели верили в достоверность происходящих событий. Древнерусскую литературу отличает простой, незамысловатый сюжет).

4)      Что служило материалом для письма?

(Книги в Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей кожи). Бумагу стали использовать только в 15 веке; её завезли с Запада).

IV.   Вывод.

                           Авторы первых книг стремились показать события с высоты их вечного смысла.

                           Из тысячелетней истории русской книги древнерусская литература составляет    семьсот лет.

                           Знать фольклор, древнерусскую литературу — значит сохранять память народную.

 

V. Домашнее задание:  

Конспект статьи из учебника об основных особенностях древнерусской литературы, повторить сведения по тетради.

Чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю? (письменный ответ на вопрос)

Урок 2.

 

ТЕМА:

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы.

 

Цели:

1.      Дать основные представления об истории создания величайшего памятника

        древнерусской литературы.

2.      Познакомить с событиями, нашедшими отражение в «Слове…».

3.      Знакомство с  исследованиями «Слова…» и его переводчиками.

Оборудование:

- Компьютер, медиапрезентация;

- Учебники литературы для 9 класса.

- Иллюстрации к «Слову…».

 

Ход урока.

1.      Повторение.

Беседа по вопросам:

      Когда и как начиналась русская литература?

      Каковы её первые произведения?

      Известны ли имена авторов?

      На какие периоды подразделяется древнерусская литература?

      Чем интересен каждый период, какими произведениями (жанрами) представлен?

      Чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю? (заслушать некоторые ответы).

 

2.. Работа с текстом.

Выразительное чтение начала древнерусского текста «Слова …».

 Знакомство с прозаическими (например, Д.С.Лихачёва) и стихотворными переводами (В.А.Жуковского, А.Майкова, К.Бальмонта, Н.Заболоцкого).

 Слово учителя.

         Многочисленные переводы «Слова…» разнообразны: от точных, выполненных учёными, до вольных. Преобладают стихотворные переводы. Но любой перевод условен, т.К. нельзя считать «Слово…» стихотворным произведением с сегодняшней точки зрения. Вплоть до 17 века на Руси не знали различия прозы и стихов. Одни тексты были предназначены для пения, другие для произнесения. Легендарный Боян свои произведения пел. Автор истории Игорева похода называет её «Слово», но мы уже отметили его ритмичность. Это особый народный песенный стих. Так или иначе достоинства перевода в другом: насколько переводчик смог донести до читателей красоту текста и обаяние образов.

 

 3.  Лекция учителя.

       Слайд 11. 

             В 1097 году внуки Ярослава Мудрого собрались в городе Любеч, стоявшем на стыке киевских, черниговских и смоленских земель. По подъемному мосту в город въехали Святополк II, Владимир II, Давид Игоревич, их двоюродный брат Васильке Ростиславович, Олег и Давыд Святославовичи. На съезде в Любече были произнесены речи о том, «почто губим Рускую землю», а половцы «землю нашю несуть роздно». Ярославовичи решили, что каждый должен держать свой удел. Но они не смогли сдержать своих обещаний и вступили в междоусобные войны.  

      

Слайды 12-13.

              Князья использовали в своей борьбе половцев, которые, в свою очередь, объединились под властью Кончака. В отличие от русских богатырей всадники кочевников (половцев и печенегов) не носили тяжелых лат, поэтому они могли быстрее передвигаться. Их любимой тактикой были стремительные набеги и такие же внезапные отступления в степь.

       Игорь вначале вступает в союз с Кончаком, но постепенно понимает, что раздор не на благо русской земле, кается. В начале 80-х годов князь Святослав Киевский отбросил объединёнными усилиями половцев. Князь Игорь не успевает вовремя и не принимает участия в битве. По этому поводу князь очень переживает и, «не сдержав юности своей», отправляется на половцев один.

        Слайды 14-15.

          В   1185 году  Новгород-Северский князь Игорь Святославич вместе со своим братом, сыном и племянником, не предупредив других князей, отправился в половецкую степь. В поисках воинской славы Игорь повел свои полки в Степь. . На полпути русские стали свидетелями редкого природного явления солнечного затмения — это был недобрый знак, так считали многие. И действительно, выиграв первое сражение, вторую битву  князь Игорь проиграл. Почти все русское войско погибло, остались в живых только 12 человек. Впервые за многие годы князей берут в плен. Князь Игорь позднее бежал из плена.

