Комплексный подход к стимуляции познавательных процессов у детей с тяжелыми нарушени

Котова Оксана Юрьевна

МОБУ СОШ с. Пришиб, Благоварский район

Статья: «Комплексный подход к стимуляции познавательных процессов у детей

с тяжелыми нарушениями речи в коррекционном втором классе».

Оптимизация средств коррекционной — образовательной работы со школьниками предполагает совершенствование традиционных и поиск новых ресурсов, которые способствуют её четкой и эффективной организации. В нашем школьном образовательном учреждении используется комплексный подход к ребенку всех специалистов по коррекции познавательной деятельности у каждого школьника. Речь теснейшим образом связана со всеми сторонами психического развития ребенка. Восприятие, память, мышление, моторные навыки, целенаправленное поведение формируется с прямым участием речи. Учителями, психологом была подобрана и разработана гимнастика для стимуляции речевых центров, которая представляет собой систему упражнений для коррекции речи. Данные комплексы гимнастики для стимуляции деятельности речевых центров с детьми с тяжелыми нарушениями речи, подчиняются лексическим темам и включают в себя: пальчиковые игротренинги; динамические паузы; самомассаж рук, лица.

Пальчиковые игротренинги. В устной речи любого народа можно встретить короткие стихи, которые сопровождаются движениями пальцев, например, «Сорока – белобока…». Люди давно заметили, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах ГМ и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умения подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Развивается память ребёнка, т. к. он запоминает определённые положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия.Динамическая пауза – это комплекс движений, который сочетается с речевым сопровождением; она способствует развитию в речи — двигательного и слухового анализаторов, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. Стихотворный материал подбираем, учитывая ряд требований: стихи должны нести разнообразную коррекционную направленность. Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

Массаж и самомассаж. Ещё одна нетрадиционная форма, используемая нами в работе: массаж и самомассаж. Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. Одним из эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму является самомассаж рук. Мы учим детей делать себе массаж предплечья, кистей и пальцев рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений. Также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благоприятно развивается речевая функция. Самомассаж рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы — при гипотонусе, помогает снять излишнее напряжение – при гипертонусе. Специальные упражнения по самомассажу способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений – торможению ненужных и активизации необходимых Нами были подобраны упражнения, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальные способности ребенка. При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое вдавливание кончиками пальцев при массировании, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков (как все вместе, так и поочередно. Проведение пальчиковых игротренингов, динамических пауз, самомассажа предупреждает переутомление дошкольников, служит средством эмоциональной разрядки, снимает статическую нагрузку, раскрепощает моторику и речь детей, позволяет достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта.