Комплексное занятие Вотчто значит настоящийдобрый друг

ЦЕЛЬ: Формирование эффективных стратегий поведения несовершеннолетних в социуме.

ЗАДАЧИ:

Формировать понятия о дружбе и правилах дружеских отношениях.

Развивать коммуникативные навыки несовершеннолетних.

Повышать самооценку, самоутверждение в коллективе сверстников, улучшать межличностные отношения.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Эпиграф.«Какхорошо,чтовмиреестьдрузья.

Улыбка друга — солнце в год ненастья, и отступает ледяная мгла перед теплом сердечного участья».

(из современной поэзии)

Организационный момент. Звучит музыка «Вот что значит настоящий друг»

Ребята, возьмитесь тихонько за руки. Почувствуйте дружеское тепло ваших рук. Улыбнитесь друг другу.

Игра «Хороший друг» из сборника «Учим детей сотрудничать», стр. 102, вып. № 4.

Воспитатель: Сегодня мы попытаемся разобраться в том, что такое дружба и кого можно назвать другом, а кого нельзя.

Вопросы:

Что вы понимаете под словом «дружба»?

Друг — кто это? Кого вы можете назвать своим другом?

Можете ли вы рассказать о вашей дружбе?

Чем друг отличается от приятеля или просто знакомого?

Кого можно назвать приятелем, а кого знакомым?

Разбор ситуаций в группах, дискуссия.

Задание. Помогите ребятам разобраться в их отношениях. Прочитайте две ситуации на карточках и скажите, между кем из ребят дружба есть, а между кем -нет. Почему?

Ситуация № 1. «Витя и Ваня вместе ходят в школу и из ъиколы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учился хорошо, Ваня — не очень. Витя регулярно дает Ване списывать домашнее задание. Наверное, это настоящая

дружба?»

Вопросы для беседы: 1. Каким, по-вашему, был бы ответ Виты на вопрос о том, что он делает для друга? 2. Как должен был поступить Витя, если он настоящий друг?

К чему может привести такая помощь?

Ситуация № 2. «Маша и Лена живут на одной улшАе. Каждое утро они вместе идут в школу. Девочки доверяют друг другу самые сокровенные тайны. Если одна из них заболеет, то другая всегда поможет ей сделать уроки.»

Вопросы для беседы: 1. Какими можно назвать отношения Лена и Маша? 2. Можно назвать девочек подругами? 3. Какие чувства они переживают вместе? ВЫВОД:Другомможно назвать не каждого человека,

а только того, с кем у вас особенные отношения.

Видеосюжет «Настоящий друг»

Задание 1.

На доске написаны слова и выражения. Выберите те из них (7), которые объясняют нам, что значит дружить. Почему вы сделали такой вывод: «доверять»,«вершить»,

«смеяться»,«желать добра»,

«хотеть увидеться»,«обманывать»,

«интересоваться делами», «быть честным»,

«лукавить»,«хвастаться»,«вместеиграть».

Воспитатель: Как вы думаете, правда ли, что если подружиться с каким-либо нехорошим человеком, то постепенно становишься на него похожим?

Задание № 2,

Написать правила друзей:

У. Дружба должна быть бескорыстной.

Друзья познаются в беде.

Мальчикам не обижать девочек, а помогать им.

Не обзывать, не оскорблять своих товарищей.

Сильный не обижает слабого. Старший не обижает младшего.

В дружбе должно быть согласие.

ВЫВОД: Надеюсь, что из этого вы себе сделаете определенные выводы.

Воспитатель: Скажите, когда люди начинают дружить, они специально учат эти правила?

(Это получается само собой, друзья стараются помочь друг другу, вместе радуются, делятся секретами и т.д.).

В отношениях с вашим другом или подругой есть такие правила, о которых вы не договаривались, но всегда стараетесь их соблюдать?

Почему вы или ваш друг стараетесь их не нарушать?

Можно считать счастливым человека, у которого есть друг?

Между тем могут возникнуть дружеские отношения?

Видеосюжет «Спорить не нужно»

Задание 3.

Прочитайте пословицы и объясните, как вы их понимаете (В процессе обсуждения воспитатель предлагает детям подтвердить сказанное примером из жизни):

Без друга в жизни туго.

Верный друг лучше сотни слуг.

Друг денег дороже.

Друга на деньги не купишь.

Друг за друга стой и выиграешь бой.

Дружбу помни, а зло забывай.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Видеосюжет «Давай дружить»

Определение понятия «Дружба»,

Дружба-это…:

… когда тебя понимают.

… когда вместе весело и «прикольно».

… если можно доверить тайну, поделиться информацией.

… можно получить помощь в любую минуту.

… ответственность двух людей друг за друга.

… верность, надежность, взаимопонимание, взаимовыручка.

… общность интересов, убеждений, взглядов, мотивов.

Толковый словарь И. Ожегова дает такое определение дружбе. «Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Обсуждение маленьких отрывков из детских фильмов («Утро без отметок», «Гостья из будущего», «Приключение Электроника»

Вопросы:

На чем основана дружба каждого из мальчиков?

Какое можно сделать предложение о дальнейшей дружбе мальчиков.

(Для детей с ЗПР (2 чел.) — рисунки на заданную тему).

Задание № 4 по творческим группам,

В левой стороне листа написать — «Что мешает дружбе?». В правой стороне — «Что помогает дружбе?» (Воспитатель приглашает подумать и ответить на вопросы:

Могу ли я быть Другом ?

Есть ли у меня Друг?

Что мне лучше сделать, чтобы найти себе Друга?

Может ли у человека быть много друзей?

ИТОГ:

Дружба — это такая форма межличностных отношений, когда нужно не только уметь договориться, соблюдать правила, но и проявлять сочувствие, соучастие, согласие, понимание, доверие, уважение, искренность, то есть нести ответственность.