Конспект открытого внеклассного мероприятия для 5-6 кл посвященного Международному год

МБОУ «Лесхозская СОШ» Арского района Республики Татарстан

Разработала : учитель английского языка 2 квалификационной категории, классный руководитель 6б класса Гатиятова Гузель Ильдусовна

Тема: «Что мы сажаем , сажая леса….»

Цель: сформировать понятия об экологической роли лесов, способствовать воспитанию экологической культуры учащихся, как части общей культуры и отношения человека к природе.

Задачи:

Образовательные:

Расширить знания о лесе, роли и функциях леса;

расширить элементарные сведения о видах деревьев;

учить видеть связь настоящего с будущим, прогнозировать перспективы развития отношений человека и природы.

Развивающие:

формирование коллективно-творческого мышления;

формировать навыки практического применения полученных знаний и умений;

развивать познавательный интерес детей ;

развивать трудовые способности, дать возможность получить новый опыт деятельности;

Воспитательные:

воспитывать у детей ответственное отношение к природе родного края;

создать условия повышения экологического сознания учащихся , а также их социальной активности.

Оборудование : проектор, саженцы, меч Колесова, миска с болтушкой, кепки или фуражки лесоводов.

Занятие сопровождается презентацией

Занятие состоит из 2 частей теоретической и практической, которая проводиться на улице.

Ход мероприятия

-Здравствуйте , ребята. Меня зовут Гузель Ильдусовна. Я приехала к вам из Лесхозской школы. В нашей школе учат любить свой край по-настоящему – учат понимать и беречь природу. А вы знаете, что 2011 год объявлен Международным годом лесов? И сегодня я хочу поговорить с вами о лесе.

Есть у С. Маршака стихи, которые начинаются словами: «Что мы сажаем, сажая леса?…».

Люди разных специальностей ответили бы на этот вопрос каждый по-своему.

Кораблестроитель: «Мачты и реи – держать паруса…»; столяр: «Стол, за которым ты будешь писать, карандаш, линейку, пенал…». И конечно, он бы не забыл про деревянные шкафы, полки для книг, паркет для пола, оконные рамы, двери…

Рабочий бумажного комбината кроме тетрадей обязательно назвал бы книги, а также газеты, журналы, потому что бумага делается из древесины.

Деревенский плотник напомнил бы о рубленных бревенчатых избах и деревянных мостах через небольшие речки.

И химик нашел бы добрые слова о лесе, о древесине, из которой получают на комбинате лаки, нитки для искусственной ткани, лекарства…

Музыканты воскликнул бы: «Спасибо, лес! Твое дерево, которое когда-то гудело от ветра и слушало пение птиц, теперь само запело, зазвучало голосами сделанных из дерева рояля, скрипки, балалайки».

А услышь наш разговор агроном, он бы, пожалуй, обиделся: как же, мол, так – забыли, что лес – защитник полей! Зеленой стеной стоит он на пути беспощадных, несущих зной ветров-суховеев и сберегает урожай. Но это летом. Зимой же «зеленая защита» не дает ветрам сдувать с полей снежное «одеяло», под которым засеянные еще с прошлой осени хлебные семена.

Лес защищает и реки. Всю зиму он копит снег, а весной постепенно отдает талую воду земле.

«Что мы сажаем, сажая леса?» — переспросил бы врач. Да прежде всего – здоровье. Где чаще всего строят дома отдыха, санатории? Конечно, среди лесов. Здесь самый чистый, самый здоровый и полезный воздух. Если бы не зеленые леса, людям всей нашей планеты не хватило бы кислорода, чтобы дышать».

Ну, а лесничий сказал бы: «Как видите, лес нужен всем. Но чтобы лесных богатств хватило не только нам, но и нашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева надо обязательно посадить одно, нет, даже два новых. И еще: лес – это не только сырье, это и бесценная красота».

А закончил бы лесничий свою речь все теми же стихами:

Что мы сажаем,

Сажая

Леса?

Чащу,

Где бродят

Барсук и лиса.

Лист,

На которыйЛожится роса.

Свежесть лесную,

И влагу,

И тень, —

Вот что сажаем

В сегодняшний день.

- Ребята, а какие деревья растут в наших лесах?

- Дуб, береза¸ель, сосна, липа, осина, тополь….

