Конспект 5 класс Науки о природе

Урок 1

Тема: «Введение. Науки о природе»

Цель: вызвать интерес к изучению курса природоведения.

Задачи: — развивать у учащихся познавательный интерес, умение анализировать,

- совершать логические операции, сравнивать, обобщать;

- учить работать с книгой, схемами, таблицам;

- знать, что такое «тело», «вещество», «явления природы», «естественные науки»;

- учить использовать полученные знания в практической деятельности;

- воспитывать культуру общения.

Тип урока: урок-знакомство.

Оборудование:таблицы, рисунки, изображающие явления природы;

коллекции, гербарии

Ход урока

Определение темы и целей урока.

Познакомиться с учебником, как он называется, кто авторы, прочитать обращение к учащимся с 3-4;

Требования к урокам природоведения: всегда иметь учебник, тетрадь 48 листов, рабочую тетрадь, чистые листы для письменных работ;

Определение слова «природоведение»«природа» и «ведать» — изучать. Изучение природы.

Выяснить знания учащихся о природе.

Новый материал.

Как называется первый раздел, из каких тем он состоит? Тему урока записать в тетрадь Науки о природе (т.)

Природу в старину называли «естество» (т.)

Естественные науки – науки о природе (т.)

Разнообразные тела, вещества, явления природы.

Определения: тело – любой предмет, любое живое существо (т.)

вещества – это то, из чего состоят тела (т.)

явления – любые изменения, происходящие в природе (т.)

Таблица «Науки о природе»

Название науки

Происхождение слова

Что изучает

астрономия

от греч. слов

«астрон»-звезда,

«номос»-закон

Наука о небесных телах, изучает их строение, движение, происхождение

физика

от греч. слова

«физис»-природа

Изучает разнообразные явления природы, например, движение тел, звук, свет, электричество и т.д.

химия

возможно от греч. слова

«химевсис»-смешивание

Наука о веществах и их превращениях

геология

от греч. слов

«гео»-земля,

«логос»-учение, наука

Наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии.

география

физическая география

от греч. слов

«гео»-земля,

«графо»-пишу

от греч. слова

«физис»-природа

Наука о Земле, описывает нашу планету «землеописание».

Изучает природу земной поверхности

биология

от греч. слов

«биос»-жизнь,

«логос»-учение, наука

Наука о живой природе

экология

от греч. слов

«экос»-дом,

«логос»-учение, наука

Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.

«Семья биологических наук» с 12-13 (Д/З) – таблица аналогичная классной.

Название науки

Происхождение слова

Что изучает

протистология

от греч. слова

«протистос»- самый первый

Наука о прстейших

ботаника

от греч. слова

«ботанэ»- растение

Наука о растениях

анатомия

от греч. слова

«анатоме»- рассечение

Наука о строении организмов

физиология

от греч. слова

«физис»- природа

Наука о жизнедеятельности организмов

бактериология

от греч. слова

«бактерион»- палочка,

Наука о бактериях

микология

от греч. слова

«микос»- гриб

Наука о грибах

цитология

от греч. слова

«цитос»- клетка

Наука о клетке

зоология

от греч. слова

«зоон»- животное

Наука о животных

орнитология

от греч. слова

«орнис»- птица

Наука о птицах

ихтиология

от греч. слова

«ихтис»- рыба

Наука о рыбах

энтомология

от греч. слова

«энтомон»-насекомое

Наука о насекомых

териология

от греч. слова

«терион»- зверь

Наука о зверях

колеоптерология

латинское слово

«колеоптера»- жук

Наука о жуках

мирмекология

от греч. слова

«мирмекс»- муравей

Наука о муравьях

лепидоптерология

латинское слово

«лепидоптера»- бабочка

Наука о клетке

Закрепление.

Общее название наук о природе.

Что такое тела, вещества, явления?

Самостоятельная работа с.14 №1

тела

вещества

явления

солнце

сахар

восход солнца

камень

кислород

рост растения

Земля

полет птицы

растение

растворение сахара

падение камня

вращение Земли

образование кислорода

Самостоятельно составить и записать в тетрадь 3 подобные пары (Д/З)

Домашнее задание.

Учебник с 6-14, ответы на вопросы.

Записать 3 пары слов не из таблицы тело (вещество) и связанное с ним явление.

В тетради таблица «Семья биологических наук» с. 12-13;

Дополнительное задание: подготовить сообщение о французском ученом – энтомологе Жан Анри Фабре, ученом-астрономе – Николае Копернике, ученом-биологе – Чарлзе Дарвине.

Подведение итога урока.