         Половцы перестают бояться русских князей. Это имеет страшные последствия для русской земли.

          Слайд 16.

        Современники по-разному оценивали события 1185 года. Сохранилось два летописных повествования о походе Игоря – в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях.

       В Ипатьевской летописи нет прямого осуждения князя, он даже вызывает сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что  участвовал  в междоусобных войнах причинил много страданий Русской земле.

       В Лаврентьевской летописи – резкое осуждение Игоря, он изображён самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем.

 

Домашнее задание: 

                Подготовить выразительное чтение отрывка (на выбор учеников).

                Выпишите художественно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения, метафоры, гиперболы и др.) из текста «Слова…»

 

Урок 3.

 

ТЕМА:

Языковые особенности памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Проблема авторства.

Цель:

         Познакомить учащихся с основными языковыми особенностями произведения.

Оборудование:

- Компьютер, медиапрезентация;

- Учебники литературы для 9 класса.

- Иллюстрации к «Слову…».

 

Ход урока.

1.      Проверка домашнего задания.

                                                Выразительное чтение отрывка.

2.      Беседа по вопросам (повторение).

      Охарактеризуйте князя Игоря. Каким изображает автор князя?

                              (Храбрый Игорь, Игорь-князь «соколом полетел», «скакнул горностаем 

                               в тростники и белым гоголем на воду, вскочил на борзого коня и

                               соскочил с него серым волком»)

      Как можно определить жанр произведения? Почему?

                                 (Синтетический жанр «слова» совмещает в рамках одного текста

                                  признаки нескольких жанров)   

      Какие фольклорные традиции использует автор «Слова…»?

                                  (Олицетворение сил природы, вера в народные приметы, образ Бояна

                                   и др.)

3.  Языковые особенности «Слова…».

       Беседа по вопросам:

      Найдите в тексте «златого слова» Святослава приёмы ораторской речи

                                    (риторические вопросы и восклицания, обращения, поучения

                                      молодым князьям)

      Какие поэтические приёмы, присущие лирическим жанрам, используются в плаче Ярославны?

                                      (олицетворения, сравнения, постоянные эпитеты)

      Какие художественные средства используются автором для создания поэтических образов? Работа с таблицей

3.      Проблема авторства. (Выступление подготовленного ученика) 

              Поиски автора «Слова о полку Игореве» продолжаются уже второе столетие. Высказывается несколько предположений по данному поводу:

      Воин, участник похода Игоря.

      Монах-книжник (написал по словам участников похода)

      Сам А.И.Мусин-Пушкин.

      Князь Игорь (или его супруга Ярославна)

      Киевский боярин Пётр Бориславович.

      Ходынка – псевдоним, поэтическое имя, означающее «странник»(Эта версия основана на восстановлении историком Иваном Забелиным в конце 19 в. Отрывка из «Слова…»: «Сказали Боян и Ходынка, оба Святославовы песнетворцы…»).

Вывод: Закончить наш разговор о великом памятнике древнерусской литературы хочется словами В.Чивилихина

 «Наши предки любили свою Родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, ещё в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить  свечу от всей Русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Это 12 век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине 14 века…»

     

 Домашнее задание:

1        домашнее сочинение. Темы:

          «Какую обложку к книге, где напечатано «Слово…», я бы нарисовал»;

          «Чем интересно «Слово…» современному читателю»;

          «Образ Русской Земли на страницах «Слова…»»

2    выучить наизусть вступление или плач Ярославны.

 



Конспект урока по литературе

Конспект урока- беседы по рассказу В.Быкова «Одна ночь». 8 класс.

ТЕМА: «Человек и война»… Былые годы в памяти не стерты… ЦЕЛЬ: вызвать у детей размышление о прочитанном, создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

ЗАДАЧА: 1)определить отношение детей к воюющему, вооруженному человеку; 2) создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её. ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, поэтические сборники детей, рисунки.

Задание всем учащимся: подготовить сообщение о жизни В. Быкова (3 ученика); ответить письменно на вопрос: «Память о войне. Какой она должна быть?»; создать обложку к рассказу. Форма урока: беседа

Оформление: на доске написан эпиграф, книги о войне, обложки к книге, телевизор, музыка

Эпиграф: Меня интересует в первую очередь не сама война, даже не её быт и не технология боя, но главным образом нравственный мир человека, возможности его духа. В. Быков

Ход урока.