- А на какие виды делятся деревья?

- Хвоиные и лиственные

— И лес тоже бывает разный: хвойный – ели, сосны, пихты; лиственный – в нем растут березы, осины, липы. А есть лес смешанный – лиственные деревья здесь соседствуют с хвойными.

Вот веселый, пронизанный светом березняк. Густая трава, цветы. По белым стволам берез, бегают солнечные зайчики. Флейтой заливается золотистая иволга, и словно не от ветерка, а от самой этой песни раскачиваются длинные ветви.

А вот еловый лес. Полумрак. Кругом мягкий ковер из бурой хвои. Травы и кустов мало. Изредка прозвенит синица, простучит дятел. Свистнет разок-другой рябчик – и снова тишина.

Смешанный лес. Рядом с сосной – береза, рядом с елью – осина. Здесь встречаются и липы, и дубы, и клены. Много разных кустарников, трав, цветов.

- А вы знаете , что за последние годы площадь лесов РТ снизилась от 80% до 17%. Ребята, а как вы думаете , что можно сделать, чтобы увеличить лесистость республики?

-Конечно же, сажать леса. А вот как правильно это сделать мы узнаем прямо сейчас, но сначала нужно одеться и выйти на улицу.

- А вот как как правильно посадить саженец ели вам расскажут мой помощники – учащиеся 9а класса, вожатые моего класса, которые являются еще и членами школьного лесничества.

-Здравствуите , ребята. Меня зовут Дамир, а меня Динар.

- Ребята ,чтобы вы почувствовали себя настоящими лесоводами, мы посвящаем вас в «Юные лесоводы» (Одевают на ребят фуражки лесоводов)

-Для посадки деревьев используется специальный инструмент, который называется меч Колесова.

Берем меч Колесова, втыкаем в землю, движениями от себя и к себе, делаем лунку, берем саженец, обмакиваем в болтушку, смесь воды и земли, опускаем саженец в лунку и чуть-чуть приподнимаем, чтобы расправить корни. С помощью меча Колесова сначала прижимаем нижний слой земли, выталкивая воздух из лунки, а потом прижимаем верхний слой земли, притаптываем и поливаем.

- А теперь приглашаем попробовать и вас.

- Молодцы, ребята. Теперь вы знаете, как посадить дерево. Надеемся, что наши саженцы приживутся и украсят территорию школы.

Итак, на нашем занятии мы научились сажать деревья, узнали о важной роли лесов в природе и в жизни человека. Это понимает все человечество. И не случайно 2011 год был объявлен Международным годом лесов. Большое спасибо за совместную работу и теплый прием. А сейчас давайте вместе сфотографируемся на память. Я обещаю прислать эту фотографию на сайт вашей школы.

На этом наше занятие окончено. До свидания.

Самоанализ

Отражая требования времени, педагогический коллектив нашей школы работает над темой «Использование современных образовательных технологий при формировании экологической культуры в процессе обучения и воспитания». В нашей школе разработана экспериментальная программа «Наследники природы» для среднего звена, и в своей работе я опираюсь на данную программу. Сегодня вашему вниманию было представлено одно из мероприятий , посвященных Международному году лесов. Целью мероприятия было сформировать понятия об экологической роли лесов, способствовать развитию экологической культуры учащихся, как части общей культуры человека.

Я считаю, что мне удалось

Расширить знания о лесе, роли и функциях леса;

расширить элементарные сведения о видах деревьев;

развивать познавательный интерес детей ;

развивать трудовые навыки, дать возможность получить новый опыт деятельности;

и воспитать у детей ответственное отношение к природе родного края;

На данном мероприятии я применяла такие педагогические технологии как технология развивающего обучения на основе коллективного способа обучения, сотрудничество в группе, информационные технологии, способствующие наглядному восприятию материала. В ходе занятия формировались навыки практического применения полученных теоретических знаний и новые трудовые навыки.

Мероприятие соответствует возрасту учащихся, способствует расширению кругозора и имеет профориентационную направленность.

Я думаю, что цель занятия достигнута и надеюсь, что каждый из детей осознал, что он может стать причастным к делу сохранения лесов родного края и вырастет гражданином, обладающим экологическим сознанием, ответственным за будущее своей малой родины.