Конспект Осень в лесу

Тема: «Осень в лесу».

Цель:

Расширять знание детей о характерных признаках осенней погоды в природе.

Развивать творческую инициативу; эстетическое восприятия на основе рассматривания картин.

Воспитывать любовь к природе.

Активизировать словарь детей: лучезарный, багряный, лиловый.

Индивидуальная работа.

Оборудование:

Картина « Золотая осень», кроссворд, осенние листья, гроздь рябины, грамзапись, П.И. Чайковского « Октябрь» из альбома «Времена года».

Ход занятия.

Воспитатель: Осень – это прекрасное время года. Сколько впечатлений дарит она человеку. Её красота вдохновляла поэтов и композиторов на самые чарующие слова и звуки.

Унылая пора! Очей очарованья!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увязанье,

В багрец и золото одетые леса! ( Пушкин А.С.)

А сколько тайн несут в себе звуки осеннего леса.

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвой?

А теперь представим на миг, что мы переносимся в осенний сказочный лес. (Звучит музыка П. Чайковского. На фоне музыки – текст воспитателя).

Что-то грустное и прощальное слышится в осеннем лесу. Чист и прозрачен воздух, прозрачна река. Тихо в лесу, шелестит под ногами опавшая листва.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы желтою резь бою

Блестят в лазури голубой,

Как вышки ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют,

То тут, то здесь в листве сквозной

Просветы в небе, что оконца

Лес пахнет дубом и сосной ( Бунин)

Воспитатель: Деревья осеннего леса придут к вам в гости. Но какие это деревья, вы узнаете, отгадав загадки:

В белом сарафане встала на поляне. Летели синицы, сели на косицы (Берёза)

Весной зеленела, летом загорала. Осенью надела красные кораллы. ( Рябина)

Никто не пугает, а вся дрожит. ( Осина)

Что же за девица: не швея, не мастерица. Ничего сама не шьёт, а в иголках целый год. (Ель)

А вот и наши гости!

Расскажи нам берёза, как осень встречаешь, какую пользу людям приносишь.

Берёза: Я символ нашей Родины. Нет для русского человека роднее дерева, чем я. Обо мне и песни поют, и стихи читают.

Наряд её лёгкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей.

И сколько задумчивых песен

Поётся в народе о ней!

Он делит с ней радость и слёзы,

И так уж она хороша,

Что кажется, в шуме берёзы

Есть русская наша душа (Рождественский).

Берёза: Осенью я надеваю золотое платье. Золотым дождём сыплются на землю мои листья. В застывшей тишине плывут по воздуху мои листья-кораблики и рассказывают свои, только им известные стихи.

Воспитатель: Послушай берёзка, какое стихотворение ребята расскажу о тебе.

Берёза моя, берёзонька,

Берёза моя белая.

Берёза кудрявая!

Стоишь ты берёзонька,

Посередь долин ушки,

На тебе, берёзоньке, листья зелёные;

Под тобой, берёзонька, травка шёлковая…..

X X X X

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуется – там, на дне долин,

Кисти ярко – красные вянущих рябин (Толстой).

Рябина: Есть что-то весёлое, радостное, русское в моём деревце. В народных песнях меня часто называют рябинушка. Осенью мои листья желтеют, становятся пурпурными и опадают, а оранжево – красные гроздья плодов остаются на деревьях на всю зиму. Мои плоды собирают после первых заморозков. Из них варят варенье, начинки для конфет.

Воспитатель: А вы знаете , что …. Ягодой рябину называют лишь в народе, а строго говоря, её плоды – это маленькие яблочки: мясистые с семечками внутри. Плоды её богаты витаминами. Рябина может сохранять урожай картофеля от порчи: листья мелко нарубают и пересыпают ими картофель. Для сохранения картофеля достаточно всего 300 гр. рябиновых листьев. Если в лесу много рябины – осень будет дождливая, если же мало – сухая.

А ты, осинка, что нам принесла?

Осина: Я вам принесла кроссворд « Угадай, с какого дерева лист».

1

1

3

4

6

Осень в лесу признаки

Ответ: 1) дуб; 2) береза; 3) сосна; 4) осина; 5) рябина;

6)клен.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо

Закачало деревцо

Ветер всё тише, тише

А деревья всё выше, выше.

Воспитатель: А вы знаете, что

Корой молодых осинок кормятся зайцы- беляки поздней осенью и зимой. Горькую кору гложут лоси. В дуплах старых, толстых осин гнездятся птицы, белки складывают свои запасы. Осина и без ветра шумит. У дуба и осины самый поздний листопад.

Воспитатель: А как встречает осень ёлочка?

Ёлочка: Каждую осень, в день моего рождения, деревья дарят мне подарки. Рябина дарит мне красные фонарики, берёза золотые кораблики. И стою я нарядная, разноцветная.

Воспитатель: А теперь наши «деревья» посмотрят, какие вы внимательные.

Проведём игру « Что изменилось!» Я буду называть признаки лета, а вы говорите, что изменилось в природе с наступлением осени.

— Летом было очень жарко. Дети купались в реке (…………).

— Грибной дождь, радуга (………).

—В лесу много цветов (………..).

— Листья берёз и осин были зелёными (……….)

— Весело щебетали птицы (………)

Вы правильно заметили осенние изменения в природе. Изменилась жизнь не только растений, но и животных.

Скоро белые метели Лист качается узорный

Снег подымут от земли. В синей луже на воде.

Улетают, Улетели, Ходят грач с грачихой черные

Улетели журавли. В огороде, по грядке.

Не слыхать кукушек в роще, Осыпаясь, пожелтели

И скворечник опустел, Солнца редкие лучи,

Аист крыльями полощет — Улетают, улетели,

Улетает, Улетел. Улетели и грачи. Е. Благинина.

Почему грибы на ёлке. Кто с грибов очистил сор?

На сучках сидят верхом? Это белкина кладовка,

Не в корзине, не на полке, Это белкин летний сбор!

Не во мху, не под листом? – Вот она по веткам скачет,

У ствола и среди веток. Промелькнула под кустом,

На сучках они надеты. Точно бойкий рыжик мячик.

Кто устроил их так ловко? С пышной шерсткой и хвостом.

Е. Трутнева.

Собрались и полетели. Заяц в мох оделся белый,

Утки в дальнюю дорогу. Стало зайчику тепло.

Под корнями старой ели. Носит белка месяц целый.

Мастерит медведь берлогу. Про запас грибы в дупло.

Е. Головин.

Рыщут волки ночью тёмной. В старый мох орехи ловко,

За добычей по лесам. Хвою щиплют глухари,

Меж кустов к терке сонной. Зимовать к нам прилетели.

Пробирается лиса. Северяне – снегири.

Прячет на зиму кедровка. Е. Головин.

Воспитатель: Ребята нашим гостям надо поторопится в лес, готовится к зиме. (Под музыку П. И. Чайковского «деревья» уходят.)

Вот мы с вами побывали в осеннем лесу. Красив и богат наш лес. Но мы должны постараться, чтобы таким он был всегда. И наше путешествие в осенний лес хочется закончить словами поэта Р. Рождественского:

Лес не только для нашей забавы,

Он – богатство нашей страны.

Все деревья в нём, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать – не сочтёшь!

Сердцу любо, коль знаешь, что за год.

В сосняке разрослась молодёжь.

На этом наше занятие окончено. Всем спасибо.

Использовала литературу: Учебно – воспитательные занятия в группе продлённого дня» Выпуск 2 Автор – составитель Н.А. Касаткина 2005 г