Слово учителя: ( на фоне кадров документальной хроники звучит голос учителя- 2,5 минуты)

Опять война, Опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне,

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться,

Правы и убедительны слова….

Но даже если это правда,

Такая правда не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той беды

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память-наша совесть.

Она, как сила нам нужна.

Более полувека прошло с тех пор, как отгремели выстрелы Великой Отечественной войны. Война ушла в историю, но не ушла из истории. И, мы, читатели, благодаря прекрасным произведениям Бориса Васильева, Виктора Астафьева, Андрея Платонова, Евгения Носова имеем возможность приобщиться к этой истории, пережить её в своих сердцах снова и снова. Сегодня в центре нашего внимания рассказ Василя Быкова «Одна ночь».

- Давайте послушаем сообщения ваших товарищей о жизненном пути белорусского писателя В. Быкова

Рассказ учащихся (10 минут)

Учитель: Ребята, давайте попытаемся сформулировать тему урока?

(Человек и война) ….Былые годы в памяти не стёрты.. — Запишем тему урока в тетрадь и на доску. Человек и война (по рассказу В. Быкова «Одна ночь»)

Беседа: -В каком году написан рассказ? (1963)

- Почему автор снова возвращается к военному лихолетью? Зачем нам, современным людям, вспоминать ужасы прошлого, почему литература столь упорно к ней возвращается. На этот вопрос вы должны были ответить дома, поэтому давайте послушаем желающих.

Зачитываются выдержки из домашнего сочинения (10 минут)

Слово учителя: Ребята, обратите внимание на доску, прочитайте слова автора: « Меня интересует в первую очередь не сама война, даже не её быт и не технология боя, но главным образом нравственный мир человека, возможности его духа»

Попытайтесь на примере рассказа доказать авторское суждение.

Знаем ли мы с вами, где, когда в каком году происходят описанные события.(Нет, но можем догадаться, в 1944 году, после Курской битвы, весной, гремят выстрелы катюши)

— Восстановите сюжет рассказа? (Подвал дома завалило, и герои враждебных армий оказываются в экстремальной ситуации, чтобы выжить, они должны сделать нравственный выбор)

-Назовите героев рассказа? Сколько их?Давайте заполнять таблицу по ходу урока,

В тетради записываем: Иван Волока и Фриц Хагеман.

-Какой прием лежит в основе повествования? (В основе повествования лежит приём антитезы, сопоставления и противопоставления) -Кто они изначально: враги- взрыв- схватка- 2взврыв- спасение- друзья

Восстановив сюжет рассказа, как вы думаете, где его завязка? (Схватка, когда герои насмерть дрались в подвале, полные злобы и ненависти. Второй взрыв — спасение Волоки, пытается выбраться из могилы. Но как? Выбор: убить немца, остаться врагами, спастись -значит стать друзьями)

Почему превосходство на стороне Волоки?( в руках автомат)

Мы видим, что герой не забывает, что перед ним враг, ведь он солдат.

-Автор пытается нам доказать, что Иван не только солдат, но в первуюочередь- человек. Давайте обратимся к тексту.

«При виде раненого немца, его раздробленного колена, он вспомнил о перевязочном пакете, который носил на всякий случай в кармане. Можно было не давать, но человеческое великодушие толкнуло его помочь солдату» -Сможет ли Иван убить безоружного теперь? (Нет)

Как стрелять в него, если между ними рушилось главное для этого-взаимная ненависть, если вдруг во вражеском мундире предстал перед ним самый обыкновенный человек, который к Ивану относился уже не как враг, а как сообщник или друг

т.е Иван- великодушен, запишем в тетради.

-Есть ли между героями что-нибудь общее? (Иван Волока-автоматчик, на левом боку рубец-память о боях под Курском. Фриц Хагеман- обер-ефрейтор, широкий рубец на щеке возле уха- след осколка) -Это солдаты, давно на войне, они многое пережили, испытали. Имена- символы — Иван и Фриц, до войны оба строили дома.

-Чей это портрет? « Светлые глаза, лицо у него было уже немолодое, загорелый лоб густо изрезан морщинами, залысины, На обветренных

небритых щеках топорщилась светлая щетина». (Фрица) А мог бы быть и Ивана.

