Комплексы упражнений для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Муниципальное бюджетное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида № 4

Методическая разработка

комплексов упражнений для детей с нарушением

опорно-двигательного

аппарата на основе специальных пластических

тренингов и развивающей гимнастики

Разработала: учитель ритмики,

педагог дополнительного образования

Семенкова Л. Ю.

Челябинск

2012

Данные комплексы упражнений могут использоваться в работе танцевальной студии и на уроках ритмики как разогревающие и тренирующие.

Но, наряду с традиционными формами работы могут использоваться как нетрадиционные формы ЛФК.

В этом случае профилактический, лечебный, корригирующий эффект сохраняется, но в работе с детьми имеет эмоционально и творчески окрашенный эффект.

Комплексы упражнений разработаны на основе специальных пластических тренингов и развивающей гимнастики.

Главное правило при выполнении физических упражнений – постепенность. Нагрузка всегда повышается постепенно и осторожно. После тренировки ребенок должен испытывать приятное утомление, а не изнеможение.

Физическая нагрузка должна уравновешиваться полноценным расслаблением.

Содержание

Дозировка

темп

Методические

указания

1.

«Змея»

И.П. – лежа на животе, руки согнуты в локтях, прижаты к телу, ладони упираются в пол.

Медленный подъем грудной клетки на счет 1-7, вернуться в и.п..

4 раза по схеме.

Темп медленный.

Дыхание произвольное.

Лопатки сомкнуты.

Работают мышцы спины.

2.

И. П. – то же.

Подъем на счет 1-7, зафиксировать на счет 1-7, вернуться в и.п..

3-4 раза по схеме.

Темп медленный.

Работают мышцы спины.

Руки играют вспомогательную роль.

3.

И.П. – то же. Подъем на счет 1-7, поворот головы на 1-3, вернуть голову в и.п.. На счет 1-3 то же в другую сторону, вернуться корпусом в и.п. на 1-7.

2 раза.

Темп медленный.

Туловище не скручивается.

4.

«Стаканчик»

И. П. – сидя, опора на ягодицы, колени согнуты, руки держат пятки, кончики пальцев ног упираются в пол, спина прямая.

Ноги выпрямить – согнуть на счет 1-2, держать уголок.

4-6 раз.

Темп средний.

Работают мышцы спины и ног, а руки играют вспомогательную роль.

5.

И.П. – то же.

Выпрямить ноги на счет 1-2, зафиксировать положение уголка на 1-4, вернуть в и.п..

4-6 раз.

Темп средний.

Следить за прямой спиной.

Учиться держать равновесие, не падать.

6.

И.П. – то же.

Выпрямить ноги на 1-2, зафиксировать, медленно развести в стороны – зафиксировать, вернуть обратно на 1-4, вернуть в и.п..

2-4 раза.

Темп медленный.

Держать равновесие.

Работают все группы мышц.

7.

«Пружина»

И.П. – полусидя – опора на локти и ладони, колени согнуты, носки поднять на уровень коленей и кончика носа, параллельно полу.

Попеременно ставим точки кончиками пальцев на воображаемой стене.

4-6 раз по 20 сек., с отдыхом.

Темп динамичный.

Движение идет с пружинящим эффектом и динамично.

8.

«Резинка»

И.П. – повиснуть на шведской стенке на расстоянии вытянутой ступни от пола.

3 раза.

По 15 сек., с отдыхом.

Подготовка позвоночника для дальнейшей работы.

Сброс напряжения.

9.

И.П. – то же.

Подтягивать колени, сгибая-разгибая их.

4-6 раз.

Темп средний.

Придерживать ребенка.

Не делать резких движений.

10.

И. П. – то же.

Прямые ноги приподнимать вверх, но не уголком.

4 раза.

Темп средний.

Выполнять со страховкой.

11.

«Каталка»

И. П. – лежа на животе, руки и ноги вытянуты.

Поднять руки и ноги в «лодочку» — рывком перевернуться на спину в «уголок».

Катиться непрерывно на счет 1-2 от стенки до стенки.

1-2 раза.

