Конспект НООД детей с ФФНР подготовительной к школе группы ЗвукС Игрушки Сони и Сани А

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ ДЕТСКИЙ САД №561

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности для детей с ФФНР подготовительной к школе группы.

«Звук С. Игрушки Сони и Сани»

Учитель-логопед Пластинина Людмила Васильевна

2012г.

Тема: Звук [ С ]

Цели: обучение различению и правильному произношению звука [ С ]

Задачи: Коррекционные:

- закрепление правильного произношения звука [ С ];

- формирование фонематического восприятия на материале слогов, слов;

Развивающие:

-развитие фонематического слуха;

-развитие дыхания, силы, высоты голоса;

-развитие мелкой моторики пальцев рук;

-развитие навыка употребления и различения существительных женского и мужского рода;

-развитие навыка согласования числительных с существительными (родительный падеж множественного числа);

-развитие навыка составления и употребления предложений с предлогом С;

-развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные:

- воспитание умения следовать инструкции педагога, составлять инструкцию самостоятельно;

- воспитание умения работать в коллективе;

- воспитание осознанного отношения к компьютерным технологиям как средствам коммуникации и источникам информации.

Оборудование: презентация НООД, компьютер, проектор, шнурки по количеству детей, большие бусины синего цвета по количеству детей, подносы ,раздаточные материал с изображением автобуса, самоката, самолета, посуды, сумки, маски и со звуковыми схемами слов, простые карандаши и стаканчики, большой кубик с цифрами, подарочная коробка, игрушка-собачка.

Музыкальное сопровождение: песня «Топ-Топ» ( исполнитель:Майя Кристалинская), песня «Сюрприз-сюрприз».

Этап НООД

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность воспитанников

I .Организационный момент

«Здравствуйте!

Звучит «волшебная» музыка . Сегодня мне хотелось познакомить вас с девочкой Соней и мальчиком Саней!»

Звучит волшебная музыка и на экране появляется изображение девочки и мальчика.

Дети здороваются с учителем-логопедом.

Сообщение темы

Актуализация знаний

«У Сони и Сани много игрушек».

На экране появляются изображения игрушек (самокат, автобус, самолет, маска сумка, посуда)

«Предлагаю назвать их».

«Произнесите слова еще раз. Какой звук встречается в каждом слове?»

На экране появляются символы звука

«Ребята, а что такое звук?»

На экране символы

«Ребята, расскажите, используя символы на экране, что делают губы, на что похожи зубы, какая воздушная струя тогда, когда мы произносим звук С».

«Правильно»

«Каким символом мы отмечаем звук С?»

«На что похоже произнесение звука С?»

На экране появляются символы, подтверждающие правильные ответы детей

«Молодцы, правильно вспомнили!»

Дети называют игрушки, изображенные на экране .

Воспитанники называют слова еще раз и предполагают, что это звук С.

« Это то, что мы слышим, произносим, но не видим!»

«Губы улыбаются»

«Язычок упирается в нижние зубы»

«Зубы похожи на заборчик»

Воздушная струя холодная, встречает препятствия, значит звук С – это согласный звук».

«Колокольчик» в горле» не работает», значит звук С – это согласный, глухой, твердый звук.

«Квадратом синего цвета»

«На звук насоса»

.

Основная часть

Изолированное произнесение звука, развитие речевого дыхания, силы и высоты голос

Развитие фонематического слуха, речевого внимания и мелкой моторики пальцев рук.

Закрепление навыка звукового анализа слога.

«Ребята, чтобы звук С всегда произносился правильно, просто необходимо делать гимнастику для языка. И сейчас, сидя за столом, под музыку выполним упражнения «Лягушка-слоник», «Чистим нижние зубы»

Звучит песня Майи Кристалинской «Топ- топ» в «минусовой» записи.

Учитель-логопед регулирует правильность выполнения упражнений в индивидуальном порядке (важно сочетание ритма мелодии и выполняемого движения)

«Как здорово вы научились делать упражнения!»

« А теперь, выходите ко мне! Произнесем звук С еще раз и поможем себе руками. Сначала длительно и громко…, длительно и тихо…., кратко и громко.., кратко и тихо.

«Отлично у нас получилось! Но звук С очень любит играть в прятки. И сегодня он спрятался среди других звуков. Попробуем его найти.

Предлагаю занять места за столом.

Перед вами лежат бусины и шнурок. Я буду произносить звуки, а вы, услышав звук С, возьмите бусину синего цвета и вставьте в нее шнурок»

«Вы правильно услышали звук среди других звуков. Молодцы!»

«Но согласный звук С дружит с гласными и звуками и может прятаться и в слогах. Выходите из-за столов, поиграем.

Я произнесу слог, а вы его повторите, помогая себе руками и определите место звука С в слоге»

АС, СА, АСА, САС. Со и т.п. Сколько звуков в этом слоге. Какой, первый, второй и т.д.)

Дети садятся за стол, берут настольные зеркала и под музыку выполняют упражнения артикуляционной гимнастики.

Воспитанники откладывают зеркала и выходят в круг. Произносят звук С с применением упражнений речедвигательной ритмики.

Дети садятся за стол и выполняют задание.

Дети выходят из-за столов и произносят слоги с применением упражнений речедвигательной ритмики, определяя при этом количество звуков в слоге и место звука С

Закрепление навыка определения места звука в слове, развитие речевого внимания, зрительного восприятия.

«Ребята, Саня и Соня приготовили для вас задание, которое лежит на столе

На столе задание ( слова самокат, самолет, маска, сумка, посуда, автобус и звуковые схемы слов

Соня и Саня предлагают вам к каждой картинке подобрать звуковую схему слова и соединить их линиями»

Учитель-логопед контролирует правильность выполнения задания и оказывает индивидуальную помощь

Правильность выполнения проверяют с помощью слайда презентации движущимися стрелками.

« Ребята, почему в звуковой схеме слова самолет на первом месте квадрат синего цвета?»….

«Молодцы, вы правильно определяли место звука С в словах и это помогло вам правильно провести линии»

Ребята садятся за столы.

Выполняют задание.

«Потому что, в слове самолет звук С слышится на в начале слова…»

Закрепление навыков различения и употребления существительных мужского и женского рода

На экране картинка с изображением Сони и Сани с игрушками (самолет, самокат, автобус, сумка, посуда, маска

«Ребята, Соня и Саня любят играть. Соня выбирает игрушку , про которую можно сказать «Это моя…», Саня – «Это мой…»

Назовите Сонины игрушки…, а теперь Санины»

Сонины игрушки: «Маска, посуда, сумка».

Санины игрушки: автобус, самокат, самолет

Закрепление материала

1.Закрепление навыка согласования числительных 1, 2, 3, 4, 5, 6, с существительными

« Ребята,Соня и Саня любят играть и мы поиграем в игру «Веселый кубик»

«Придумайте и назовите слово-предмет, в котором слышится звук С, бросайте кубик…»

Дети, кидая кубик с наклеенными числами, согласовывают выпавшее числительное с существительным

2. Закрепление навыка составления предложений по схеме с предлогом С.

«Ребята, вспомните, с чем играет Соня.

А с чем Саня?

Правильно ответить на вопросы вам поможет эта схема предложения».

На экране схема предложения, состоящая из четырех слов.

«Обратите внимание, что звук С превратился в маленькое слово.

Итак, с чем играет Соня?»

Воспитанники составляют предложения по схеме, используя предлог с.

Соня играет с маской.

Соня играет с посудой.

Соня играет с сумкой.

Саня играет с автобусом.

Саня играет с самолетом.

Саня играет с самокатом.

Итог занятия.

«Ребята, вы составили замечательные предложения с маленьким словом С, а Соня с Саней прислали вам сюрприз.»

Звучит песня «Сюрприз-сюрприз»

Учитель-логопед показывает коробку с сюрпризом.

«Как вы думаете, что внутри?»

После того как дети выскажут свои предположения, учитель-логопед открывает коробку , из которой достает игрушку собачку.

« Что это?»

Как вы думаете, почему Соня и Саня прислали именно собачку?»

«Звук С – это какой звук?»

«А теперь, я думаю самое время, поиграть с собачкой!!!!»

Ребята высказывают свои предположения.

«Игрушка! Собачка!»

« Потому что, в слове собачку есть звук с»

« звук С – это согласный глухой твердый звук!»

Ребята в группе придумывают игры с собачкой.