-Какие отношения завязываются между героями рассказа?(Человеческие). -Докажите. (Они вспоминают о довоенной жизни, о семье, детях, (текст) Текст: «Порою Иван даже забывал, что они враги, и ему хотелось подробнее расспросить фрица о столярном деле, хотелось сесть, мирно по-хорошему поговорить».

-Ребята, как вы думаете, каково предназначение человека? Для чего мыживем? (Человек должен жить и трудиться на своей земле, растить детей,но война перепутала планы людей, но и на войне солдат не может невспоминать о войне, ведь пред нами не просто два солдата, а два человека)

Быков проводит своих героев через одни и те же испытания, какие?

-Какова композиция рассказа? (кольцевая).

Теперь в трудной ситуации оказывается Волока. Оглушенный ударом свалившейся плиты, он теряет сознание и на помощь ему приходит Фриц. Поит его водой, Иван оказывается в полной власти этого немца, но он видит его глаза, а взгляд таил в себе добродушное сочувствие.

Так прошла ночь, впереди война, что она таит для героев? Что происходит дальше. Что является кульминацией рассказа?

Прочитайте текст.

Оказавшись на свободе, немец и русский становятся солдатами. Встретив своих, Фриц делает свой выбор, но какой? Подойти к командиру, то есть выполняет свой долг, А Иван?

Может ли на войне быть по-другому? Война- это всегда смерть, убийство, она противоестественна человеческой природе. Осуждает ли автор своих героев, как вы думаете?

-Является концовка рассказа неожиданной для вас?Учащиеся: Нет, мы предчувствуем, что что-то должно случиться. Слово учителя: — Так какова идея этого небольшого рассказа? Запись в тетрадь: Война страшна не только тем, что погибают люди, разрушаются их жилища, рушится устроенный быт, она страшна еще и тем, что ставит человека в ситуацию выбора. Это нравственный выбор перед собственной совестью, так как зачастую нет свидетелей ни героизма, ни предательства. А поведение человека, его выбор исключительно зависят от уровня развития его личности.

Давайте ответим на вопрос: Зачем же современному школьнику нужны книги о войне?

Если бы вы были художниками, то какую обложку бы вы создали к этому рассказу? Почему?

Слово учителя:

Мы шли с концерта с ним, усталым,

Обнявшись, как солдат с солдатом,

По тем разрушенным кварталам.

Где я шёл в мае сорок пятом,

Я с этим немцем шёл, как с братом,

Шёл длинным каменным кладбищем,

Недавно- взятым и проклятым,

Сегодня-просто пепелищем.

И я скорбел с ним, с немцем этим.

Что, в тюрьмы загнан и поборот,

Давно когда- то, в тридцать третьем,

Он не сумел спасти свой город.

Домашнее задание: Прочитать почесть В.Быкова «Обелиск».

Давайте ответим на вопрос: Память о войне. Какой она должна быть?

Если бы вы были художниками, то какую обложку бы вы создали к этому рассказу и почему?

Слово учителя: — Так какова идея этого небольшого рассказа? Запись в тетрадь: Война страшна не только тем, что погибают люди, разрушаются их жилища, рушится устроенный быт, она страшна еще и тем, что ставит человека в ситуацию выбора. Это нравственный выбор перед собственной совестью, так как зачастую нет свидетелей ни героизма, ни предательства. А поведение человека, его выбор исключительно зависят от уровня развития его личности.

Давайте ответим на вопрос: Зачем же современному школьнику нужны книги о войне?

Если бы вы были художниками, то какую обложку бы вы создали к этому рассказу? Почему?

Слово учителя:

Мы шли с концерта с ним, усталым,

Обнявшись, как солдат с солдатом,

По тем разрушенным кварталам.

Где я шёл в мае сорок пятом,

Я с этим немцем шёл, как с братом,

Шёл длинным каменным кладбищем,

Недавно- взятым и проклятым,

Сегодня-просто пепелищем.

И я скорбел с ним, с немцем этим.

Что, в тюрьмы загнан и поборот,

Давно когда- то, в тридцать третьем,

Он не сумел спасти свой город.

Домашнее задание: Прочитать почесть В.Быкова «Обелиск».

Давайте ответим на вопрос: Память о войне. Какой она должна быть?

Если бы вы были художниками, то какую обложку бы вы создали к этому рассказу и почему?