Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР Работа с де

Конспект

логопедического занятия в подготовительной группе

для детей с ОНР.

Тема: «Работа с деформированным предложением. Словообразование существительных и прилагательных».

Лексическая тема: «Семья»

Цель: Учить работать с деформированным предложением: составлять простое распространенное предложение из слов, данных в нарушенной последовательности и произвольной форме.

Закреплять навык словообразования суффиксальных существительных и сложных прилагательных.

Упражнять в подборе синонимов, решении ребусов.

Развивать фонематические процессы, память, внимание.

Оборудование: ребус «Семья», картинки с изображением членов семьи, мяч, д/и «Наоборот», д/и «Составь предложение», д/и «Составь портреты», схемы предложений, наборное полотно, фишки,

Г.А. Киселева «Книжка – учишка» №3.

Ход: I Орг. момент.

Решение ребуса «Семья».

Сообщение темы занятия.

Сегодня мы будем говорить о семье, ее членах, будем учиться составлять предложения и образовывать новые слова.

II Вводная беседа. Развитие звукового синтеза.

Что такое семья? Назовите членов семьи. Отгадайте, какое слово я «рассыпала».

д,о,ч в,н,у,к с,ы,н,о,к

д,э,т м,у,ш д,о,ч,к,а

а,т,э,ц б,р,а,т б,а,б,у,л,а

м,а,т

Подбор прилагательных к существительным. На каждое слово выкладывается фишка на наборном полотне.

Подберите слова – признаки к слову «семья». Какая ваша семья?

III Развитие навыков антонимии. Д/и «Наоборот»

Дети делятся на две команды. Логопед предъявляет пару картинок. Ребенок из первой команды называет картинку под розовой полоской, ребенок из второй команды – картинку под голубой полоской – антоним.

Маленький – взрослый сильный – слабый открыть – закрыть высокий – низкий

Молодой – старый надевать – снимать толстый – худой стройный – сутулый

Идет – стоит веселый – грустный длинный – короткий смеяться — плакать

Здоровый – больной поднимать – опускать сидеть – лежать

IV Словообразование сложных прилагательных. Д/и «Составь портреты»

Готовые портреты вывешиваются на доску.

Какими получились мальчик и девочка?

Чернобровый темнобровая

Краснощекий розовощекая

Курносый голубоглазая

Темноволосый светловолосая

Круглолицый узколицая

Кареглазый

V Работа с деформированным предложением.

Составьте предложения из данных слов:

Школа, брат, ушла, в.

Студентка, институт, в, учиться.

Мы, идти, в, детский, сад.

Семья, решать, кроссворды, трудный.

Сколько слов в предложении?

Какое первое? Второе? Третье?

Какое «короткое» слово в этих предложениях?

Выложите схему последнего предложения. «Прочитайте» его.

VI Физ.минутка.

Есть у меня братишка-

Смешной такой мальчишка:

Мне во всем он подражает

И ни в чем не уступает.

Если мы играем в мячик,

Я скачу, он тоже … (скачет).

Я сижу и он … (сидит),

Я бегу и он … (бежит),

Мяч беру и он …(берет),

Мяч кладу и он …(кладет).

Куст стригу и он …(стрижет),

Жгу костер — он тоже …(жжет).

Такой смешной мальчишка –

Младший мой братишка.

VII Словообразование существительных.

Сейчас поиграем в «новые слова». Я кидаю мяч и говорю, кто из членов семьи любит что–то делать. А вы по очереди, как его можно назвать, и возвращаете мяч.

Дедушка любит мастерить, он …(мастер).

Бабушка любит заниматься рукоделием, она …(рукодельница).

Мама любит хлопотать на кухне, она …(хлопотунья).

Папа – плясать, он …(плясун), а мама …(плясунья).

Дядя — петь, он …(певун), а тетя …(певунья).

Сын – шалить, он …(шалун), а дочь …(шалунья).

Брат – озорничать, он …(озорник), а сестра …(озорница).

Двоюродный брат – молчать, он …(молчун), а двоюродная сестра …(молчунья).

Племянник ходит в школу, он …(школьник), а племянница …(школьница).

Он учиться на «отлично», он …(отличник), а она …(отличница).

А вы кем будете в школе?

VIII Итог

Чем занималась семья в составленном нами предложении?

Поговорите дома с родителями о том, в какие игры любят играть в вашей семье в свободное время? А поможет вам в этом «Книжка – учишка» на странице 22.