Комплексный анализ текста

Тексты для комплексного анализа

I

1.Подготовьтесь к выразительному чтению

Пусть тот бой не упомянутВ списке славы золотой,День придет — еще повстанутЛюди в памяти живой.И в одной бессмертной книгеБудут все навек равны —Кто за город пал великий,Что один у всей страны;Кто за гордую твердыню,Что у Волги у реки,Кто за тот, забытый ныне,Населенный пункт Борки.И Россия — мать родная —Почесть всем отдаст сполна.Бой иной, пора иная,Жизнь одна и смерть одна.

(А.Твардовский)

2.Докажите, что это художественный текст.

3. Объясните значение слова «твердыня».

4. Какие слова употребляются в переносном значении?

5. Произведите разбор словосочетаний:золотая слава, гордая твердыня, отдаст почесть, отдаст сполна.

6. Объясните орфограммы и пунктограммы.

7.Подготовьтесь к письму по памяти

I I

1.Подготовьтесь к выразительному чтению

Четырёхстопный ямб не надоел.Не оставляю мальчикам в забавуЕго омытых нашей кровью стрел,Его неостывающую славу.Я так люблю, когда, устав от дел,Творимых по закону и уставу,Врывается он, моложав и смел,В поэзии свободную державу.Он вездесущ, как ветер и гроза, Он прост и чист, как белый лист бумаги,Он смотрит вам по-дружески в глазаИ не кричит повсюду об отваге.Он сам как шпага: шаг вперёд  и в бой.Пароль и отзыв, он всегда с тобой.(Л. Озеров)2.Перечитайте стихотворение Пушкина, начало которого стало эпиграфом сонета Л.Озерова. В чём проявляется взаимодействие двух поэтических текстов?3.Какие средства художественной выразительности используются в стихотворении Л. Озерова?4.Запишите предложения, в которых используются сравнения. Подчеркните грамматические основы этих предложений.5.Сформулируйте самостоятельно задания, направленные на повторение:а) фонетики; б) лексики;в) морфологии.

I I I

1.Прочитайте отрывок из статьи. Озаглавьте текст. Выпишите фрагменты текста, включающие цитирование.«Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспомнить… Вспомни, — писал он брату, — тот ужас и отвращение, когда отец устраивал бунт из-за пересоленного2 супа и называл мать дурой…».Но тот же Чехов в других, более поздних письмах: «Отец и мать – единственные для меня люди на земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные люди. И одно их безграничное достоинство ставит их выше3 всех похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни».Есть ли тут противоречие? С одной стороны, «страшно, тошно вспомнить…» с другой – «Если я буду высоко стоять, то это дело их рук», а в другом письме – «Для нас дороже3 матери ничего нет в этом разъединственном мире».Думаю, что нет никаких противоречий. В том-то и громадность Чехова, что он сумел мелкие обиды, бытовые ссоры, дурной характер отца отделить от главного – от высоких достоинств… От того чувства благодарности, которое всё равно испытывал писатель к родителям. Он сумел понять их («трудная жизнь») и простить, а простив – освободиться6 от претензий и счётов, увидеть за внешним, сиюминутным их истинные ценности, которые ставили их высоко, «выше всех похвал». Вот это и есть «самостоятельность человека, залог бессмертия его».(А. Гербер)2.Докажите, что это тест. Какова роль первого предложения (зачина)?3.Какие признаки текста-рассуждения мы видим в этом отрывке?4.Объясните значение слова деспотизм.5.Какова роль цитирования в тексте? Что делает цитаты органической частью текста? Как проявляется связь цитаты с последующей частью текста?6.Укажите односоставные предложения, определите их тип. Какова их роль в тексте?7.Составьте схему одного из сложных предложений.8.Произведите разбор словосочетаний: высокие достоинства, писал по-разному, чувство благодарности.9.Объясните орфограммы и пунктограммы.10.Выполните разные виды разбора.11.Подготовьтесь к выразительному чтению.

IV

1.Подготовьтесь к выразительному чтению.МУЗЫКАКто тоску мою осудит? Кто печали утолит?Новой памяти не будет,Память старая томит.Перехватывает горло – И плывут со всех сторонНежность флейты,Бодрость горна,Скрипки плач,Фагота стон…Многозвучность,Многострунность,Медь, грозящая бедой…Детство, отрочество, юностьДруг за другом чередой.Звуки разных зим и вёсен,Звуки празднеств и потерь,Рёв прибоя, шёпот сосен, - Я их слышу и теперь:Все звучат во мне упорно,Не сливаясь в унисон,Нежность флейты,Бодрость горна,Скрипки плач,Фагота стон.(Е. Николаевская)2.Выпишите слова, которые входят в тематическую группу «Музыка».3.Понаблюдайте за рифмующимися словами в третьей и четвёртой строфах. Выпишите слова парами, обозначьте части речи. Произведите фонетический разбор одного из слов.4.Укажите синонимы и антонимы (в том числе контекстуальные). Какова их роль в тексте?5.Сформулируйте самостоятельно задания, направленные на повторение орфографии и пунктуации, и выполните их.