Темп средний.

Стараться не касаться пола ладошками и ступней.

Работают мышцы брюшного пресса и спины.

12.

«Кошечка»

И.П. – сесть на колени, грудь прижата к коленям, руки вытянуты вперед, ладошки упираются в пол.

Движение корпусом вперед, скользя по полу, прогибаясь, вынырнуть головой вверх, вытянув руки в локтях.

Кошечка потягивается.

Обратный ход в и.п..

4-6 раз.

Темп медленный.

Тщательно, постепенно выполнять упражнение.

Колени на месте, ладошки тоже.

13.

И. П. – то же.

То же движение вперед, но усложненное волнообразным движением в стороне (змейкой).

2-4 раза.

Темп медленный.

14.

«Солнышко»

И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вверх.

Медленный наклон корпуса вперед-вниз от живота, затем переход на грудь, плечи, локти, ладони.

Когда руки коснулись пола – идет смена направления, руки скользят по полу, по ногам, спина горбиком, возврат в и.п..

4-6 раз.

Темп медленный

Руки всегда отстают, спина прогибается.

Все действия выполняются постепенно и пластично.

15.

«Колодец»

И.П. – стоя, опорная нога согнута в колене, другая выставлена вперед, прямая.

Тот же наклон, как и в упр. 14, но к вытянутой ноге.

4-6 раз к каждой ноге.

Темп медленный.

16.

«Волна»

И.П.- стоя, руки вверху, колени чуть согнуты.

Движение начинается с носочков, переходит на колени, живот, грудь, руки и опять в и. п..

4-8 раз.

Темп медленный.

Характер движения: постепенный, волнообразный, непрерывный.

17.

«Пружина»

И. П. – стоя, ноги вместе.

Попеременно отрываем пятку от пола, ставим на подушку стопы, затем давим пяткой в пол каждой ступней.

8-12 раз.

Медленно.

Работает только ступня.

Необходимо зафиксировать правильную осанку.

Давить пружинящее в пол, непрерывно.

18.

И. П. – стоя, ноги вместе, сомкнуты.

Одновременно поднять пятки, развернуть их на подушечке стопы, опустить пятки, повернув на 90 градусов стопу.

8-12 раз.

Медленно.

Работает только ступня.

Корпус зафиксировать.

Подушечка пружинит, а пятка ставит точки.

19.

«Пингвин»

И. П. – то же.

Катаем ступни вперед-назад с пяток на подушечки.

8-12 раз.

Темп средний.

Руки вдоль туловища, корпус балансирует вперед-назад.

Колени не сгибаются.

20.

«Перекат»

И. П. – то же.

Перекатываем стопу с пятки на носок попеременно каждой ногой, чуть мягко приседая, чтобы увеличить амплитуду переката.

8-12 раз.

Темп средний.

Корпус зафиксировать.

Руки мягко продолжают движение.

21.

И. П. – то же.

Перекат попеременный на 1-4, затем разводим, перекатывая, ноги на ширину плеч на 1-4, перекат на месте на счет 1-4.

Возвращаемся в и. п. по той же схеме.

4-6 раз.

Темп средний.

Следить за осанкой.

Руки на поясе.

Движение непрерывное.

22.

«Гармошка»

И. П. – пятки вместе, носки врозь.

Перемещение в сторону, перекатывая ступню, соединяя пятка-носок, то носки вместе, то пятки, попеременно.

Возврат в и.п. так же.

4-6 раз.

Темп средний.

Перемещаться стопе помогают пружинящие колени.

23.

«Зигзаг»

И. П. – ступни вместе.

Подъем на носки, поворот в сторону на 45 градусов, опуститься на пятки, повернуться на пятках на 45 градусов, опуститься на носки. Продвижение в сторону зигзагом.

4-6 раз.

Темп средний.

Руки в сторону, корпус зафиксирован.

Двигаются только ноги.

24.

«Восьмерка»

И. П. – руки на ширине плеч, стоя.

Согнуть ногу в колене, нарисовать коленом круг, перенести центр тяжести на другое колено, нарисовать круг.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст