Комплексный логопедический план занятий по профилактике коррекции нарушений письменной

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Комплексный логопедический план занятий по профилактике, коррекции нарушений письменной речи у детей с нарушением интеллекта

(методические рекомендации педагогам школы)

Система работы по профилактике, коррекции нарушений письменной речи включает воспитателей, классных руководителей, поскольку успех по предупреждению нарушений письма не достижим без сотрудничества. При необходимости к работе привлекаются все узкие специалисты.

а) Формирование пространственных и временных ориентировок.

Задачи:

Уточнение схемы тела (правая — левая сторона, низ — верх, сзади — впереди и т. д.).

Ориентировка во взаиморасположении предметов в пространстве и на плоскости.

Развитие способностей мысленного перемещения.

Формирование навыков схематического изображения (ориентировка с опорой на карту).

Упражнения, дидактические игры

1

Математика

«Паровозик», «Угадай сколько в какой руке», «Режим дня»

2

Физкультура

Подвижные игры с мячом, «Рыбачек и рыбки», «Жмурки, «Охотники»

3

Письмо и чтение

«Угадай что задумано», «Опиши комнату», «Подражание животным»

4

Труд

Конструктор, мозаика, оригами, аппликация.

5

Внеклассные занятия

Подвижные игры – «Водитель», «Лабиринт», «Куда спряталась кукла?», «Разрезные картинки»…

6

Индивидуальная работа

Игры на плоскости

б) Развитие мыслительных операций.

Задачи:

Формировать навыки и умения сопоставления предметов и явлений, находить сходства и различия между ними.

Научить выделять существенные свойства предметов и явлений, объединять предметы и явления в группы на основе общих и существенных признаков (обобщения), а также делить на группы (классификация).

Учить находить лишний предмет на основе обобщения и классификации.

Упражнения, дидактические игры

1

Математика

«Найди пару, «На что похоже», «Раздели на группы»

2

Природоведение

Даются задания на сравнения, обобщение, классификацию, исключение лишнего (по растениям, животным, одежде т. д.)

3

Письмо и чтение

«Назови три предмета», «Узнай предмет», «На что похожа буква»

4

Физкультура

«Охотники – 2»

5

Внеклассные занятия

«Два гнома», «Четвертый лишний»

6

Индивидуальная работа

Эксперименты – «Что тонет, что не тонет» «Магазин», «Ассоциации»

в) Развитие восприятия

Задачи:

Формировать сенсорные эталоны на основе развития ощущений.

Уточнять и расширять понятия о цвете, размере, форме.

Упражнения, дидактические игры

1

Математика

«Найди такой же», «Мастерская форм», «Назови 5 предметов»

2

Природоведение

«Сравни цветы, листья по цвету, размеру, форме»

3

Письмо и чтение

«Описание предметных картинок», «Повтори узор», «Угадай, что загадали»

4

ИЗО

«Разноцветная вода», «Волшебная палитра».

Труд – «Кукольные коврики», аппликация из цветной бумаги, ткани.

5

Внеклассные занятия

Подвижные игры, лото – «Цвет, форма»

6

Индивидуальная работа

«Головоломки», «Выложи сам»

г) Формирование сукцессивных функций (развитие восприятия и воспроизведения организованной в ряд информации).

Развивать способность к анализу, воспроизведению временной последовательности явлений (при использовании всех анализаторов – зрительного, слухового, кинестетического).

Формировать умения воспроизводить серии движений, рядов цифр, звуков, слов с удлинением воспроизводимых рядов, с усложнением – в обратной последовательности.

Воспроизводить ритмы по слуховому графическому образу.

Упражнения, дидактические игры

1

Математика

«Продолжи ряд», «Что изменилось?», воспроизведение серии фигур, отличающихся последовательностью.

2

Природоведение

«Назови 5 животных от самого быстрого до самого медленного»

3

Письмо и чтение

«Запишем сказку», «Разложи по порядку сказку», «Повтори узор», «Пиктограммы»

4

Физкультура

«Повтори серии движений», «Три движения», «Наоборот»

5

Внеклассные занятия

«Телеграфист», «Азбука Морзе», «Повторяй друза другом», «Что изменилось»

д) Развитие фонематического восприятия и звукового анализа.

Задачи:

Развивать слуховое внимание и слуховую память на основе восприятия и запоминания речевых и неречевых функций.

Формировать умение различать одинаковые звуки по высоте, громкости и т. д.

Развивать способности различать слова, близкие по звуковому составу, подходить выборочно к правильно или неправильно прозвучавшему слову. Дифференцировать смешиваемые звуки (в словах паронимах, в словах близких по звучании.).

Развивать навыки звукового анализа.

Упражнения, дидактические игры

1

Чтение

«Кто это», «Чей голос», «Эхо», «Путаница», «Тихо – громко», «Какой инструмент звучит»

2

Письмо

«Слово рассыпалось», «Собери слово»

3

Внеклассные занятия

«Слово к картинке». «Выдели слово», «Цепочка слов»

4

Индивидуальная работа

«Отгадай правильно и повтори»

5.

Для воспитателей

«Пирамиды»

е) Развитие связной речи.

Задачи:

Активировать и обогащать словарь.

Упражнять а правильном употреблении словоформ, в составлении грамматически правильных фраз, в словоизменении.

Формировать умение составлять описательный рассказ по предметным и сюжетным картинкам, из личного опыта и творческие рассказы.

Упражнения, дидактические игры

1

Математика

Составление задач по картинкам

2

Природоведение

Составление рассказов о животных, растениях.

3

Письмо и чтение

Составление рассказов, сказок по картинкам, игры в слова «Шкаф», использование загадок, скороговорок, чистоговорок, превращение слов, ребусы. «Назови слово наоборот», «Доскажи словечко»

4

Физкультура

«Полслова за вами»

5

Внеклассные занятия

«Кто внимательнее», «Про что сочиним», «Отгадай что задумали», «Слово за слово»

6

Индивидуальная работа

«Подбери слово», «Раскрась рассказ», «Замени слово»

ё) Развитие навыков моделирования и символизации.

Задачи:

Развивать творческие способности, фантазию, воображение, образные представления, оригинальность мышления.

Упражнения, дидактические игры

1

Чтение

«Изобретатель слова»

2

Труд

Лепка, аппликация по мотивам декоративно – прикладного искусства

3

Внеклассные занятия

«Изобретатель», «Бывает – не бывает», «Угадай, что получится», «Волшебные кляксы»

4

Индивидуальная работа

«Во что с этим можно играть», «Кто я?»

Составили:

1. Слонова А.В.- соц педагог ГМС(К)ОШ-И.

2. Шмидт Т.А. – учитель-логопед ГМС(К)ОШ-И.